Мораль и нравственное сознание.
Структура общественного сознания в значительной степени является отражением структуры общественного бытия. Вследствие многоуровневости общественного бытия в общественном сознании как его отражении выделяют различные формы сознания: экономическое, правовое, политическое, нравственное, эстетическое, философское и т.д. Формы сознания различаются по предмету и способу отражения общественного бытия. Так, экономическое сознание отражает экономическую жизнь общества, ее законы. Политическое сознание также является выражением экономики, но оно отражает ее под углом зрения интересов различных классов, государств. Осуществления бытия этими формами сознания осуществляется посредством понятий в отличие от эстетического сознания, отражающего его в художественных образах. Форма сознания представляет собой систему определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Мораль – возникающая в глубокой древности и существующая пока существует человечество, форма общественного сознания, регулирующая поведение людей, их отношение друг к другу и обществу. Она включает нравственные чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Слово "мораль" соотносимо с понятиями "нрав", "характер", "склад души", "привычка", обычаи, мода, поведение. Основными понятиями морали являются "добро" и "зло", "справедливость", "честь", "долг", "стыд", "совесть", "счастье" и др. В истории общества менялось содержание категорий морали. Люди по-разному понимали, к примеру, что такое "добро" или "счастье". Однако оставалось несомненным, что высшими ценностями являются добро, совесть, справедливость, честь, долг, счастье человека. Опираясь на соответствующие представления, люди вырабатывали правила, или заповеди, принципы поведения, отношения к себе подобным и к обществу в целом. Ряд таких правил (заповедей) сформулирован в религии, в частности, в христианстве. Одна из древних заповедей, называемая золотым правилом нравственности, гласит: чего в другом не любишь, того сам не делай. Функции морали. Основной функцией морали является регулятивная функция. Нормы морали получают идейное выражение в общих представлениях о том, как должно поступать. К специфике морали относится то, что в отличие от права ее регуляция поведения человека в обществе опирается не на государственное, внешнее принуждение, а на самооценку и общественное мнение, устоявшиеся обычаи и традиции, выражающие сложившиеся в данной нации или государстве представления о добре и зле, справедливом и несправедливом. Кроме того, мораль не имеет официально принятых письменных установлений (как в системе государственных законов); ее нормы хотя и могут быть выражены в письменной форме, как, например, в Библии, но все же они складываются стихийно, аналогичным образом отшлифовываются в практике общения людей и передаются преимущественно устно из поколения в поколение. Некоторыми основными категориями морали:
Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Понятию "добро" противостоит понятие "зло".
Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяния за добро.
Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека" Наиболее кратким и, на наш взгляд, емким является бытующее определение: счастье - это отсутствие несчастья, или жизнь без горя, по В. И. Далю.
Совесть – это внутренний голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали, проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт ("укоры, муки совести"), чувство вины и раскаяние.
Долг неотделим от осознания его индивидом как своей внутренней задачи. Осознающим субъектом долг воспринимается как раздвоение сознания на "я хочу" и "я должен". Это раздвоение - необходимое условие его функционирования. Долг обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения.
Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания. Этика исследует место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
Профессиональная этика играет большую роль в жизни людей, в деятельности специалистов - врачей, ученых, инженеров и т.п. Основу врачебной этики, как известно, составляют заповеди Гиппократа, действующие на протяжении почти двух с половиной тысяч лет. Одним из важнейших принципов деятельности врача является принцип "не навреди". Имеются и другие принципы: "уважай автономию пациента", "будь справедлив", "делай благо" и т.п. Немало и специфически медицинских проблем, требующих особой этики врача, например, проблема врачебной тайны, проблема клинического эксперимента и др. Те или иные действия врача подлежат нравственной оценке, а порой и оценкам судебного характера. Деятельность врача социальна, и суждения о ней являются компетенцией морали как формы индивидуального и общественного сознания. Главным вопросом нравственного сознания является вопрос о смысле жизни.
Мораль – отражение экономического базиса жизни общества, поэтому определяется, прежде всего, отношениями собственности. Но это не механическая копия экономических реалий. Мораль – своеобразное социальное явление, область духовной жизни общества, в которой экономические факторы получают сложное выражение. Каждая ОЭФ характеризуется своей специфической нравственной жизнью. В классовом обществе мораль неизбежно получает классовый характер, ибо господствующие и угнетенные классы не могут иметь одинаковое представление о добре и зле, справедливости, долге. При этом мораль господствующего класса занимает господствующее место, стремится выдать себя за общечеловеческую. С исчезновением классов мораль утратит классовый характер и превратится в главный регулятор деятельности людей. Искусство и эстетическое сознание. К возникшим в глубокой древности формам общественного сознания относится также эстетическое сознание, высшей формой которого выступает художественное сознание, выражающееся в искусстве. Эстетическим сознанием обладает каждый индивид, однако художественное сознание создается наиболее эстетически одаренными личностями – художниками. Предметом эстетического сознания выступает как природа, так и общество, человек. Однако главный предмет - человек. В своей жизни человек постоянно сталкивается с окружающими его явлениями, с другими людьми, с разными социальными структурами и так или иначе, сознательно или неосознанно ("автоматически") оценивает их под призмой своих представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом. Духовный мир человека не безразличен ко всему, с чем он встречается в практической деятельности и с чем он взаимодействует в своем существовании. Сталкиваясь с прекрасным, как и с другими сторонами мира, он переживает его. Прекрасное вызывает в нем чувство удовольствия, радости, восторга, потрясения. Еще в античности видели очищающее действие, которое оказывает искусство на человека. Эстетическое чувство - это просветленное чувство наслаждения красотой мира и отдельных его явлений. Эстетическое восприятие мира связано, прежде всего, с деятельностью художников, представителей искусства. Но оно сопровождает также и другие виды деятельности - спорт, создание средств труда, предметов быта и многие другие, включая и естественные науки, в том числе и самые абстрактные. (Так, А. Эйнштейн указывал, что законы природы, симметрия и гармония природы оказывают на него сильное эстетическое воздействие: он восхищался красотой природы.) Прекрасное является ведущим аспектом вещей, явлений, который входит в эстетическое сознание общества. Наряду с этим человек воспринимает и безобразное, которое входит в сферу эстетического не само по себе, а только потому, что берется в сопоставлении с прекрасным. Вот почему "прекрасное" есть центральное понятие "эстетического". Все эти феномены изучаются в эстетике (эстетика - от греческого слова aistetikos - ощущающий, чувствующий, чувственный). Эстетическое сознание есть совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном. В круг эстетики входят эстетические категории, эстетические теории, искусство, включая художественное творчество, и т.п. Искусство занимает важное место в эстетике. Искусство - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство - это творческая практически-духовная деятельность, направленная на освоение эстетических ценностей. Искусство отражает не сам по себе мир, а отношение человека к нему, объективную реальность, преломленную в духовном мире человека. Оно обращено не только к чувствам человека, но и к его интеллекту, интуиции. Оно не только преобразует окружающую человека действительность, но и совершенствует самого человека, делая его чувства более глубокими, а его поведение и действия - гуманными, высоконравственными. Что отличает искусство (или эстетическое сознание) от других форм познавательной деятельности? Прежде всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Если в естественных науках такой компонент вообще стремятся элиминировать, уступая дорогу рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план. Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание - понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах. Эстетическое сознание, в конечном счете, определяется экономическим базисом, поскольку, эстетические взгляды людей, понятия о прекрасном и безобразном не могут не зависеть от экономических отношений, форм собственности. Однако оно обладает относительной самостоятельностью, т.к. расцвет искусства не всегда связан с экономическим расцветом общества. В классовом обществе оно неизбежно становиться классовым. Эстетическое сознание имеет форму и содержание. Определяющую роль играет содержание, т.е. отображенный в сознании мир с его эстетической оценкой. Однако большое внимание обращается на форму, без которой не может быть и художественного содержания. Существует множество видов искусства: литература, кино, музыка, танец, живопись и т.д.
Функции искусства.
Функции искусства многообразны. Коренная созидательная функция искусства - это создавать прекрасное и учить его восприятию. Искусство несет нам и знания о жизни, передает опыт предшественников и современников, т. е. выполняет познавательную функцию. Формируя наше отношение к действительности, эстетические, как и нравственные, философские представления выполняют мировоззренческую функцию. Воспитательная функция искусства осуществляется путем развития в человеке душевной восприимчивости, воспитания в нем чувства прекрасного (к сожалению, сегодня мы видим использование искусства и для других целей: на экранах, в журналах и т.п.; но великие вековые традиции российского искусства позволяют надеяться на победу добра и человечности).
Религия
1. Понятие религии неоднозначно и употребляется в разных значениях особая область, связанная с духовной жизнью людей и отраженная в душе человека; определенная картина мира целый набор представлении о причинах возникновения и природе Вселенной; комплекс ритуалов, обрядов, традиций (культ); сообщество людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии).
2. Суть религии связана с духовной жизнью человека, . с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала. В науке нет единства мнений и сущности религии и ее происхождении: американский философ В. Джеймс определил религию как "стык видимого положения вещей с невидимым"; французский социолог Э.Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества, связывают индивида с обществом, подчиняют его;
3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечении;
• немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию;
марксистская философия считает, что религия является не чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
3. Религия выполняет в обществе ряд функций. • иллюзорно-компенсаторная: религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Проблемы, которые не решаются человеком в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнить их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого человеку достаточно исполнять предписываемые религией установления мировоззренческая функция состоит в том, что религия, специфически отражая действительность, создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире;
регулятивная функция состоит в установлении норм поведения, которые определяют поведение верующих в семье, быту, обществе на основе разработанных предписаний.
4. Факторы, обусловившие появление религии: социальные, гносеологические и психологические.
Социальные предпосылки, из которых одни связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми:
отношение людей к природе предопределено имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Первобытный человек обладал ограниченными средствами для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам;
отношения между людьми складываются стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются.
Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность человека фиксировать явления в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее.
Психологические причины обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционального состояния людей^ их настроений, переживаний и т. п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность, страх, чувства горя, скорби, одиночества, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.