Генезис, сущность и основные черты постклассической недиалектической философии.

Основные классические проблемы: носят мировозренеский характер, происхождение мира и сознания, отношение мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, что первично(либо из идеи возникает мир(идеализм), либо вечно существует(материализм) материальные предметы, на сколько наши зрительные орбразы в состоянии познать окр.мир, отражают бытие, проблема наличия устойчивости природы бытия, его идентификации)

. бытие все сущее, предельная абстракция. Проблема субстанции, проблема движения, субстрат. Субстанция – некая общая основа, всеобщая причина движения. Где находиться источник движения в реальности или сверх нее. Субстрат – первоэлемент. Материя все существующее, насколько познаваем мир, насколько наши познаваемые образы, соответствуют реальности. , матреия не конкретное состояние, а некая абстракция, философская категория используемая для обозначения объективной реальности, отображающаяся в ощущениях, все что вызывает ощущение в органах чувств. Реальность- все то, что существует 2 уровня реальности 1. Действительность (в данное время), 2 возможность(то что может быть или не быть)

. объективное то что существует не зависимости от субъекта, обладает качествами, признаками. Свойствами.

Основные направления постклассической философии XIX-XX века
Отличительной чертой постклассических философских теорий является их стремление решить классические философские проблемы "неклассическим" образом. Постклассическая философия не представляет единого, в формальном и содержательном отношении. Основанием же для отнесения той или иной философии к разряду постклассических, является наличие у неё следующих черт:
* Критическое отношение к классической философской традиции.
* Стремление развести философию и науку, проявившееся или в их противопоставлении или во включении философии в науку.
* Попытка включения в число методов, применяемых философией, художественного метода, а также познавательных практик нерациональных способов познания, в том числе характерных для восточной и русской философии.
* Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.
* Желание каждого направления, школы или персоналии представить свой философский проект в качестве универсальной философской системы, способной поставить и решить классические философские проблемы.

Внутри постклассической философии можно выделить ряд направлений, не связанных между собой генетически, сосуществующих одновременно, и в своей совокупности составляющих философскую палитру современности. Наиболее значительными из них являются:
* Позитивизм и его исторические формы.
* Прагматизм.
* Феноменология.
* Герменевтика.
* Экзистенциализм.
Позитивизм
Это направление было одним из первых в постклассической традиции и получило широкое распространение в национальных философиях, просуществовав в различных формах вплоть до 80-х годов нашего столетия. Родиной позитивизма считается Франция, а его основателем -О. Конт. Сущность позитивизма - в стремлении очистить философию от метафизических проблем: субстанции, свободы, сущности человека, - и превратить её в некое подобие науки. Всякая мировоззренческая и ценностная интерпретация философии отвергалась. Философов призывали выработать некий "средний" путь между материализмом и идеализмом. В содержательном плане позитивистская философия была сведена к формальной логике и методологии наук.
Прагматизм
"Прагматизм" в переводе с греческого означает буквально: "дело", "действие". В философии под "прагматизмом" понимают течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США. Основателем его считают Чарльза Пирса. Прагматизм выступил с программой реконструкции философии, полагая, что классическая её форма слишком оторвана от жизни, абстрактна и созерцательна. Чтобы быть полезной, философия должна превратиться в науку, объясняющую человеческое действие. Действие - это главная форма жизнедеятельности человека. Поскольку прагматизм интересуется прежде всего вопросом об эффективном и полезном человеческом действии, то философия прагматизма сосредотачивается на структурах и механизмах сознания, обеспечивающих такое действие. Акцент переносится на внутренние, психологические механизмы мышления. Главное в прагматизме - это понимание им сущности и механизмов познания.
Экзистенциализм
Под философским экзистенциализмом понимают учение, которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную универсальность человеческого бытия и рассматривает все философские проблемы в перспективе человеческого существования. Истоки экзистенциализма усматривают в философии датского мыслителя Сирена Киркегора, впервые использовавшего понятие "экзистенции" для характеристики человеческого существования. Главное в экзистенциализме - это утверждение, что существование человека предшествует его сущности.





Феноменология
Феноменология является одним из главных течений западной философии ХХ столетия и тесно связана с именем Эдмунда Гуссерля - её основного разработчика. Буквально, в переводе, она означает: "учение о феноменах". Философию, по мнению феноменологов, интересуют не феномены физических вещей, а феномены сознания, то есть то, что собственно является содержанием мышления. Основная задача феноменологии состоит в том, чтобы разобраться с сущностью феноменов сознания и их связью с феноменами вещей.
Герменевтика
Термин "герменевтика" используют, как правило, в двух значениях: Как теорию и искусство истолкования текстов, Как течение в современной философии. Происхождение герменевтики связывают с именем греческого бога Гермеса: согласно греческой мифологии он выступал в качестве посредника между богами и людьми, растолковывая последним волю богов и доводя до богов пожелания людей. Предпосылкой герменевтики выступает убеждённость в том, что по поводу одного и того же суждения может существовать множество интерпретаций, и лишь одна из них является истинной. Основная задача философской герменевтики - ответ на вопрос: "Как возможно понимание окружающего нас мира и как в этом мире воплощается истина бытия"? Герменевтика пытается понять "внутреннюю", духовную жизнь.

Проблемы бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Бытие — 1)буквально — существовать; 2)в классической философии — единство существования и сущности; 3)понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания.

Исходной проблемой бытия является вопрос — что в бытие главное, основное => вопрос: почему мир не распадается, а действует в конкретных свойствах, качествах. Проблема бытия формулируется для решения важнейших вопросов существования мира, которые можно выразить следующим образом: Существует мир вечно или он имеет временные пределы? Конечен или бесконечен он в пространстве? Что обеспечивает единство мира? Единственен ли наш мир или таких миров множество? Мир в целом изменяется или изменение касается лишь его элементов? Есть ли смысл существования мира? Является ли разумность человека характеристикой нашей части мира или мира в целом? Можно добавить к этим вопросам другие.

Идеальная часть бытия назначение познания, идеальная часть –сознание. Идеальная часть не ощущается, невозможно определить, есть ли идеальная объективная реальность, идеальный ряд образы, сами по себе не могут отображать в органах чувств, субъективная реальность- сознание человека у каждого человека свои образы, назвать мысли человека сходу нельзя, , их можно только высказать. Наше познание рад идеалных образов, если они направлены в сторону реального бытия, то такое сознание должно опреднлиться

Наши рекомендации