Билет 29.1. Проблема человека в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм , также философия сущ-вования — направление в философии 20 в., акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не сущ-вовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», т.к. она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр.Согласно Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на 2 сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», т.е. некой иррациональной реальности. Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В ре-те мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обст-вами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. Понимание человека. В экзистенциализме, согласно Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который св-венен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё сущ-вование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.
Билет 29.2. Философское учение о структурных связях: принцип системности.Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.Основные принципы системного подхода: Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.
Билет 30.1. Бытие как центральная категория философии.Бытие — в самом широком значении — сущ-вование.Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект сущ-вования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».Бытие, философская категория, обозначающая реальность, сущ-вующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Бытие и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное Бытие определяет сознание, требует «... объяснения об-венного сознания из об-венного бытия» (Ленин). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Бытие налагает опр ограничения на его деят-ть, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Бытие является источником и условием всех форм жизнедеят-ти человека. Бытие представляет не только рамки, границы деят-ти, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деят-ти превращает в действительность. Истолкование Бытие претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания Бытие как материальные, второй — как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Бытие. Первый период — мифологическое истолкование Бытие.Второй этап связан с рассмотрением Бытие «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деят-ью человека. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к Бытие, который исходит уже из анализа человеческого сущ-вования. Сущ-во развития научного и философского знания заключается в том, что человек всё более осознаёт себя как субъекта всех форм своей деят-ти, как творца своей соц жизни и форм культуры.
Билет 30.2. Постмодернизм, его влияние на современную философскую мысль.Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой об-венной жизни и культуре второй половины 20 в.: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном иск-ве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское иск-во, а также массовую культуру этой эпохи. В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с иск-вом. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характернойантирациональностью. Модернизмкак феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в ис-ве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление кач-венно новых феноменов или кач-венно новой интерпретации уже известного в философии.Так, к модернизму в свое время относили: — позитивизм; — марксизм; — Просвещение. Философский постмодерн — специфика философской мысли, которая представлена сл именами:— Жак Лакан;— Жак Деррида;— Жорж Батай;— Жиль Делез;— Жан Франсуа Лиотар;— Жан Бордрийяр;— Ричард Рорти и др. Гл задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний. Основные принципы постмодерна: — объективная сущность — иллюзия; — истина неоднозначна, множественна; — обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря; — действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков; — человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п. Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.Он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д. Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в соц сфере. Постмодернизм представлен современными: — постструктурализмом (Деррида, Бордрийяр); — прагматизмом (Рорти). Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор сущ-вовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника». Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не сущ-вует: оно распадается на прошлое и будущее. Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта. Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в об-ве: на сдвиги, происходящие в ис-ве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального об-ва.Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.
Билет 31.1. Бытие и об-во: историко – материалистическая концепция бытия.Категории исторического материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к об-ву. Об-венное бытие — это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеч. об-ва и сущ-вующие независимо от обществ.сознания. Обществ.сознание — духовная сторона историч. процесса — представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов об-ва, а целостное духовное явление, обладающее опр внутр. структурой, включающей различные уровни (теоретич. и обыденное сознание, идеология и об-венная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное сущ-во, не преодолел идеалистич. понимания истории и сущности самого человека. Историч. материализм, выделяя обществ.бытие как специфич. форму материального, исходит из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об-венное бытие определяет их сознание» (Маркс). Это положение закладывает основу для последоват. проведения материализма в области истории, выявления зависимости обществ.сознания от обществ. бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в развитии об-ва.Исторический материализм исходит из того, что обществ.сознание, как и сознание вообще, есть отражение бытия. При этом в соответствии с принципами теории познания диалектического материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мёртвое, зеркальное отражение, а как сложный диалектич. процесс, как результат активного, деятельного отношения человека к действительности. Такое понимание обществ.сознания, во-первых, в соответствии с принципом детерминизма устанавливает причинную зависимость обществ. сознания от его материальной; во-вторых, противостоит как идеалистич. представлениям о субстанциальности обществ. сознания, так и метафизич. отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установление зависимости обществ.сознания именно от обществ. бытия включает обществ. сознание в систему закономерных связей соц целого.Историч. материализм признаёт относительную самостоятельность об-венного сознания, в развитии которого сущ-вует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Т. о., обществ.сознание в кач-ве самостоятельной целостности оказывает активное обратное влияние на обществ. бытие и всю обществ. жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед об-вом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в обществ.сознании реальных закономерностей и потребностей обществ. развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения обществ. бытия, от связи сознания с практич. деят-тью. Роль обществ.сознания в практич. деят-ти масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономич. и соц закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознат. воздействия на обществ.бытие, достижения сознательно поставленных целей об-ва.