Билет 18.2. Об-венное сознание и его структура.

Об-венное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь об-ва и вся система об-венных отношений. Об-венное сознание формируется и развивается вместе с возникновением об-венного бытия, т.к. сознание возможно только как продукт соц отношений. Но и об-во может быть названо об-вом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и об-венное сознание. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т. е. всего того, что составляет содержание об-венного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью об-венного бытия. Но хотя материализм и утверждает опр роль об-венного бытия по отношению к об-венному сознанию, однако, нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Об-венное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения об-венного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без об-венного сознания об-во просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в 2 проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать об-венное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Особенность об-венного сознания - оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. Формы об-венного сознания. Под формами об-венного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и об-венного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Об-венное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. Существование различных форм об-венного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира – природы и об-ва. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм об-венного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной об-венной потребности. Об-венное сознание, отражая всю сложность и противоречивость об-венного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых об-в оно приобрело классовую структуру. Различия в соц-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в об-венном сознании. В гос-вах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех об-вах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм. По уровню, глубине и степени отражения об-венного бытия в об-венном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об об-венном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают об-венное сознание в целом или его особенности в различных об-венно-экономических формациях.

Билет 19. 1. Философия Им. Канта: учение о познании, морали и праве.Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классич. философии, основатель критического идеализма. Учение о познании. Кант заявляет, что чув-венность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чув-венности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Сам процесс познания проходит 3 ступени.1.Чувственная ступень - упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чув-венной области сознания познающего субъекта. В рез-те - предметы чувственного восприятия, мир явлений. 2. Рассудочная ступень - многообразие чув-венного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в обл-ти рассудка. При помощи категорий кол-ва, кач-ва, отношения, модальности и др. человек судит, высказывает опр суждения, являющиеся элементами нашей речи. 3. Разумная ступень познания- выход познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Кант считал, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чув-в, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.Рассудоквсегда переходит от одного обусловленного к др обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку св-венно стремление обрести абсолютное знание, т. е. получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чув-ва, мы получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физ, наш разум восходит к идее Бога. Кант выделяет сл категории рассудка:Категории кол-ва: Единство, Множество, Цельность. Категории кач-ва: Реальность, Отрицание, Ограничение. Категории отношения: Субстанция и принадлежность, Причина и следствие, Взаимодействие. Категории модальности: Возможность и невозможность, Сущ-вование и несущ-вование, Необходимость и случайность. Идея права и гос-ва. В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юр законы Кант выводил из нравственных. Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». Учение об абсолютной морали и доброй воле. Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот опирается на добрую волю. Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может сущ-вовать вне разума, тюк.она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.



Наши рекомендации