Что есть система «мир человека»?

Любая система складывается из любых компонентов. В нашем случае такими элементами выступают мир и человек.

В любой системе, кроме ее элементов, выделяют также и отношения между ее элементами, составляющими. Между миром и человеком складываются различные отношения и взаимосвязи. Сведем 4 аспекта:

1. онтологический (слово осущем).

2. гносеологический (знание, теория познания).

3. Аксиологический (слово о ценностях).

4. Праксиологический (слово о деятельности).

Выделенные аспекты философской традиции получили названия – классические аспекты.

Плюрализм в понимании предмета философии. Изложенная логическая модель не является единственной. Есть и другие позиции:

  1. Онтологическо-атрибутивная концепция.

Ее сторонники настаивают: предметом философии яв-ся БЫТИЕ в марксистском понимании, т.е. материя как объективная реальность с присущими ей закономерностями изменения и развития. Фил-я как наука о всеобщих закономерностях развития и движения природы, об-ва и мышления. Центр концепции – это анализ наиболее общего.

Есть сильные и слабы стороны концепции:

СИЛЬНАЯ: видится в возможности и убедительности выводов. Если удается каким-то образом разработать общую картину мира, то более частные компоненты (об-во и мышление) получают соответствующие пояснения.

СЛАБАЯ: в концепции остается без внимания сам процесс возникновения знания о наиболее общих законах развития мира. В этом случае сущность чел-ка выводится из научной картины мира, а не из его социальной деятельности.

  1. Логико-гносеологическая концепция.

Ее подход к определнию предмета иной. Он идет от субъекта. В этом случае предмет философии включает логику чел-го мышления (формальную) и исследования процесса познания. Заметим, гносеология жестко противопоставляется онтологии.

СИЛЬНАЯ: предмет философии видится в непосредственном контакте с субъектом.

СЛАБАЯ: трудно установить контакт с природой, обществом.

  1. Философско-социологическая.

Предмет философии, в конечном счете, видится в акцентировании значения для разработки философских вопросов, основ, учения об об-ве, отношении людей друг к другу и к природе.

СИЛЬНАЯ: акцент на исследование, на анализ самого отношения сознания и бытия в его конкретной форме.

СЛАБАЯ: сужается предметная сфера фил-и только анализом отношения сознания к бытию.

  1. Синтетическая.

В нашем понимании эта концепция именуется логической моделью предмета философии.

Предмет философии: конкретика его аспектов

Что наработано?

1.Признается сам факт составности предмета философии.

2.выделяются основания расщипленности предмета философии. Заметим, таким основанием, как правило, предполагается структура человеческой деятельности.

3.В понимании конкретики классического аспекта предмета философии имеют место дискуссионные моменты:

А). Составность предмета фил-и именуется разными терминами. Либо разделы фил-го знания, либо части фил-го знания, либо его темы.

Б). предлагается разное количество составляющих предмета философии (от 4 до 12).

Каждый из классических аспектов не заменяет другого, не сводится к другому, не отрицает его. Аспекты взаимодополянют друг друга. Каждый обладает относительной самостоятельностью, выражается в следующем:

1.Каждый аспект имеет собственный термин.

2.Каждый аспект имеет собственный язык (совокупность специальных терминов, понятий, категорий). Если сущее, бытие, действительность, материя, то это онтология. Если скептицизм, иррациональность, истина – гносеология. Если добро, зло, оценка – аксиология. Если первообразования, активность, реформы – праксиология.

3.Каждый аспект имеет свой акцент, направленность, предмет.

Предметность аспекта:

I. Онтологический.В нем фик-ся и определяется существование изучаемого объекта. Фиксируется специальным вопросом: что значит существовать?

-камень на дороге (…или существует?) - я мыслю – я существую. - я ошибаюсь – существую. -Существовать– это быть воспринимаемым.

В аспекте выделяются:

a. Критерии объективного существования.

b. Виды и формы существования.

c. Единство всеобщего существования.

d. Наиболее общие и необходимые параметры и свойства, базовые характеристики бытия.

II.Гносеология.В нем фикс-ся и определяется знание о существующем объекте (и незнание). Выявляются:

1.критерии истинного знания.

2.формы и з.(факт, теория).

3.Общие методы, средства адекватного отображения действительности (истинного отображения).

4.условия и способы перехода от незнания к знанию (и наоборот).

5.диалектическая природа познания (противоречивая).

III. Аксилогический. В нем фикс-ся и определяется ценность и антиценность. Выявляются:

1)Критерии подлинных ценностей.

2)Основные виды ценностей (матер., духовные).

3)Способы функционирования ценностей.

4)Типы упорядоченнсотей ценностей (иерархический, горизонтальный).

5)Социально-историческая обусловленность наличных ценностей.

IV. Праксилогический.Фикс-ся и определяется активность социальных субъектов и его пассивность. Выявляются:

a) Основные факторы выбора и усвоения ценностных оринетиров (волевых и веровательных интенций). Выбор свободы и ответственности.

b) Пути формирования и опровации в высших… соц.деятельности (прежде всего, практически преобразующей деятельности).

10. Философия: трансцендирующее постижение объекта

Еще одна сторона философского познания – его трансцендирующий характер.

Трансцендентный (лат.переступать) – понимается как выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. – это термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; предмет религиозного и метафизического познания.

Для лучшего уяснения этого понятия обратимся к трактовке С.Л. Франк. Он выделяет в трансцендировании 2 момента: трансцендирование «во вне» и «во внутрь», которые оказываются взаимодополняемыми (П: любовь в человеческой жизни).

Обратим внимание на важные моменты, связанные с трансцендированием как с методом постижения чего-то: выход «за пределы» связан с самоуглублением, с наличием «непостижимости для разума», и в этом смысле, сверхчеловечности. Мы постигаем лишь некоторую частицу мира (до конца миры не познаваемы, значит, многообразны).

Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как научная рациональность, те мне менее оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия(«ведающее неведение»).

Постижение богатства первоосновы мира происходит также благодаря МЕДИТАЦИИ. Это умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Углубляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя.

МИСТИКА – трансцендирование связано с ней, если понимать под ней «нечто загадочное, непонятное, таинственное, веру в сверхестесственное» (от сл. таинственный). Мистика – это религиозно-идеалистический взгляд на действительность.

ü Мистическое знание может быть связано с материализмом. Но главное в том, что любое философствование, доходящее до границ с непостижимым и до представлений о первооснове мира, его свойствах, не может не касаться областей сверхестесственных.

ü На сложную неоднозначную связь мистики с религией указывает Бердяев. Он выделяет 2 типа мистики: 1. духовный опыт (описывается драма между душой и Богом и восхождение индивидуальной души к Богу), 2. умозрение, познание (опис-ся космическая драма, человеечская драма превращается в космическую драму).

Вообще мистика проблематична в христианстве. Представители христианства относятся подозрительно к мистике как к сфере внутренней свободы духа.

РЕЗУЛЬТАТ ТРАНСЦЕН-ОВАНИЯ (с медитацией и мистикой) – философская вера – это не наука, а психологическая установка индивида, принимающего что-то необоснованное должным образом за реально существующее. Специфика веры – в ее предмете, каковым оказываются первоосновы мира и бытия человека.

Существо этой веры проанализировано Ясперсом в «Философской вере» (1948г.). Путь мыслящего человека – это жизнь в философствовании. В наличном бытии человека открывается бытии. Человек прорывает всю будто завершенную в мире действительность наличного бытия. Переступает пределы своего наличного бытия и мира, достигая их основ. Философская вера не противоположна знанию, но включает его в себя, не противоположна мышлению, но являет себя в нем. Вера есть в науке, но в философии она специфична. Верой называется сознание экзистенции в соотнесении с трансценденцией.

11. Философия: её уровни освоения действительности

Стакиваемся с мнением, будто философское знание сугубо теоретично. Философия якобы не имеет своей эмпирии, своего эмпирического уровня. Примыкает представление, согласно которому философия связана с явлением предметной действительности не непосредственно, а опосредованно, через теории частных наук.

Слишком жесткая связь философии и частных наук лишает философов свободы критического осмысления данных частных наук. Нацеливать их на установление связи с действительностью через подобные факты и теории неправомерно (позитивистский хвостизм – отказывает философии в праве на самостоятельность в отношении к естествознанию, к его теориям и фактам эмпирического уровня).

В создании мировоззрения участвуют многие науки.Способ – обобщающая работа философского мышления, снятие частного во всеобщем. Результат – высший уровень интегрированности научных знаний – философская картина мира и его познания, т.е. философское миросозерцание.

К мировоззрению ведет не столько путь индуктивного обобщения экспериментальных и естественнонаучных теоретических данных, сколько особый характер самих мировоззренческих проблем – их всеобщность не в формально-логическом, а в диалектическом смысле,как составляющая систему конкретно-всеобщего.

Философское знание имеет два уровня освоения действительности – эмпирический и теоретический.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: сторонники утверждают, что в философском мировоззрении при его разработке нет и быть не может эксперимента, но нельзя отрицать возможность участия философов – специалистов по фил-м вопросам естествознания в осуществлении каких-либо мировоззренчески значимых экспериментов. Философское мировоззрение (отличие от естествознания) не яв-ся экспериментальным знанием (но в процессе его формирования опирается на наблюдение).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ: основной логической формой выражения мировоззренческого знания выступает ФАКТ (философский). Связано с экспериментом. А философия не экспериментальная наука.

ФАКТ– это такое знание, которое выражает какой-либо момент, фрагмент предмете философии и вносит новое в обоснование и развитие фил-го мировоззрения и философской методологии. Его особенности:

1.Репрезентация отдельных фрагментов фил-го мировоззрения.

2.Разнообразие источников информирования. Факты естественных наук опираются на относительно гомогенный источник.

Теоретический уровень мировоззренческого знания (научная сторона фил-ии) состоит из теорий разной степени общности. Уровни:

1. Разрабатывались теории причинности, целостности, времени. Это подуровень, соотносимый с отдельными категориями.

2. Комплексы категорий, составляющие общетеоретические принципы (субстанциального монизма, детерминизма).

3. Онтология, теория познания и другие фил-ие дисциплины (возможно систематизация категорий отд.дисциплин).

4. Метафилософия – уровень теории фил-ого знания (меняется характер и направленность категории, из предметно-содержательной в метатеоретическую, исследующую логическую структуру фил-ого знания).

Разделение на эмпирическое теоретическое уровней (хараткер деятельности) применимо к философии: на уровне формирования фил-их фактов, эта деятельность состоит в применении всеобщих категорий, а на теоретическом – в разработке фил-ого категориального аппарата.

Помимо разграничения двух уровней надо разделять философское и внефилософское знание!

ФИЛОСОФСКОЕ:в развитии опирается на 2 рода оснований: философские (все фил-ие и теоретические обобщения способные содействовать приращению фил-го знания) и внефилософские (базис мировоззрения дифференцирован).

Опираясь на внутри- и внефилософские основания, философы разрабатывают содержание отдельной категории, результат – общее развитие содержания всей системы категорий.

ВНЕФИЛОСОФСКОЕ: нередко называют «эмпирическим базисом философии». Придание статуса эмпирического естествознанию в узких пределах может актуализировать натурфилософские тенденции.

В своей структуре философско-мировоззренческое знание имеет 2 уровня: фактуального познания и теоретического. Внефилософские основания мировоззрения находятся за пределами не только теоретического, но и фактуального уровня.

ВЫВОД: многосторонние связи философии с жизнью, с социальной и природной действительностью, глубокие знания о явлениях действительности – необходимое условие развития философии и продуктивных фил-их размышлений.

12. Философия: герменевтическая деятельность

ГЕРМЕНЕВТИКА –искусство и теория истолкования текста. Начала герменевтики восходят к античности. Произведение Аристотеля «Об истолковании» связано с проблематикой герменевтики.

ЭТАПЫ:

- С возникновением христианства искусство и теория истолкования на долгое время стали рассматриваться как инструмент правильного понимания Библии.

- В н.19 века философ и протестантский теолог Шлейермахер расширил понятие герменевтики, рассматривая возможность ее применения не только к библии, но и к другим текстам. Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста. Его труды положили начало дурному развитию герменевтической проблематики. При этом ее направленность на постижение внутреннего мира автора оставалась неизменной.

- Этап связан с философом Дильтеем. Он связал с герменевтикой обширную область знания, занятую изучением культуры и истории. В их число попадали все науки, изучающие об-во и чел-а. Подчеркнутое философом значение герменевтической задачи для реконструкции событий об-ой жизни, а также ее связь с внимательным отношением к внутреннему миру людей, ставших составной частью предмета изучения, были восприняты последующим развитием науки и философии.

Герменевтика стал рассматриваться как одно из важнейших методов социально-гуманитарных дисциплин.

- Следующий этап сделан в 20 веке и был связан с возникновением философской герменевтики. Она в полном объеме восприняла все достижения герменевтики как метода социально-гуманитарных наук. Понимание и интерпретация – ее основные понятия. Ее возникновение означало, что из учения о методе познания она превращалась в учение о бытие. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – процесс проникновения в глубь смысловой структуры текста, подчинена главной герменевтической задачи – понимания.

Возникает идея герменевтического круга – это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого (понятия относительные). Понимание целого скла-ся из понимания частей, а для понимания частей нужно понимание целого. Эта идея предполагает также, что беспредпосылочного понимания не существует. То есть перед пониманием текста и т д субъект уже имеет представление о том, что должен будет понять (таким образом уже настроен на волну). Содержание первичного понимания опред-ся в фундам-х чертах традицией гуманитарной культуры, к которой принадлежит субъект, а в конечно итоге – языком.

ЦЕЛЬ понимания – перенести смысловую связь из другого мира в собственный (речь о внимательном отношении к внутреннему миру другого чел-а, к иной культуре).

Философская герменевтика рассматривает сквозь призму понимания весь объем челов-х взаимоотношений. Моральный пафос связан с озабоченностью опасными последствиями разобщенности людей. Ф.Г. – яркое свидетельство отличительных черт культуры 20 века, ее постклассичности, она рассматривает свойственные классической философии и науке представления о чел-ке и субъекте, противопоставленном миру, и о мире как объекте в качестве упрощенных.

Герменевтическое учение обнаруживает черты, отличающие его от философской классики:

1. Субъект более сложен, чем обрисовывался классическими представлениями. Он не представлен только лишь сознанием.

2. Противопоставление человека и мира оправдано только в узких рамках – для методологических потребностей классического естествознания.

13. Функции философии: проблемная ситуация в их осмыслении.

Наши рекомендации