Объективный идеализм Платона.Теория идей.

Учение о познании Канта.

В «Критике чистого разума» (1786) Кант сформулировал свой любимый вопрос: «Что я могу знать?» Идея антиномичности разума - противоречащие утверждения могут быть с равным успехом доказуемы и недоказуемы. Существует особая категория всеобщих понятий (Бог, мир как целое, душа, свобода и т. п.), которые по природе не имеют и не могут иметь предметного характера. Антиномии разума Кант разрешает, различая мир явлений и мир вещей в себе в рамках двойственного рассмотрения каждого предмета.
Вещь в себе - проявление абсолютного, симптомами которого в области чистого разума являются понятия, не выводимые из опыта, а в области практического разума - моральные поступки: нет прямого перехода от эмпирического материала к фундаментальным понятиям. Это неагностицизм.
Особенности учения о познании:
1.В своей теории познания Кант решает проблему: как прийти к объективному знанию, исходя из субъективности (человеческого сознания).

2.Предположение о соразмерности между сознанием и миром. Человеческая субъективная организация - часть мира, поэтому, узнав устройство познавательной системы субъекта, можно получить знание о мире.

3.Условия познания - априорные формы познания (не зависящие от опыта). Понятность через соответствие мыслительных структур субъекта связям мира. Знание - синтез чувственности (способность душевного созерцания предметов) и рассудка (мыслить предмет чувственного созерцания), на основе априорных форм которых (чувственности - пространство и время; рассудка - категории единства, множественности, цельности, реальности, причинности и др.) структурируется человеческий опыт. Чувственность и рассудок не могут выполнять функции друг друга.

Кант впервые в истории выявил специфику науки как конструктивного и творческого создания человеческого разума. По Канту, революция в естествознании произошла тогда, когда естествоиспытатели поняли, что «разум видит только то, что сам создает по собственному плану, что он с принципами суждений должен идти впереди согласно постоянным законам и заставлять природу отвечать на его вопросы...». Т. е. наука, как теоретический разум, сама определяет поле своего исследования сама себя ограничивает.
Границы познания в учении Канта - против научного обоснования Бога и души - подобные попытки приводят к антиномиям, высшим проявлениям неопределенности, допускающим альтернативные решения. «Ограничить знание, чтобы освободить место вере». Кант был против абсолютизации научного знания, столь популярной в то время.

Этическое учение канта В философии Канта этике принадлежит видное место. Из трех главных кантовских сочинений зрелого (так называемого критического) периода второе — “Критика практического разума” (1788) — посвящено исследованию и обоснованию нравственности. Но “Критика” эта не единственный трактат Канта по вопросам этики. Ей предшествуют как подготовительное к ней сочинение превосходно написанные “Основы метафизики нравственности” (1785), “Метафизике нравственности” (1797).Во всех названных здесь работах излагается по существу одна и та же система этических взглядов. Но цели, а потому и характер изложения каждой из них различны. В “Основах” речь идет об обосновании главного принципа, или закона, нравственности, как его понимает Кант. В “Критике практического разума” тот же вопрос разрабатывается более широко — в сопоставлении с критикой разума теоретического (или “чистого”). Наконец, опираясь на развитое в обоих этих трактатах обоснование этики, Кант излагает — в “Метафизике нравственности” — уже систему самих своих этических воззрений. Для этики Канта характерно учение о независимости, или “автономии”, морали. Предшественники Канта и современные ему философы-идеалисты в Германии полагали, будто основа этики в религии: нравственный закон дан или сообщен людям самим богом. Утверждая это положение, моралисты — христианские и нехристианские — ссылались на учение религии и на священные книги. В отличие от этого взгляда Кант провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон — невыводимым из религиозных заповедей. По Канту, то, что возникает не из самой морали и не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Таким образом, Кант перевернул признанное в его время не только богословами, но и многими философами отношение между моралью и религией. Он признал мораль автономной, независимой от религии. Больше того, он поставил самое веру в бога в зависимость от морали. Человек морален не потому, что бог предписал ему мораль. Наоборот, человек верит в существование бога потому, что этой веры, по утверждению Канта, требует мораль. “Практический” разум главенствует над “теоретическим”.Поскольку Кант отрицал необходимость религиозного оправдания морали, его этика оказалась одним из этапов в развитии свободомыслия XVIII в. “Метафизике нравственности”.

14.Объективный идеализм - Гегель
Высшей ступени своего развития диалектика (Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления) в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становиться по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии. Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том. что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом,

Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии. Таким образом, историческая роль философских учений немецких философов конца 18 - начала 19 века, в особенности Гегеля, состояла в развитии этими выдающимися мыслителями диалектического метода. Но идеалистические умозрительные системы немецких философов в интересах дальнейшего развития философской мысли требовалось преодолеть, удержав то ценное, что в них содержалось. Это в зна Антропологический материализм Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический (антропология Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека), так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. По его мнению, природа – источник всех знаний,с природы начинается философия,кот.является матерью всех наук. Хар-р философии складывается из взаимоотношения человека и природы. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает егоидеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всегокак духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз исоставляет сущность чловеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не можетбыть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.В теории познания Фейербах отдавал предпочтение чувствам и опыту. Первую ступень познания он назвал деятельностью сердца, вторую – головы. Он считал, что критерием истинности всех знаний является согласие людей во мнениях. Если идеи общезначимы, приняты в обществе, значит они истинны.Основные работы:»Сущность христианства» (1841): дал глубокий анализ религиозного сознания, сущность кот., по его мнению, составляет совокупность фантастических образов. , «Основы философии будущего»(1843). чительной степени было достигнуто Л. Фейербахом (1804-1872).

15. Антропологический материализм Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический (антропология Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека), так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. По его мнению, природа – источник всех знаний,с природы начинается философия,кот.является матерью всех наук. Хар-р философии складывается из взаимоотношения человека и природы. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает егоидеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всегокак духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз исоставляет сущность чловеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не можетбыть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.В теории познания Фейербах отдавал предпочтение чувствам и опыту. Первую ступень познания он назвал деятельностью сердца, вторую – головы. Он считал, что критерием истинности всех знаний является согласие людей во мнениях. Если идеи общезначимы, приняты в обществе, значит они истинны.Основные работы:»Сущность христианства» (1841): дал глубокий анализ религиозного сознания, сущность кот., по его мнению, составляет совокупность фантастических образов. , «Основы философии будущего»(1843).

16.Основные этапы становления и развития марксистской философии

* Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

* Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

* Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

* Развитие марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е годы XIX столетия.

* Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

* Марксистско-ленинская философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

* Западный марксизм в XX веке.

* Современное состояние марксистской мысли.

Собственность.

Собственность — институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере. Она рас­пространяется не только на средства произ­водства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства: рабочая сила, средства производства, земля и ее недра, продукты ма­териального производства, духовной, творческой и иной интеллекту­альной деятельности и т. д. Собственность определяет, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности. Формы собственности зависят от степени реального обобществления производства, на которое, в свою очередь, влияет об­щий технологический прогресс.

30, Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология(совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:
1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его;
2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;
3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.

Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производст-венной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общественного бытия. Сущность сознания в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. На ранних этапах развития общества общественное сознание формирование под непосредственным воздействием бытия, в дальней-шем это воздействие приобретало опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения, а обратное воздействие общественного соз-нания на бытие приобретает непосредственный характер (способность сознания правильно от-ражать бытие). Общественное сознание может способствовать перестройке бытия.

Общественное сознание - не сознание отдельного индивида, а духовная жизнь вообще, всеобщее духовное состояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Не каждое индивидуальное сознание в своей объективной форме входит в общий массив общественного сознания.

Элементами общественного сознания являются:

- обыденное и теоретическое сознание;

- общественная идеология и психология;

- формы общественного сознания.

Развитие

· Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

· Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

· Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

· Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.

31. личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.

Общество – особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. С фил точки зрения это обогатившаяся от природы часть материального мира, включающая в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия.

Личность 1. Человек в качестве социального индивида, индивида как члена об-ва. Научное понимание Л. опирается на марксистское понимание человека в качестве биосоциального существа, сущность к-рого составляет совокупность общественных отношений. Л. - человек как «преломление» социального в индивиде. Каждый отдельный человек - Л. постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Развитие людей в качестве Л. имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивидов и зависит от них, однако совершается оно гл. обр. в об-ве, в к-ром каждый человек есть и объект и субъект деятельности. Т. обр., всякий человек есть Л. Но развитие Л. может быть различно. Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов

Понятие <личность> можно раскрыть лишь исходя из диалектики соотношения человека и общества. В самом первом приближении личность может быть описана как продукт и как субъект общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее природные особенности, определяющим фактором развития являются социально-значимые качества - взгляды способности, интересы, потребности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. Существует 2 подхода к диалектике отношения личности и общества. В первом общество противостоит реальному человеку как личности. <Общество есть лишь собрание отдельных лиц> (Гельвеций). Другой вариант противопоставления индивида среде выражен в самых разнообразных концепциях, которые усматривают в социальных институтах, нормах, требованиях особую самостоятельную и первичную по отношению к личности силу. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Сущностная характеристика личности раскрывается прежде всего через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно. Личность - это общественно развитый человек, осознанно относящийся к своему долгу и правам гражданина отечества, обладающий чувством собственного достоинства, осознающий меру своей ответственности за свою жизнедеятельность, судьбу своей семьи и товарищей, своего народа. Рассматривая вопрос о свободе личности, необходимо выделить две основные стороны в содержании свободной деятельности - свободу выбора и свободный выбор. Свобода выбора (т. е. возможность действовать по собственной воле, а не по принуждению извне) как необходимый компонент подлинной свободы предполагает свободный выбор, т. е. те поступки и действия, которые отвечают потребностям развития личности, развитию истинно человеческих сил и способностей, потребностям развития общества, общему прогрессу человеческих отношений. Свобода предполагает и ответственность как неотъемлемую сторону свободы. Вторая концепция личности связана с раскрытием функциональной (ролевой) ее характеристики. Понятие социальной роли означает поведение человека в зависимости от его социального статуса и позиции. Каждый человек выполняет множество ролей. Он - чей-то сын и чей-то отец, старательный или нестарательный студент, или махнувший на все рукой, он входит в какие-то группы по интересам: встречается с товарищами, увлеченными коллекционированием марок и т. д. Таким образом, человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Личность - характеристика социальных качеств человека.

Природное в формировании личности
Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.
Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.
Биологическая наследственность создает бесконечное многообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение: особенности климата, географических факторов и природных ресурсов формируют схожие групповые признаки личностей. Однако главным фактором формирования личности всё же является социализация. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Окружающая человека социальная среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
2.2 Социальные факторы формирования личности
В многообразии литературы, посвященной вопросам формирования личности человека и ее развития, можно встретить различные подходы. Однако в имеющихся работах не дается конкретного анализа всех процессов формирования целостной личности, который в совокупности и единстве составляет соответствующий механизм формирования индивидуума. Необходимость анализа данного механизма обусловливается не просто теоретическими изысканиями, хотя и они нужны, а является практической задачей реальности нашего времени. Категория «механизм» довольно широко используется в философии и социально-политической литературе применительно к характеристике социальных процессов, происходящих в обществе, в том числе при анализе процессов формирования целостного человека. Так, Г.Л. Смирнов пишет: «...изучение проблемы личности не должно сопровождаться ослаблением внимания к развитию массового сознания, его структуры, к механизму возникновения и развития тех или иных явлений, к силе этих явлений, их социальному содержанию, ко всем факторам объективного и субъективного порядка, которые определяют развитие сознания у различных слоев и групп населения»9.
Л.П. Буева в предисловии к книге Л. Николова «Структуры человеческой деятельности» подчеркивает необходимость изучения механизма «обмена деятельности индивидов, как сложного общественно организованного и направляемого процесса»10. Третьи исследователи применяют понятие «механизм» к характеристике общения личности с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом они исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы11.
Так, Я. Рейковски считает сущность социального механизма формирования и развития личности самоидентичность людей. В свою очередь, в основе формирования самоидентичности находятся два главных механизма: индивидуализации и идентификации. Развитие «Я — концепта» включает когнитивное различие между «Я» и «не Я» (как факта отделения от других социальных и физических существ), а также идентификацию с различными объектами внешнего, или социального мира, т.е. признание тождественности собственной сущности или близкого сходства с ними.

32. Ценность — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя.

В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежелательного, неважного, ненужного, вредного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь, восхищаются прекрасным потому, что есть безобразное.
Своеобразное сочетание ценностных ориентаций (интересов, представлений, убеждений, взглядов, чувств, принципов поведения) составляет уникальный внутренний мир каждого человека, является основой его неповторимой личности, индивидуальности.
Установление ценности того или иного явления действительности, т. е. его одобрение или осуждение, называется оценкой. Способность к оценке формируется у человека наряду со способностью к познанию. Человеческая жизнь состоит не только в познании мира, но и в постоянном его истолковании, переосмыслении, переоценке существующих ценностей, отрицании старых и установлении новых, которые служат ориентирами дальнейшей деятельности.
Цен ностное отношение к миру побуждает человека к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей системой ценностей, а также сообразно собственным ценностным ориентациям. В связи с этим ценности могут выступать как идеалы, цели, средства деятельности, как критерии человеческих поступков. Во имя высших Ценностей, например Родины, истины, свободы, человек может пожертвовать не только своим благополучием, но и жизнью.
Представления о ценностях складываются у людей в процессе их осмысления совместной деятельности по преобразованию различных сфер жизни общества, поэтому они могут быть экономическими, политическими, социальными, моральными, религиозными, эстетическими и др. Поскольку ценности выражают желания, устремления разных людей и социальных коллективов, постольку в обществе могут существовать разнообразные и даже противоречащие друг другу системы ценностей — личностные, групповые, классовые, национальные, профессиональные и т. п. В то же время каждое общество, эпоха, культура имеет свою специфическую иерархию и структуру ценностей, свои «базовые» ценности, которые разделяются, одобряются, поддерживаются большинством живущих в нем людей (государство, Бог, техника, коммунизм и т. п.).
На протяжении истории человечество выработало некоторые универсальные, общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение для многих поколений людей,— истина, добро, красота, свобода, справедливость и т. д. И хотя в разные эпохи содержание и значение этих ценностей понималось по-разному, но именно в них отражалось стремление людей к свободе и независимости, к счастливой и достойной жизни, содержалось требование переустройства общества на принципах гуманизма и справедливости, гармонического сочетания личных и общественных интересов.

Аксиология (ценность, достоинство) – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.
Аксиология сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд - ценности гуманизма. То Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме.
Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Акселогия стала фил. понятием, когда удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в ф Канта, кот противопоставил сферу нравств-ти сфере природы, а практический разум – теоретич-му разуму. Выделение феномена значимости бытия для чел и привело к ф ценностей с ее основ вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Одни ф-фы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особен трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф-фы материал-ого направ видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материал-х благах. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качес ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономич, политич, эстетич, нравствен, религиоз ценности. В мире ценностных ориентации чел непреходящее значение имеет вера,субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Идеал— это не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, кот могут быть пересмотрены.
Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм)- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.
Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.
Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота.
Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.
Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь АБЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюд

Наши рекомендации