Философия исламского возрождения: Авиценна, Ибн Рушд.

Ибн Сина(около 980 — 1037), учёный, философ, врач. В философии продолжалтрадиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Философские работы: «Книга исцеления»(четыре раздела: логика, физика, математические науки и метафизика). «Книга указаний и наставлений»— итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем — различны). Абсолютно необходимо сущее — Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама(теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем.). Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу(как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Авиценна принимает и развивает метафизическое учение аль-Фараби о сущности. Существование – следствие Творения, т.е. следствие божественной мысли, помышляющей самое себя, и это извечное Самопознание божественного Бытия сть не что иное, как Первый Разум. Множественность сущего из этого Первого азума. Из Второго Разума происходит Душа, движущая первое Небо; из третьего эфирное тело этого Неба и так далее. В результате являются Десять "херувимских" Разумов и Небесные души, "полностью лишенные способности чувствовать, но обладающие Воображением в чистом виде". Десятый Разум,определенный как Разум действующий, или активный, играет в космологии Авиценны огромную роль, так как от него происходит земной мир и множество человеческих душ. Поскольку этот Разум представляет собой некую неделимую, нематериальную и не подверженную порче субстанцию, душа переживает смерть тела(бессмертие индивидуальной души). Для него главная роль религии состоит в том, чтобы обеспечить счастье каждому человеческому существу.

Ибн Рушд(1126—1198), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил М. Газали. Разграничение Ибн Рушда «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Однако некоторые мусульманские богословы осудили философские идеи Ибн Рушда как несовместимые с учением ислама. В историю европейской философии Ибн Рушд вошел под именем Комментатора: практически все мыслители средневекового Запада воспринимали его именно как толкователя учения Аристотеля. Ему принадлежит значительное число произведений, посвященных вопросу об отношениях философии и религии.Ибн Рушд разработал концепцию, согласно которой, по мнению одних толкователей, философский разум находится в гармонии с религиозной верой, а по мнению других — религия ставится в подчиненное положение по отношению к философии. Прежде всего, Ибн Рушд утверждает, что мусульманский закон предписывает изучение философии, поскольку именно философия является путем к истине, а цель и смысл закона — научение истине. Однако далеко не всякий человек способен постичь истину через философию, а потому Закон санкционирует и другие пути к истине, различающиеся сообразно трем категориям людей, каковыми являются риторики, диалектики и аподиктики. Если подлинные философы принадлежат к категории аподиктиков, удовлетворяющихся только строгим аподиктическим знанием и постигающих истину во всей еецелостности, то прочие люди способны воспринять только ущербную истину, достигнутую посредством вероятностных заключений (диалектики), или вовсе — через воздействие на чувства и воображение проповедей и наставлений (риторики). Последние две категории людей — это богословы и простые верующие, которые всю истину, которая доступна их скромному разумению, должны черпать из Корана. Потому-то священная книга и содержит в основном аргументы диалектического и риторического характера, ведь ее основная цель — привести к истине неспособное к философии большинство. Но что же делать, если тот или иной стих Корана противоречит аподиктическому знанию философов? В таком случае, говорит Ибн Рушд, Коран надо толковать аллегорически, а не буквально. Но заниматься этим должны вовсе не богословы, а философы. Эти аллегорические толкования не должны становиться известными нефилософам, поскольку последние должны почти всегда воспринимать Коран буквально. Итак, религия объединяет людей, учит их истине в той мере, в какой они способны ее воспринять, а потому философ ни в коем случае не должен выступать против религии. Бог - сердце космического организма и действует по необходимости, а не предписывает ее. Рушд отрицал бессмертие индивидуальной души, а бессмертным считал человечество в целом.





Наши рекомендации