Раздел 1. Становление и развитие философии.
Содержание
Введение. 4
Раздел 1. Становление и развитие философии. 5
Глава 1. Философия в системе культуры. 5
1.1. Философия как особая форма мировоззрения. 5
1.2. Генезис философии. 8
Глава 2. Философия Древнего мира. 10
2.1. Древнеиндийская философия. 10
2.2. Древнекитайская философия. 11
2.3. Античная философия. 12
Глава 3. Философия средних веков и Возрождения. 15
3.1. Особенности средневековой философии. 15
3.2. Философия эпохи Возрождения. 17
Глава 4. Новоевропейская классическая философия. 20
4.1. Западноевропейская философия XVII- XVIII вв. 20
4.2. Классическая немецкая философия. 23
Глава 5. Трансформации классической философии. 26
5.1. Марксистская философия. 26
5.2. Иррационалистические тенденции в философии. 27
5.3. Позитивистская традиция в философии. 28
5.4. Философия экзистенциализма. 31
5.5. Религиозные течения в философии XX в. 32
Раздел 2. Онтология. 35
Глава 1. Бытие и его основные формы. 35
1.1. Проблема бытия в философии. 35
1.2. Материя и ее атрибуты. 36
Глава 2. Диалектика бытия и ее категориальное воспроизведение. 39
2. 1.Диалектика и ее альтернативы. 39
2.2. Диалектика как концептуальная система. 40
2.3. Категориальный строй мышления. 41
Раздел З. Проблема сознания и философия человека. 45
Глава 1. Сознание: сущность, происхождение, структура. 45
1.1. Проблема сознания в философии. 45
1.2. Генезис сознания. 45
1.3. Сознание и мозг. 46
1.4. Структура сознания. Сознание и психика. 47
Глава 2. Человек как философская проблема. 48
2.1. Человек как многомерное существо. 48
2.2. Проблема жизни, смерти и бессмертия в опыте человечества. 50
Раздел 4. Теория познания и методология науки. 54
Глава 1. Основные понятия теории познания. 54
1.1. Практическая природа познания и его диалектический характер. 54
1.2. Чувственные и логические формы отражения реальности и их соотношение. 55
1.3. Проблемы истины. 56
Глава 2. Философско-методологический анализ науки. 59
2.1. Наука как феномен культуры. 59
2.2. Наука как предмет философско-методологического анализа. 60
2.3. Методы и формы научного познания. 62
Раздел 5. Социальная философия. 65
Глава 1. Общество как объект философского анализа. 65
1.1. Общество как сложноорганизованная система. 65
1.2. Проблема закономерности общественного развития. 66
Глава 2. Структурно - функциональная и эволюционная динамика общества. 68
2.1. Основные сферы жизни общества. 68
2.1.1. Материально-производственная сфера общества. 68
2.1.2. Социальная сфера жизни общества. 69
2.1.3. Политическая сфера жизни общества. 70
2.1.4. Духовная жизнь общества. 71
2.2. Социально - историческая динамика общества. 73
Глава 3. Культурно-цивилизационные аспекты общества в контексте глобальных проблем современности. 76
3.1. Культура как способ человеческого бытия в мире. 76
3.2. Цивилизационные механизмы общественного развития. 78
3.3. Глобальные проблемы техногенной цивилизации и 80
пути их решения. 80
Заключение. 82
Краткий словарь терминов 83
Введение.
Настоящее пособие представляет собой попытку в сжатой (в силу ограниченности объема), систематической и по возможности доступной форме изложить основные философские проблемы. Цель - вызвать интерес к философии, показать ее фундаментальный статус в культуре, специфику на фоне других форм общественного сознания, функции, которые она выполняет в культуре. Студент должен понять, что философия, будучи теоретической формой мировоззрения, позволяет теоретически осмысливать и оценивать наличные формы и способы человеческого бытия, разрабатывать и рационально обосновывать варианты стратегии развития человечества. Но философский анализ глобальных проблем мирового развития, как бы он не был важен и необходим, не исчерпывает богатого спектра возможностей философии. Как рационально-критическая форма мировоззрения философия играет не менее важную роль в выработке и теоретическом обосновании личностной стратегии человеческой жизни. Выработка ценностных ориентации личности, принципов, установок и программ ее деятельности и поведения - одна из основных задач философии.
Кроме того, философия играет важную роль в профессиональном росте личности. Овладение категориальным аппаратом философии, развитие культуры понятийного мышления, освоение навыков философско-методологического анализа, расширение эрудиции и кругозора поможет специалисту гораздо успешнее и эффективнее решать свои профессиональные задачи. Философии присуще органическое единство мировоззренческой и методологической функции.
Ограниченность объема пособия не позволяет дать развернутую характеристику и анализ затронутых проблем. Пособие призвано побудить студента к дальнейшему самостоятельному изучению философии.
Генезис философии.
Выяснив вопрос о статусе, специфике, функциях философии в культуре, необходимо ответить на вопрос о возникновении философии. Возникновение философии не было случайным стечением обстоятельств. Философия возникла как исторически обусловленное, закономерное явление духовной жизни. Очень часто при ответе на вопрос о причинах возникновения философии называют две причины: рост научных знаний и отделение умственного труда от физического. Слов нет, эти два фактора явились важными, хотя и не единственными условиями, способствующими возникновению философии. Поскольку философия есть особое знание, то, естественно, рост знаний способствовал ее появлению. Философия является специализированной формой общественного сознания, требующей особой подготовки, времени, усилий. Поэтому отделение умственного труда от физического также явилось необходимым условием возникновения философии. Следует добавить еще одно необходимое условие - создание особой интеллектуально - духовной атмосферы, в которой возможен свободный обмен мнениями, дискуссии, логически аргументированное изложение и отстаивание определенной точки зрения. Именно отсутствие последнего условия привело к тому, что философия не возникла ни в Древнем Египте, ни в Древнем Вавилоне, несмотря на то, что математические и астрономические знания там были как нигде развиты.
Дело в том, что и в Египте, и в Вавилоне очень большую роль играло жреческое сословие, которое вовсе не было заинтересованно в широком распространении знаний и атмосфере свободного обмена мнениями, дискуссий, в которой философия чувствует себя как рыба в воде. В этих странах дело не пошло дальше развитого религиозно-мифологического комплекса.
Если говорить о причинах возникновения философии (а не об условиях), то они лежат в другой плоскости. Почему возникла потребность в новой абстрактной форме мировоззрения? Почему на смену мифологии пришла философия? Здесь нужно вспомнить, что всякое мировоззрение определяется соответствующим образом жизни, отношениями между людьми, складывающимися в ту или иную эпоху. Мифология была мировоззрением, адекватным первобытно-общинному или родоплеменному строю. Отношения между людьми в эту эпоху были достаточно просты, наглядны, осязаемо конкретны и понятны. Основным принципом социальной организации был кровно - родственный принцип. Люди относились друг к другу как родственники и это было наглядно и понятно. В экономической сфере (когда появился избыточный продукт, разделение труда и обмен) отношения были столь же конкретно наглядны и осязаемы. Когда, например, при обмене между племенами одного быка, условно говоря, меняли на десять мешков зерна, это было понятно всем. Такие наглядные конкретные отношения должны были получить и адекватное мировоззренческое осознание. Таковым мировоззрением и явилась мифология с ее образной наглядностью, эмоциональной окрашенностью и фантазией.
Должны были произойти кардинальные изменения в образе жизни, в отношениях между людьми, которые и породили потребность, вызвали необходимость в новом мировоззрении. На смену родоплеменному строю с кровно - родственным принципом социальной организации в классово -рабовладельческом обществе пришел территориально- гражданский принцип социальной организации. Люди стали относиться к друг другу не как родственники, а как чужие, как граждане. Родственные отношения перестали быть конституирующими отношениями. Отчужденные, сложные, динамичные, ненаглядные отношения складывались не только в социально -политической, но и экономической сферах. Возникновение товарно-денежных отношений внесло в жизни людей нечто ненаглядное, неосязаемое, абстрактное. Ведь деньги - это всеобщий абстрактный эквивалент товаров. Меновая стоимость, в отличие от потребительной, ненаглядна, абстрактна, неосязаема. Коль скоро отношения между людьми стали носить абстрактный, отчужденный характер, возникла потребность, необходимость в адекватной (абстрактной) форме мировоззрения, каковой и явилась философия.
Философия возникает практически в одно время (VI в. до н.э.) в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, где в это время происходил переход к веку железа, интенсивное развитие товарно-денежных отношений, разложение родо - племенного строя, что в сочетании с отмеченными благоприятными условиями (рост знаний, отделение умственного труда от физического, создание атмосферы свободной борьбы мнений) привело к переходу от мифологического к философскому мировоззрению.
Древнеиндийская философия.
Специфику древнеиндийской философии нельзя понять без учета той огромной роли в культуре Индии, которую играли "Веды" - древний литературный, религиозно - мифологический памятник, имеющий многослойную структуру (самхиты, брахманы, араньяки, упанишады). Различные философские школы в Индии различались во многом своим отношением к Ведам. Одни признавали авторитет Вед как священных текстов (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика), другие отрицали (локаята, джайнизм, буддизм).
В середине 1-ого тысячелетия до н.э. стал ослабевать авторитет высшей касты жрецов - брахманов, которые до этого считались единственными толкователями Вед. Это явилось следствием разложения родо-племенного строя, усилением роли ремесленников, торговцев (каста вайшьев), появлению товарно-денежных отношений. Каста кшатриев (воины, правители), поддержанные городскими слоями ремесленников и торговцев, составили мощную оппозицию брахманизму.
Индийская философия в своей основе носила религиозно - философский характер, за исключением материалистического течения локаята. Еще в упанишадах можно найти первые философские идеи о брахмане - безличном объективном начале и атмане-всеобщем субъективном начале. Веданта, возникшая на основе упанишад, систематизирует предфилософские идеи упанишад. Согласно этим представлениям, окружающий человека мир не есть подлинная реальность - это иллюзия (майя), покрывало, за которым соткрыта подлинная реальность - брахман. Обычный человек, окутанный пеленой неведения (авидьи), принимает это покрывало - большую иллюзию (махмайю) за подлинную реальность. Мудрец же, погружаясь в глубину своего духа с помощью медитативной техники, постигает подлинную реальность - брахман, тождественный атману.
Для религиозной философии Древней Индии характерно представление о реинкарнации (переселении душ), карме (цепи причин, обусловливающей характер последующего воплощения), сансаре (колесе рождений и смертей). В основе этих представлений лежит идея о неуникальности, несамоценности человеческой личности. Сочетание души и тела не является, согласно таким представлениям, чем-то инвариантным, сохраняющимся. Особую остроту эти представления получили в буддизме (основатель Сиддхарта Гаутама, прозванный Буддой -, что означает - просветленный). Цель человеческой жизни, согласно Будде, не достижение более лучшего воплощения, как в брахманизме, а освобождение от сансары- нескончаемой череды воплощений. Это достигается умерщвлением всех желаний, которые привязывают человека к колесу сансары, и превращают цепь его жизней в страдание. Итогом такого "освобождения" является нирвана, где угасают все желания и само существование (подобно тому как капля, растворяясь в океане, исчезает, прекращает свое существование). Это резко контрастирует с христианской идеей спасения, где человеческая личность, как и уникальное единство души и тела достойны вечности, сохраняя свою уникальность и самосознание, соединяясь с личностным Абсолютом.
Древнекитайская философия.
В Древнекитайской культуре большую роль играло так называемое "Пятикнижие" ("Книга Песен", "Книга истории", "Книга Перемен", "Книга Обрядов", "Летопись"), в котором в религиозно- мифологической форме выражено мировоззрение древних китайцев.
Собственно философские представления в Древнем Китае, как и в Древней Индии складываются, начиная с VI в до н.э. В этот период в Китае происходят радикальные сдвиги, связанные с переходом к железным орудиям, с чеканкой монет, развитием товарно - денежных отношений, ростом научных знаний.
Специфика древнекитайской философии во многом определяется образом жизни древних китайцев, социально- политической структурой китайского общества и рядом других причин. Китайское общество - это очень сильно иерархизированное общество с развитым ритуалом и церемониями ("китайские церемонии"). Для человека, живущего в таком обществе, очень важно знать, как себя вести в условиях иерархической социальной лестницы (с вышестоящими, нижестоящими и т.п.). Большинство древнекитайских философских школ (конфуцианство, моизм, легизм, в меньшей степени даосизм ) заняты обоснованием линии правильного (должного) поведения человека в обществе. Если дать общую, усредненную и краткую характеристику Древнекитайской философии, то можно сказать, что ее основное предназначение - морально - политическая регуляция отношений между людьми. Это особенно характерно для крупнейшей школы -конфуцианства. Основатель этого направления - Конфуций (551-479 до н.э.) на долгие столетия стал непререкаемым авторитетом в Китае, а конфуцианство со II в до н.э. получило статус государственной идеологии.
Другая крупнейшая школа китайской философии - даосизм (основатель -полулегендарная личность Лао-Цзы, старший современник Конфуция). Даосизм считается наиболее "философичной" школой Древнего Китая, которая охватывает гораздо более широкий и глубокий пласт философских проблем, не ограничиваясь социально- политической и этической проблематикой. Различие конфуцианства и даосизма видно хотя бы на примере различной по глубине трактовки такого общекитайского понятия, как Дао. В конфуцианстве Дао означает "правильный путь" и означает линию "правильного" поведения и касается в основном человека в социальном контексте. Интересно своей глубиной определение счастья великим китайским моралистом. Конфуций говорит, что счастлив тот, кто следует пути Дао, т.е. живет в согласии с самим собой, с другими людьми и с самим мирозданием. Когда Конфуция спросили, в чем суть его учения, он ответил: "Не делай другим то, чего не желаешь себе". Это так называемое золотое правило нравственности.
В даосизме Дао трактуется глубже и шире. Это не просто путь правильного развития человека и Поднебесной (Китая), а некий всеобщий закон, принцип мироздания, всепроникающее, весобъемлющее и в то же время неощутимое, невидимое начало всех вещей. Дао - это естественный закон мироздания и человек не должен мешать Дао. Поэтому в даосизме сформулирована так называемая установка "у вэй" - деятельное недеяние. Смысл принципа "у вэй" состоит в том, что действия человека должны быть организованны так, чтобы не вмешиваться в естественный ход событий, не нарушать естественных ритмов и гармонии. Один китайский мудрец демонстрировал ученикам, к чему приводит вмешательство в естественный ход событий. Он, демонстрируя поведение неразумного и нетерпеливого человека, стал тянуть вверх культурное растение, желая ему "помочь", и, в итоге, вырвал его с корнем. После чего молча продемонстрировал результат нарушения "у вэй".
Таким образом, можно отметить морально - практический характер древнекитайской философии, ее "заземленность" на вопросы регуляции отношений людей в социуме. Она носила в основном, если использовать терминологию известного швейцарского философа и психолога К.Г.Юнга, экстравертный (направленный во вне) характер. В этом плане можно сказать, что древнеиндийская философия, по терминологии Юнга, носила в основном интравертный (направленный вовнутрь) характер.
Античная философия.
В наиболее яркой, классической форме философия Древнего мира представлена в лице античной философии. В начале VI в до н.э. в Древней Греции и ее колониях сложились наиболее благоприятные условия для развития философии. Демократический строй греческих городов - государств (полисов) создавал атмосферу, в которой были востребованы культура мышления, умение аргументированно, убедительно, изящно излагать и отстаивать свою точку зрения в обстановке свободной критики и обмена мнениями. Поэтому развитие философии шло рука об руку с развитием риторики, логики, культивированием способностей разума.
Древнегреческие философы VI в до н.э., которых часто называют натурфилософами, или физиками (от греческого слова рhysis - природа) были заняты поиском сохраняющегося, пребывающего первоначала всех вещей, из которого возникает все видимое многообразие объектов, и, в которое все возвращается. Эти поиски носили несколько наивный, с современной точки зрения (но не с точки зрения обыденного сознания античности!) характер. Основатель древнегреческой философии Фалес видел это первоначало в воде, Анаксимен - в воздухе, Анаксимандр - в некоем неопределенном первоначале (апейроне), Гераклит - в огне. Пифагор и его школа видели в числах и числовых отношениях структурную основу мироздания, Демокрит-в неделимых атомах.
Этих философов называют еще досократиками. Афинского философа Сократа, жившего в V в. до н.э., мало занимали вопросы устройства природы, космоса, в отличие от ранних философов. Сократ больше интересовался человеком, его внутренним миром, духовно-нравственным и интеллектуальным развитием. Для Сократа характерен этический рационализм, отождествление знания с добродетелью. Знание добродетели делает человека нравственным. Так сильна была вера античного мудреца в силу человеческого разума. Свое предназначение Сократ видел в том, чтобы побудить людей больше заботься о себе, чем о своих делах. Иными словами, люди должны больше думать о своем духовном, нравственным, интеллектуальном развитии, чем о том, чему больше всего обычно уделяют внимание - внешней жизни с ее бытовыми заботами, стремлением разбогатеть, лучше устроиться в жизни и т.п. За свою жизнь Сократ не написал ни одного философского произведения, предпочитая вести устные беседы со своими слушателями и учениками, побуждая их размышлять, спорить, искать истину. Образ жизни афинского мудреца - это и есть его философия. Несправедливо обвиненный своими завистниками и недругами, Сократ был приговорен к смерти и мужественно встретил смерть, отвергнув предложение своих учеников совершить побег.
Учеником Сократа был гениальный греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон был родоначальником классического идеализма. Согласно Платону, подлинной реальностью обладает лишь мир идей - вечных, неизменных идеальных сущностей, неподверженных разрушающему току времени. Обычный эмпирический мир - лишь бледная копия этого подлинного мира. Люди, говорил Платон, подобны узникам, сидящим в пещере и не имеющим возможности обернуться назад и увидеть то, что происходит вне пещеры. Они видят только тени на стене пещеры, которые отбрасывают реальные процессы и принимают эти тени за реальные события. Идеалистическое мировоззрение Платона можно понять, если учесть, что Платон жил в эпоху упадка, кризиса полиса. В прошлом остались героические страницы греческой истории, идеалы умеренности, гармоничности интересов гражданина и полиса. Высокие идеалы золотого века античной культуры (V в. до н.э.) подвергались эрозии. Рост алчности, эгоистических построений, обусловленный кризисом экономических основ греческого полиса, очень угнетал Платона, которому были дороги идеалы античной культуры, рушившиеся на глазах великого мыслителя. Чтобы отстоять, сохранить их он помещает их в особое царство мысли, где нет разрушающего действия времени (мир идей), превращая их в подлинно реальный мир, который был для него дороже и достовернее того мира, который его окружал. Так что идеализм Платона имел под собой этические основания. Та, или иная вещь может сгореть, сгнить и т.п. А идею вещи нельзя сломать, сжечь, уничтожить. Для Платона - это основание признать мир идей более реальным, нежели мир вещей. В период упадка, кризиса всякие изменения воспринимаются как порча, тление, разложение. Лишь в царстве мысли, в мире идей, в вечности, а не во времени возможно сохранить нетленными непреходящие ценности.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученик Платона, в отличие от своего учителя гораздо больше ценил реальный земной мир, который его очень интересовал и занимал. Поэтому Аристотель платоновский мир идей "внедрил" в мир вещей в качестве сущности вещей. От этого идеализм Аристотеля кажется менее возвышенным, более земным, что дало основание многим философам видеть у Аристотеля элементы материализма. Аристотель был философом энциклопедистом, оставившем после себя многочисленные труды в разных областях (философии, логике, физике и др.)
Марксистская философия.
Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникшие в конце 40-х годов XIX в., были исторически обусловленными явлениеми. Критически переработав гегелевскую идеалистическую диалектику, устранив недостатки предшествующего материализма (метафизичность, механистичность, созерцательность, непоследовательность - неспособность материалистически объяснить явления общественной жизни) Маркс и / Энгельс создали философию, соединившую в себе материализм и диалектику. С самого начала они сделали упор на революционно - практическую роль философии. В 'Тезисах о Фейербахе' (1845) Маркс это четко выразил: 'Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его'.
Обоснованно критикуя современное им капиталистическое общество, Маркс и Энгельс создали проект радикального переустройства общества на началах социальной справедливости и равенства. Идеи Маркса оказали огромное влияние на духовную атмосферу XIX - XX вв. Однако попытки их практического воплощения окончились неудачей. В России и в ряде других стран, ориентирующихся на идеи Маркса и Ленина, вместо экономически эффективного и социально справедливого общества были построены тоталитарные общества, которые, в конечном итоге, потерпели историческое поражение в экономическом и идеологическом соревновании с капиталистическими странами.
Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Справедливо критикуя ранние формы капитализма, Маркс принял их за сущностные, зрелые формы капитализма, сделав ошибочный вывод о том, что капитализм исчерпал заложенный в нем позитивный потенциал и что он неизбежно должен уступить место более прогрессивному строю-коммунизму. Ход истории показал ошибочность этого вывода.
Рассматривая человека как совокупность производственных отношений, т.е. подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения - таков и человек. И если человек угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтическо-утопические иллюзии Маркса.
Поскольку человек рассматривается в марксизме как функция социальных отношений, а последние трактуются в марксизме как закономерно необходимые, то в трактовке человека преобладают общие, родовые характеристики, а не личностно индивидуальные. Человек выступает как типичный представитель класса (личность пролетария, личность буржуа). Это недооценка в марксизме личностного начала, когда отдельный человек с его заботами, тревогами, нуждами мало что значил, послужила теоретической основой тоталитарных режимов, подавлявших свободу и достоинство человека во имя 'благих' целей освобождения человечества от ига капитализма. К этому можно добавить, что в марксизме человек трактуется прежде всего как социальное, предметно-практическое существо. Человек как духовно-нравственное существо находится в глубокой тени. Это и неудивительно, если учесть, что в марксизме сознание человека, его духовный мир рассматриваются в качестве хотя и важных, но подчиненных, функциональных характеристик человеческого бытия. Сознание призвано направлять, регулировать активную предметно-практическую, преобразительную деятельность по переустройству мира.
Несмотря на высказанные критические замечания в адрес марксизма и марксистской философии, необходимо отметить, что марксизм обогатил философию новыми идеями и подходами, которые так или иначе получили дальнейшее развитие и в трансформированном виде были ассимилированы человеческой культурой.
Философия экзистенциализма.
К числу антисциентистских направлений в философии XX в. помимо собственно экзистенциализма можно отнести феноменологию, персонализм, философскую антропологию, некоторые религиозные варианты экзистенциальной философии. Это широкое и достаточно разнородное антисциентистское течение ставит в центр своего внимания человека. Антисциентистский характер этих направлений не означает, что они враждебно относились к науке, отрицали ее роль. Они признавали, что методы научного познания применимы и эффективны при исследовании мира объектов. Но при изучении человека они оказываются неэффективными. Человек - не просто специфический объект в ряду других объектов. Это совершенно особое, уникальное бытие, которое нельзя выразить на языке общих понятий, с помощью методов науки, фиксирующих, общее, повторяющееся и.т.п.
Классическая философия, по мнению экзистенциалистов также стремилась представить человека в отвлеченном виде, выявить его сущность, игнорируя индивидуальное, единичное бытие конкретного человека с его тревогами, заботами, мыслями и переживаниями.
Экзистенциализм, а в месте с ним и ряд других экзистенциональных направлений в философии XX в., выступили против диктата "философии сущностей", независимо от того, шла ли речь о сущности идей или сущности вещей, или даже о сущности человека в классической рационалистической философии. Упор был сделан на философию человеческого существования. Отсюда и название экзистенциализма (от лат. existentia - существование, в отличие от лат. essentia - сущность).
Экзистенциализм возник в германии в конце 20-х годов, а затем во Франции в 40-х годах. Наиболее видными представителями являются немецкие философы М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969). Французские экзистенциалисты Ж.П.Сартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960), Г.Марсель (1889-1973). Выделяют два направления в экзистенциализме -религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).
Основная тема экзистенциализма - существование человека в мире. Как мировоззрение экзистенционализм окрашен в пессимистические и в то же время в трагическо-драматические и даже героические тона. Экзистенциалисты остро поставили проблему отчуждения человека, "заброшенного" в мир, где он обречен на одиночество, страдания, испытывает постоянную тревогу, страх, даже отчаяние перед лицом смерти. В такой ситуации человек оказывается перед выбором. Он может поддаться усредняющему, обезличивающему давлению среды, стремящейся стандартизировать, нивелировать его как личность. В таком случае он жертвует своей свободой и индивидуальностью, отказывается от себя как личности, становится таким как все - подчиняется общим мнениям, стереотипам, стандартам поведения. А взамен он, как бы плывя по течению, избавляется от бремени ответственности за свою судьбу, "не высовываясь", прячась за стеной этой анонимной, обезличивающей усредненности. Такое существование экзистенциалисты не без оснований называют неподлинным.
Но человек может (а по мнению экзистенциалистов и должен) сделать другой выбор - плыть против течения, не растворяться в обезличивающей усредненности, отстаивать себя как личность, уникальную, неповторимую, нести бремя ответственности за свою судьбу, а значит быть свободным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой выбор и такой путь очень трудны, но только это и можно назвать подлинным существованием. В нем звучит героизм личности, мужественно осознающей свое одиночество, конечность, драматизм и трагизм своего существования перед лицом неизбежной смерти. Таким образом, подлинное существование неразрывно сопряжено со свободой человека, с его героическими усилиями обрести, прозреть свою глубинную сущность - экзистенцию, реализовать себя как человека, прорваться из сферы быта в сферу бытия. Так называемые пограничные ситуации, когда человек сталкивается с какими-то глубокими нравственными коллизиями, или встречается взглядом со смертью, могут помочь человеку проснуться от духовного "летаргического" сна и прозреть свою глубинную сущность.
Тяжесть бремени подлинного существования легче переносить, если у человека есть опора не только в самом себе, но и надежда на то, что хотя жизнь и есть бытие к смерти, но сама смерть не есть конец бытия (ничто), а порог к иному трансцендентному бытию. Такое более оптимистическое, смягчающее трагизм человеческого существования мироощущение характерно для религиозного экзистенциализма.
Раздел 2. Онтология.
Проблема бытия в философии.
Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий философии. Учение о бытие называется онтологией. Быть - значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие - как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие - это нечто, то небытие - ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.
Современные представления о бытие отличаются сложностью и разнообразием. Бытие не ограничивается констатацией достаточно простого факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатации относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только «здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом», «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании в пространстве и времени мира в целом.
Согласно религиозно-философским концепциям, бытие не сводится к бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир был, есть и будет, но это бытие имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве, ибо само пространство и время возникают вместе с миром. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне мира. Бытие мира, с философско-материалистических позиций, означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».
В рамках диалектико-материалистической концепции бытия, отрицающей существование божественной реальности, наряду с существованием объективной реальности - материи, существующей независимо от человеческого сознания, признается существование реальности субъективной - сознания. Причем эта субъективная реальность может существовать как в формах индивидуального сознания, так и в объективированных формах общественного сознания. Можно говорить о существовании как актуальном, так и потенциальном (существует реальная возможность, существует потенциальная опасность и т.п.).
Можно по-разному классифицировать формы бытия. Можно говорить о бытие вещей (в том числе и созданных человеком), бытии духовном, бытии человека, бытии социальном. А можно говорить о бытии неорганической природы, органической, бытии общества. Одним словом, возможны разные классификации, что отражает сложность проблемы бытия.
Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности поставила вопрос о существовании непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Это первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, необусловленностью ничем другим. Субстанция -причина самой себя (Спиноза).
Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две - дуалистических, три и более - плюралистических. Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т.п.), то это идеалистический монизм, например, гегелевская философия. Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это - материалистический монизм. Пример - диалектический материализм Маркса - Энгельса -Ленина.
Материя и ее атрибуты.
В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать, видеть «плод вообще».
В определении материи, которое дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от человеческого сознания и способность отражаться человеческим сознанием. Определение материи не исчерпывает содержание понятия материи, в котором материи приписывается ряд атрибутивных свойств, т.е. свойств, неразрывно связанных с материей. К числу последних относят структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др. Среди них есть признаки явно постулативного характера: несотворимость, неисчерпаемость, бесконечность, самодвижение, т.е. признаки, которые принимаются на веру в рамках диалектико-материалистического мировоззрения, ибо не могут быть доказаны ни практическим путем, ни логическими процедурами.
В рамках диалектического материализма, движение рассматривается как способ существования материи. Движение понимается как всякое изменение. Движение представляет собой противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности и т.п. Наличие в движении моментов относительной устойчивости, прерывности дает возможность материи «разве<