Общая характеристика философии Платона.
Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2. Платон является основателем идеализма.Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
• "единого";
• "ума";
• "души".
"Единое ":
• является основой всякого бытия;
• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
• есть ничто;
• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум":
• происходит от "единого";
• разделен с "единым";
• противоположен "единому";
• является сущностью всех вещей;
• есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа ":
• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;
• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
• душа человека (вещи) есть часть мировой души;
• душа бессмертна;
• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
Учение Платона об идеях.
Бестелесные внечувственные сущности, постигаемые только разумом Платон назвал эйдосами- идеями. Каждая идея ведем абсолютно независимое существование, она вечна и неизменна, не знает ни рождения, ни роста, ни гибели: «есть тждественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в откуда быто ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли» Количество идей не бесконечно. На вершине пирамиды находятся идеи истины, прекрасного, справедливого. Венчает ее идея блага, соединяющая все достоинства истины, красоты, справедливости. Благо – самая общая и самая лучшая идея. Нравственная окраска мира идей ставит под сомнение аму возможность существования идеи зла, безобразия, невежества. Его идеи – идеалы, образцы для творения мира вещей. Идеи – сущности вещей, источник их бытия. Человек постигает идею в форме понятия
Второй источник существования мира – материя, пространство – бесформенность, пластичность, недоступность человеческому восприятию. Материи еще не коснулся бог. Переполняющие эту первоматерию потенции оформляются с помощью идей в формы вещественности.
Мир вещей – промежуточный мир, где все находистя в становлении. Он доступен не только разуму но и ичувсьвам. Вещи – отпечатки идей. 4
Мировая душа – посредник между миром идей и миром вещей. Самодвижущая,творящая сила, с ее помощьюмир становится единым. Ее выражением является Эрос, он стремится и отдать и взять, раствориться в бесконечности и вобрать весь мир.
Теория познания Платона.
Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
•поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");
• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".