Философия и мировоззрение. Специфика философии.
Философия и мировоззрение. Специфика философии.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа. Рефлексия есть осознание, осмысливание и обоснование того, над чем она осуществляется
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалась своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешнее взаимодействие между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание.
Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека – проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Специфика философского знания:
Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.
Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
Философия Древнего Востока.
Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Рассмотрим их.
Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь познания своего «Я» - это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это та же йога, при которой происходит глубокий уход сознания внутрь самого себя, эта практика приближает человека к самому себе, те к его душе. Таким образом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил недостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами.
Зарождение философии в Китае относят к 8-6 вв. до нэ. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.
Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный). Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутри общества и семьи.
Ренэ Декарт (1596-1650)
Декарт - французский философ и математик, являясь одним из основоположников "новой философии", был глубоко убежден, что на истину "... натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ". При этом он отталкивался от "принципа очевидности", при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру (например, обычаи, приметы, как традиционные формы передачи знаний).
Великий философ, предложивший свою систему координат в математике, предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Точкой отсчета такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение. Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным. Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно, истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.
Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Декарт твердо и ясно установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания.
Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует), а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).
Френсис Бекон (1561-1626)
Бэкон Френсис - родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое миросозерцание - с началами аналитического метода. Был первым и величайшим исследователем природы в Новое время. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Естествознание - истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационалистического метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационалистического метода. Бекон различает 2 вида опытов:
“плодоносные” - цель - принесение непосредственной пользы человеку;
“светоносные” - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.
До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е активное испытание природы.
Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Знание – сила. Ученый должен, по Бекону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, те применять индуктивный метод познания. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция. До Бекона философы, писавшие об индукции, обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые или обобщенные ими положения. Бекон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
«Новый органон».
Французские энциклопедисты
Начинается эпоха просвещения, исходные идей которой – культ науки и прогресс человечества. Францию 18 века характеризуют огромное количество идейных изысканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла.
Проблемы, поставленные материалистами 17 века, получили дальнейшую разработку у французских материалистов 18 века, они очистили его от различных схоластических терминов, выступили против чисто умозрительного решения философских проблем.
Французский материализм того периода – классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. В его пределах французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке, обществе. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки являются также результатом влияния этой среды. Они дали наиболее полное толкование вопроса о материи и движении. Они подходили к выработке философского понятия материи как объективной реальности, находящейся вне сознания и действующей на наши органы чувств. Самым существенным атрибутом материи они считали движение. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы».
Идея неразрывной связи материи и движения представляет собой элемент диалектики, не укладывающийся строго в механистическое понимание природы. Поэтому, отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, они не сумели подняться до понимания многообразия и качественного различия форм движения.
Материалисты все сводили к механическому движению. По их мнению, даже человек есть физическое существо, отличающееся от других тем, что он способен мыслить. Дидро уподоблял человека инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения. Он раньше всех почувствовал приближающуюся революцию и стал вождем философско-социального движения. Требовал свободы мысли. Кричал на весь мир: «осмельтесь мыслить самостоятельно». Свое политическое кредо выражал во фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя вселенной.
Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из выдающихся мыслителей того времени. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней деятельностью, он, как и Вальтер, способствовал приближению революции.
Дени Дидро (1713-1784) – знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный демократизм. Высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния расцвета разума.
Иммануил Кант (1724-1804)
Именно с него началась заря философии новейшего времени. Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. По Канту мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущего - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только знания о свойствах вещей к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи принципиально непознаваемы. Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса априорных логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений.
Человек, по Канту, – это самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания, благодаря чему человек представляет собой индивидуальность, те личность. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека.
В философии Канта нравственное связано с идеей религиозного, божественного. Отрицание божественного существования, по Канту, – полнейший абсурд.
В своем учении о государстве Кант развивал идеи Руссо, в частности идею народного суверенитета. Источником суверенитета он считал не народ, а монарха, отрицая право судить главу государства, который «не может поступать не по праву». Следуя идеям Вольтера, Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, ограничивая его, однако, необходимостью гражданского и политического повиновения властям, без чего немыслимо само существование государства.
« Антропология с прагматической точки зрения»,
«Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».
Георг Гегель (1770-1831)
Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».
Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.
На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Гегель, усматривая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания мировой разум проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений к качественным, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов
«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.
Сознание и мышление
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости, другие – из того, что попытка понять сознание тщетна, также как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.
Сознание – это одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это высшая, связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса (исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным), за ними - нет. За этими пределами противопоставление относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсолютное противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отражений вещей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление – это активные процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направленно на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Практическое и теоретическое мышление – это единый процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория.
Понятие истины в философии
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истина может быть и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне зависимости от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истинна есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Термин абсолютное применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).
Познание и практика
Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание, познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос, что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение, умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и практической деятельностью.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания: человечество не может успокоиться на достигнутом.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль:
Она является источником познания, его движущей силой.
Практика является сферой приложения знаний, целью познания.
Практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.
Итак, практика – это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств ориентации в мире.
Диалектическое отрицание.
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.
Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной. В философской литературе высказывалась мысль, что закон отрицания отрицания не действует в тех случаях, когда есть метафизическое отрицание или когда есть возврат к исходному состоянию. Метафизическим отрицанием называют сторонники этой точки зрения не определенную позицию, а отрицание типа: ячменное зерно размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть зачеркивание какой-то линии развития. Из того, что зерно не проросло (засохло) или склевано птицей, или размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь развитие есть развитие в определенном отношении. Превращения зерна, которое не дало новых зерен, не прекращаются. С ним происходят "приключения". Зерно засохло. Что отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но всякое сухое может превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое). Такие триады можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть всегда отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не действовал закон отрицания отрицания.
Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг от друга. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное качество не создается любым отношением, оно создается "своим" отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на какой-то основе.
Количество – это совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Количество _ характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию или конфедерацию и т.д.
Любое качество существует в определенных пределах - мере. Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С.
Качества являются общими или отличительными не безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. На вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи, невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы. Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой; приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней. Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.
Сущность и явление.
Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание на то, что термин "сущность" употребляется в разнообразных сочетаниях. Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и т.д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить на вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность. Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая сущность. Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие сущности проявляются так же, как и отдельные.
Явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения, тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс). Значит, вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в философии и в мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и определяющее его.
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.
Необходимое и случайное
Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.
Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все эти взгляд