Общая характеристика средневековой философии. Периодизация.

Новые отношения человека с миром, с природой, между людьми.

Рамки – с 5 по 14 век

«Средневековая философия» относится к тому, что мы имеем с вами определенный своеобразную философию. Своеобразие – тесная связь с религией. Форма была религиозная. Содержание – не всегда. Общефилософские подходы. Философия пользовалась религиозными понятиями. Размышляла в рамках этих понятий.

Мировая религия, наиболее развитая тогда, - христианство. В 324 году – принята официально (Константин). Тогда разрушалась Римская империя. Общее состояние культуры было довольно .. Когда разрушилась империя, началось становление отдельных государств в Европе . Монастыри, с одной стороны – крепость, с другой – очаги образованности, просвещения, пропаганды христианства.

Поэтому средневековый человек опирался на античную культуру, с другой – на христианство. И это надо было как-то согласовать.

Представители - отцы Церкви. Грамотные. Активисты… Первое время – когда трактовалось христианство на почве античности – период апологетики.

Мол, философия античная созвучна христианству. Платон, стоики – отвечали тому ,что можно было насаждать как религиозную философию.

Характеристика мировоззрения средних веков – теология.

Теология – опирающееся на систематическое изложение собственной базы, понятийный аппарат был использован. Задача – защита учения о Боге. Без аппарата обойтись не могла. Хотя определенные вкрапления встречались.

Философия стала выполнять служебную роль. Служили для разъяснения учения о Боге. У философии – свободное мышление, но здесь надо было все связывать с Богом. Задача – поставить философию на службу теологии, а потом, ближе к 15 веку, надо было освобождать философию от религии.

Какие черты средневековой философии

- ретроспективность

- традиционализм

- дидактизм

Основные идеи:

· человек выделялся из природы и объявлялся творением Бо­га, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

· провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

· выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

· выдвигался догмат о спасении окружающего мира и челове­чества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

· мир считался познаваемым через познание Бога, котороеможет быть осуществлено через веру в Бога

Чем древнее источник, тем подлиннее, истиннее. Таким инструментом была Библия.

Задача отцов Церкви – расшифровать послания древних – раскрыть их смысл.

Выходить за рамки того, что было известно, это излишне. Наказывалось. Всякое новаторство считалось гордыней. Необходимо было все делать по образцу. Основанием для верности взглядов проповедников – схожесть взглядов с участниками дискуссии.

Важно было обращение к авторитетам. Толкование Аристотеля – а ля индульгенция. Если сходились в толковании, то окей. Если не подстраивались под авторитет, то труды оставались безымянными.

Понятия плагиата не было.

Все философы - преподаватели богословия, проповедники – назидательный характер учений.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

• окружающий мир всецело сотворен Богом;

• Бог является носителем и сосредоточением добра и справед­ливости;

• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, вос­ставший против Бога;

• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

• в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

Проблемы бытия. Остаются главными вопросами. Системы были иными. В античности - космоцентризм. Теперь – теоцентричны. Высшая степень реальности – Бог. Беспределеное, всемогущее и творящее все сущее. Основано на том, что мир сотворен из ничего – креционализм

Проблема соотношения бытия и блага. Для античности бытие живое, одушевленное. Здесь – Бог и его творения – две реальности. С разным понятием бытия. Друг в друга не переходят. Бог вечен, неизменен, независим, источник всего сущего, недоступен для познания. Он и есть высшее благо. Мир – изменчив, непостоянен приходящ, хорош постольку, поскольку сотворен Богом.

Бытие и благо обратимы – важный тезис – все зло в мире – небытие (потому что Бог просто не может сотворить зло). Существование зла объясняется тем, что оно маскируется под истинное бытие. И существует за счет блага. Мир удваивался.

Если мир двойственен, можно ли познать этот мир. До каких пор можно это? Дано ли это человеку?

Бог, по сравнению с природой, является Сверх-Бытием, высшая реальность à нужно сосредоточить все свое внимание на познании этой реальности. Можно ли познать высшую реальность àединственный инструмент познания – вера – как особая способность души человека. Бог в принципе для познания недоступен. Совсем это исключать нельзя. Может дать возможность познать Себя через Откровения – зарегистрированы в книгах религиозных. Библия. Если раскрыть загадки Библейских текстов и растолковать их, тогда и открывается это знание.

Не полностью познание, а до определенных границ.

Как познавать Бога, как прочитывать – важные пункты дискуссии. Проблема веры и знания.

Есть два направления

Катафатическая – мы можем узнать Бога по делам его

Атафатическая – пути Господни неисповедимы

Были и другие

Августин Блаженный: Верю, чтобы понимать.

Фома Аквинский: вера и разум гармоничны, вера не противоречит разуму, наоборот, помогает понять.

Значение средневековой теологической философии для после­дующего развития философии в том, что она:

• стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;

• сохранила и развила ряд античных философских идей, по­скольку возникла на основе античной философии христиан­ского учения;

• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавше­гося с античной философией, выделилась гносеология — са­мостоятельное учение о познании);

• способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный;

• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений фи­лософии как результатам соответственно практики номинали­стов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);

• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

Апологетика.

Апологетика (2-3 в.) - "защита". Представитель - Ориген. Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений. Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.

Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.

Патристика

Патристика (3-9 в.) - от слова "отец". Творчество "отцов церкви" Представитель - Августин Блаженный. Формируются основные положения религии и философии христианства.

  1. Принятие крестьянской веры - свободный акт воли.
  2. Основа мироздания - Бог. Он человекоподобен.
  3. Главное отношении в мире - отношение между Богом и человеком. Отношение греха, который состоит в желании познать непознаваемое и запрещенное.
  4. Бог создает мир из ничего. Актом собственной воли, в не причины времени. Материальный мир, время и пространство созданы божественным духом и имеют начало и конец.
  5. Познание происходит через божественное озарение. Бог - источник всех истин.
  6. Человек - тело, душа и дух. Тело вторично, а душе присуще разум, воля и память. Высшее проявление души - воля. Высшим актом воли является вера. Вера выше разума и должна предшествовать познанию. Воля и вера божественный дар.
  7. Бог - благо. Все хорошее в мире и человеке, от Бога. Источник зла в мире - человек. Зло рождается, когда человек восстает против Бога. Тогда тело становится выше души и духа.

Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем.

  1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.
  2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.
  3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель - Оккам.

Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плот человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:

  • реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания).
  • крайний реализм (общее существует вне единичного).
  • умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).
  • номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека).
  • крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).
  • концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма.

Наши рекомендации