Основные идеи философии Просвещения XVIII в.
Формирование принципов гуманизма и натурализма. Концепция природы человека и ее следствия. В основе средневековой социальной философии и антропологии лежит христианство. В эпоху возрождения эта концепция начала по-новому интерпретироваться:
Человек - целостное существо, и душа и тело его могут быть прекрасны и должны развиваться в гармонии. Человек – царь природы, т.е. Бог дал ему хорошие возможности, и человек ими умело воспользовался. Человек – свободный творец. Его предназначение – активная деятельность, созидание.
На этой основе возникает гуманизм, как целостная система взглядов. Гуманизм определяет отношение к человеку, как к абсолютной ценности, признает неотъемлемое право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Социальные институты оцениваются с точки зрения блага человека. Благо человека – высший принцип.
Главная черта онтологии эпохи Просвещения – натурализм, т.е. взгляд на мир, по которому природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. Центральной категорией социальной философии и антропологии становится понятие природа человека – стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, присущие всем людям и во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
Просветители считали, что в природу человека входит:
1. Разумность – способность осмысленного отношения к миру и к самому себе. Потенциальная способность развития разума у всех одинакова, но по-разному развита в процессе воспитания и самовоспитания. «Разум необходимо развивать, как только возможно, т.к. благоразумие – это лучший способ решения практических и теоретических задач».
2. Духовность – тяга к прекрасному, умение чувствовать гармонию, отличить красивое и оценить его. Это тоже потенциальная способность, которая по-разному выражена у людей.РобРРРРРР
3. Этическая ответственность. Человек – общественное существо, и должен поступать, руководствуясь интересами и установлениями общества. Инстинктивно человек чувствует, что его деятельность должна регулироваться правилами, и он способен их усваивать.
4. Биологическая основа человеческого существования: человек – материальное природное существо, биологический организм. Все движения его души связаны с телесными процессами и внешними физическими воздействиями.
5. Добр человек по своей природе или эгоистичен. Существует два мнения – альтруизм (забота о других) и эгоизм (забота о себе). Вольтер: «Любовь к себе – первопричина всех деяний». Гоббс: «Поскольку люди равны от природы, неизбежно соперничество, столкновение интересов, следовательно, человек эгоистичен». Шефтсбери: «Человеку от природы дано моральное чувство стремления делать добро, иначе вообще необъяснимо, почему люди совершают добрые поступки». Попытка синтеза этих точек зрения привела к построению концепции разумного эгоизма. Стремясь выполнить свои личные интересы, человек выходит в круг интересов своих близких, а из него в круг интересов страны и общества.
6. Свободен ли человек по своей природе. Свобода – это возможность выбора целей и средств деятельности. Человек свободен, т.к. обладает разумом и волей. Человек не свободен, т.к. зависит от материальной среды и собственной телесности.
Следствия из концепции природы человека:
Концепция естественного равенства всех людей от природы. Поэтому любая иерархия, устанавливаемая по рождению и т.п. несправедлива и должна быть отменена.
Концепция естественного воспитания. Ж.Ж Руссо «Эмиль или о воспитании». Сущность правильного воспитания в следовании естественным склонностям ребенка, в развитии его природной одаренности не должно быть никакого навязывания знаний учителя.
Концепция естественного права человека – каждый человек имеет права, на которые никто не может посягать: права на защиту жизни и достоинства, безопасность, свободу, собственность, справедливое рассмотрение спорных вопросов в суде. Политическая и правовая система общества должна обеспечивать эти права. Просветительский идеал государства – это «царство разума» - общество, продуманные законы которого в точности соответствуют естественным правам человека. В таком обществе исчезает глубокое имущественное, интеллектуальное, моральное различие между людьми. Демократия, как форма правления, отвечает этим требованиям.
Просветительская концепция истории. Первый этап – это «естественное состояние», когда люди инстинктивно жили в согласии с природой. Второй этап – гражданское общество, в котором существует государство, законы, специальные силы, которые следят за их соблюдением. Переходом от естественного состояния к гражданскому обществу было заключение общественного договора. Люди заключили соглашение, обязавшись подчиняться государству, отдав ему часть своей свободы в обмен на свою защиту. Т.е. возникновение государства – это естественный акт, но в дальнейшем он утратило первоначальный смысл, т.к. стало учитывать лишь интересы части людей. Построение царства разума – это восстановление истинной сущности государства.
XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.
Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.
Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.
Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.
Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.
Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).
Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:
— материалистическая мировоззренческая ориентация;
— идеалистическая мировоззренческая ориентация;
— атеистические взгляды;
— деистические взгляды.
В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:
— деистским материализмомВольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;
— теоретическими основами деизмана базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер(1694–1778), который вошел в историю философии как:
— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;
— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.
На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо(1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.
Шарль Луи Монтескье(1689–1755):
— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;
— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.
Во Франции работала группа философов — передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.