Тема 17. Проблема человека в философии и науке
194. В философии какой эпохи впервые появилось понятие о человеке как «микрокосме»?
а) в античной философии
б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
г) в средневековой философии
195. Какое определение человека характерно для античной философии?
а) человек есть ансамбль общественных отношений
б) человек есть микрокосмос
в) человек есть существо, производящее орудия
г) человек есть творение божье
196. В философии какой эпохи человек впервые представлен владыкой «над всею землею»?
а) в античной философии
б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
г) в средневековой философии
197. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?
а) в античной философии
б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
г) в средневековой философии
198. Кто в XVIII веке обозначил биологический вид человека термином homo sapiens, выделив разумность в качестве специфического признака?
а) Бюффон Ж.
б) Гельвеций К.
в) Дидро Д.
г) Линней К.
199. О каком из четырёх вопросов философии, сформулированных И. Кантом, сам Кант говорил, что все остальные вопросы относятся к нему?
а) что я могу знать?
б) что я должен делать?
в) на что я могу надеяться?
г) что такое человек?
200. Кто определил человека как «животное, производящее орудия»?
а) Дидро Д.
б) Франклин Б.
в) Чернышевский Н.
г) Энгельс Ф.
201. Кто определил сущность человека словами: «...Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?
а) Демокрит
б) Маркс
в) Спиноза
г) Фейербах
202. Как называется принцип, который провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии?
а) антропный принцип
б) антропологический принцип (антропологизм)
в) гуманистический принцип
г) филантропический принцип
203. Кто ввел и обосновал в философии антропологический принцип?
а) Кант
б) Маркс
в) Ницше
г) Фейербах
204. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?
а) антропологический поворот
б) коперниканская революция
в) научная революция
г) позитивная стадия
205. Кто основатель философского направления, называемого «философской антропологией»?
а) Леви-Стросс К.
б) Рассел Б.
в) Хайдеггер М.
г) Шелер М.
206. Каким термином обозначается процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества?
а) антропогенез
б) антропометрия
в) антропоморфизм
г) антропоцентризм
207. Какой фактор, согласно Ф. Энгельсу, сыграл главную роль «в процессе превращения обезьяны в человека»?
а) религия
б) сознание
в) труд
г) язык
208. Как в экзистенциализме (особенно у Сартра) трактуется соотношение между существованием и сущностью человека?
а) существование предшествует сущности
б) существование противоречит сущности
в) существование тождественно сущности
г) сущность предшествует существованию
209. Чьи воззрения выражает этот афоризм: «человек осужден быть свободным»?
а) Ламетри (механистический материализм)
б) Ленин (диалектический материализм)
в) Сартр (экзистенциализм)
г) Сенека (стоицизм)
210. Какое из приведённых суждений выражает трактовку человеческой свободы, которую дал Спиноза?
а) свободен тот, кто делает лишь то, что ему хочется
б) свободен тот, кто никому не подчиняется
в) свободен тот, кто руководствуется одним только разумом
г) свободен тот, кто сам не господствует над другими
211. Какое из приведённых суждений о свободе выражает позицию Ф. Энгельса?
а) свобода — божественный дар человеку
б) свобода — природное свойство человека
в) свобода — продукт исторического развития
г) свобода — результат постижения человеком мировой идеи
212. Как экзистенциалист Ж.П. Сартр, утверждавший, что «человек — это свобода», решал проблему ответственности человека?
а) каждый человек отвечает за всех людей
б) каждый человек отвечает только за себя
в) человек ни за что не отвечает
г) человек отвечает за себя и своих единомышленников
213. Как называется воззрение, предполагающее во всём осуществление неотвратимой предопределённости, которая исключает свободный выбор человека и случайность?
а) волюнтаризм
б) ригоризм
в) фатализм
г) холизм
214. Какой мыслитель считал «основным вопросом философии» вопрос о смысле жизни («стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить»)?
а) Гегель
б) Камю
в) Пифагор
г) Энгельс
215. Кто из русских мыслителей считал победу над смертью и воскрешение умерших «общим делом» человечества?
а) Писарев
б) Радищев
в) Фёдоров
г) Чернышевский