Диалектико-материалистическое учение о психике и сознании

Диалектический идеалист Гегель (1770-1831) в своих произведениях "Феноменология духа" (1807), "Философия духа" (1817) и других утвердил принцип историзма в интерпретации сознания. Он считал процесс общественного развития объективацией духа. Под реальный ход истории подставлялось "чистое" мышление, логическая идея, сама себя порождающая и к самой себе возвращающаяся. Представление о том, что сознание индивида определяется в своей динамике историческими формами общественной жизни, открывало важную страницу в учении о детерминации психического.

Если гегелевская теория сознания в целом была насыщена новаторскими идеями, то взгляды Гегеля на психологию ограничивались ее трактовкой в качестве одного из разделов учения о субъективном духе (индивидуальном сознании), причем и в исследовании индивидуального он считал достойным внимания только всеобщее. Познание человеком самого себя, указывал он, неизбежно вырождается "в самодовольное нянченье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями", если оно только не становится познанием "всеобщей интеллектуальной и моральной природы человека" (4, 26).

Гегелевская критика рациональной и эмпирической психологии была справедливой и касалась, в частности, их антиисторизма и неспособности объяснить необходимую связь душевной жизни с предметным миром и миром культуры. Но его собственная программа создания новой психологии была в самой своей основе несостоятельной.

Фейербах называл свою философию антропологической. Под девизом материализма выступали тогда те, кто считал мышление чисто молекулярным процессом, одной из форм химических реакций в мозгу. Фейербах не хотел связывать направление, которое он отстаивал, с этим именем. Термин "антропологизм" был избран с целью указать, что центральным для нового, противоположного идеалистическому подхода к сознанию и бытию является понятие о реальном человеке как части природы.

Приняв за исходное исторически изменчивый способ материального производства, смену форм производственных отношений, Маркс и Энгельс открыли специфически человеческий уровень детерминации психического.

В "Тезисах о Фейербахе" К. Маркс указывал: "Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно" (2, 3, 1). Созерцательный подход неотвратимо следовал из механистической концепции детерминизма. Если трактовать человека только как объект, взаимодействующий с другими объектами природы, его познавательное отношение к миру неизбежно приобретает форму внутреннего созерцания следов, которые одно тело запечатлевает при воздействии на него других.

Из нового понимания природы человеческой психики следовало новое понимание предмета психологии как науки. "...История промышленности и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией..." (1, 594). Поэтому "такая психология, для которой эта книга... закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой" (1, 595).

Развитое Марксом представление о человеке как субъекте исторического творчества противостояло сложившемуся в эпоху капитализма индивидуалистическому взгляду на личность и ее психические функции.

Сила детерминистской концепции марксизма определяется тем, что для таких уникальных человеческих свойств, как активность личности, ее способность к творчеству и саморазвитию, указываются принципиально иные основания, чем в идеалистических доктринах. Эти свойства не редуцируются, как в механистических и биологических схемах, но впервые выступают в их действительном историческом значении.

Итак, в середине XIX в., в эпоху, когда под психологией понималось учение о душе и ее явлениях, марксизм обосновал новый подход к исследованию человека. Он открыл тот уровень детерминационных отношений между человеком и природой, на котором решающее значение в становлении его психических свойств приобретает предметная деятельность. Психология выступила как наука объективная, социальная и историческая.


Наши рекомендации