Мораль и нравственное сознание
Структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости общественного бытия в общественном сознании как его отражении выделяют различные формы сознания: экономическое, правовое, политическое, нравственное, эстетическое, философское и т.д. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее законы. Политическое сознание также является выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов различных классов, государств. Осуществления бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах.
Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются.
Мораль – возникающая в глубокой древности и существующая пока существует человечество, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношение друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Слово "мораль" соотносимо с понятиями "нрав", "характер", "склад души", "привычка", обычаи, мода, поведение. В словаре В. Даля "мораль" соотносится с нравственным учением, правилами для воли, совести человека. В "Словаре синонимов" термины "мораль" и "нравственность" синонимичны.
Основными понятиями морали являются "добро" и "зло", "справедливость", "честь", "долг", "стыд", "совесть", "счастье" и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое "добро" или "счастье". Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай.
Функции морали
Основной функцией морали является регулятивная функция. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом.
Кроме того, мораль не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, аналогичным образом отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение.
Некоторыми основными категориями морали:
Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию "добро" противостоит понятие "зло".
Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.
Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека" Наиболее кратким и, на наш взгляд, емким является бытующее определение: счастье - это отсутствие несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.
Совесть – это внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали, проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт ("укоры, муки совести"), чувство вины и раскаяние.
Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на "я хочу" и "я должен". Это раздвоение - необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.
Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов - врачей, ученых, инженеров и т.п. Основу врачебной этики, как известно, составляют заповеди Гиппократа, действующие на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Одним из важнейших принципов деятельности врача является принцип "не навреди". Имеются и другие принципы: "уважай автономию пациента", "будь справедлив", "делай благо" и т.п. Немало и специфически медицинских проблем, требующих особой этики врача, например, проблема врачебной тайны, проблема клинического эксперимента и др. Те или иные действия врача подлежат нравственной оценке, а порой и оценкам судебного характера. Деятельность врача социальна, и суждения о ней являются компетенцией морали как формы индивидуального и общественного сознания.
Главным вопросом нравственного сознания является вопрос о смысле жизни.
Мораль – отражение экономического базиса жизни общества, поэтому определяется, прежде всего, отношениями собственности. Но это не механическая копия экономических реалий. Мораль – своеобразное социальное явление, область духовной жизни общества, в которой экономические факторы получают сложное выражение. Каждая ОЭФ характеризуется своей специфической нравственной жизнью. В классовом обществе мораль неизбежно получает классовый характер, ибо господствующие и угнетенные классы не могут иметь одинаковое представление о добре и зле, справедливости, долге. При этом мораль господствующего класса занимает господствующее место, стремится выдать себя за общечеловеческую. С исчезновением классов мораль утратит классовый характер и превратится в главный регулятор деятельности людей.