Билет 28.2. Эволюция философских взглядов на материю.

Материя— философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя - обобщение понятия материального и идеального, в силу их относительности. Термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. С признанием материальности мира, его первичности связано само сущ-вование материализма как философского направления. Для материалистов материя всегда была первична и независима от сознания. Однако и в учениях материалистов это понятие не оставалось неизменным. В развитии взглядов на материю в учениях самих материалистов можно выделить ряд этапов. I. Античный этап. Для материалистов характерны поиски первоматерии (первовещ-ва), т.е. того, из чего якобы вещи, явления состоят и во что они, в конечном счете превращаются. А потому все вещи и явления эти мыслители делили на 2 вида: 1) первичные, вечные, постоянные; 2) производные от первых, подвижные, изменчивые, преходящие.Хронологически этот этап совпадает с зарождением первых материалистических учений. Фалес таким первовещ-вом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Особое место занимали атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Они выдвинули идею о сущ-вовании неделимых частиц - атомов. Они носятся в пустоте, сталкиваются друг с другом, благодаря чему и образуются отдельные тела, которые могут распадаться, превращаясь снова в атомы. Следовательно, в этот период складывается представление о материи как субстрате, первооснове, общей основе вещей и явлений. В этом представлении содержалось нечто весьма важное для дальнейшего развития философии и, в частности, материализма: 1) идея единства мира; 2) идея несотворимости и неуничтожимости мира; 3) идея связи и взаимопревращения тел, объектов, процессов. II. Этап Нового времени.Этот период хронологически совпадает с зарождением и развитием капитализма. Это время возникновения и развития подлинного естествознания. Философы-материалисты - Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др.В исследованиях природы и ее явлений в этот период господствует анализ. Устанавливаются и познаются различные св-ва вещей (масса, вес, сила, протяженность, инертность, движение, непроницаемость, мышление и т.п). Поэтому материя - отношение вещей и их св-в. Материя полностью отождествляется с вещ-вом, обладающим неизменными св-вами. Параллельно продолжало существовать мнение о наличии общей первоосновы вещей. В физике это были атомы, в химии - химические элементы. III. Диалектико-материалистический этап. Диалектический материализм поставил и решил проблему понятия «материя», исходя из материалистического решения основного вопроса философии. Из чего следует, что материя есть первичное и объективное по отношению к духу, сознанию, что она (материя) - объективная реальность, отражаемая органами чув-в человека и познаваемая им. Материи как особого вещ-ва, лежащего в основе всех вещей, явлений и процессов, нет. Энгельс отбросил прежние представления о первоматерии, о наличии исходных вещ-в. Новейшая революция в естествознании началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности, квантовой теории, ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Эти открытия связаны с именами исследователей - Рентген, Беккерель, Томсон, Лебедев, Эйнштейн и др. Новая физика, найдя новые виды материи и новые формы ее движения, вновь поставила на повестку дня, по случаю ломки старых физ. понятий, традиционные философские вопросы: о природе мира, движении, пространстве, времени, об объективности знаний, добываемых наукой, и т.д.Значительная часть физиков при решении этих вопросов осталась на позициях материалистического монизма. Но некоторые сделали из новых открытий идеалистические выводы. Среди них: Мах, Пуанкаре, Риги и др. Они стали высказывать сомнение в существовании материи, выдвинули утверждение, что «материя исчезла». Особое распространение среди части естествоиспытателей получила концепция (энергетизм), согласно которой все вещи, явления, процессы лишь видоизменения энергии. Но энергия есть общая мера различных форм движения. Если допускается, что материя исчезла, а мысль осталась, то это означает, что мысль отрывается от материи, мозга и наделяется самостоятельной, внематериальной сущностью.То «исчезновение материи», о котором говорили физики, не имеет ничего общего с философским понятием материи. С позиций диалектического материализма, исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого мы ее знали до сих пор. Попытку вновь дать диалектико-материалистическое истолкование материи на основе новых научных открытий предпринял Лени. При определении материи он исходит из основного вопроса философии и учитывает обе его стороны. Остается один путь определить материю - выделить такой предельно общий сущностный признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или будут познаны в будущем. И таким единственным св-вом материи является св-во быть объективной реальностью, сущ-вовать вне и независимо от сознания человека. Исходя из этого, Ленин дает сл определение материи: «Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, сущ-вуя независимо от них». Философия, отвлекаясь от конкретных форм и св-в мира, акцентирует внимание на материи как объективной реальности. Естествознание же изучает ее строение, структуру, уровни, св-ва, связи и отношения, раскрывает закономерности материального мира в его конкретных формах и т.д. Рассматривая философское понимание материи, мы не можем не опираться на естественнонаучные знания о видах, формах и структурных уровнях материи. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука оперировала 2 понятиями, выражающими видовые особенности материи: вещ-во и поле. Вначале они рассматривались как несоотносимые противоположности, воспроизводящие либо прерывные, либо непрерывные (св-ва материи). С развитием квантовой механики выяснилось, что вещ-во и поле кач-венно отличаются друг от друга, но обладают общими признаками и св-вами, тесно связаны между собой и могут превращаться друг в друга.





Наши рекомендации