Тема: Феномен философии в казахской культуре.
Характерные черты кочевого образа жизни казахов:
1. Бессистемное бродяжничество.
2. Гармония с природой, практичность хозяйствования, высоконравственные принципы жизни.
3. Абсурдное поведение.
4. Наличие земледелия, ремесленничества.
5. Отсутствие свободы.
330. Основной способ передачи знаний у кочевников:
Книги.
Школы.
Устное народное творчество.
Письменные источники.
Визуально.
331. Время в традиционной казахской культуре:
1. Циклическое.
2. Виртуальное.
3. Героическое.
4. Ситуативное.
5. Линейное.
332. Главная особенность традиционной философии казахов:
Материализм.
Идеализм.
Суфизм.
Геоцентризм.
Космоцентризм.
333. Формы традиционного казахского миропонимания:
1. Пословицы и поговорки.
2. Легенды и сказки.
3. Героический эпос.
4. Жыр и терме.
5. Устное народное творчество.
334. Шаман в поисках бессмертия обошёл четыре конца света:
1. Казтуган.
2. Кыдыр-ата.
3. Коркыт-ата.
4. Анахарсис.
5. Асан-Кайгы.
335. Религиозная система доисламского Казахстана:
1. Буддизм.
2. Шаманизм.
3. Конфуцианство.
4. Тенгрианство.
5. Даосизм.
336. Идеи Неба, Умай, Жер, Су - казахского миропонимания:
Манихейство.
Буддизм.
Тенгрианство.
Зороастризм.
Шаманизм.
337. Предтечей казахской философии является творчество:
1. Баласагуни.
2. Анахарсиса.
3. Иугнеки.
4. Казтуган.
5. Шалкийз.
338. Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
Аль-Фараби.
Ибн-Баджа.
А. Кунанбаев.
И. Алтынсарин
Аль-Кинди.
339. Автор «Книги о классификации и определении наук»:
Аль-Фараби.
М. Кашгари.
Ж. Баласагуни.
А. Яссауи.
А. Иугнеки.
340. Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»):
М. Кашгари.
Ж. Баласагуни.
Аль-Фараби.
Ибн-Сина.
А. Яссауи.
341. Автор философско-теологической поэмы «Дивани Хикмет»:
Ж. Баласагуни.
Асан-Кайгы.
М. Кашгари.
Ахмет Яссауи.
Аль-Фараби.
342. Мировоззрение Кожа-Ахмета Яссауи:
Калам.
Аверроизм.
Суфизм.
Восточный перипатетизм.
Ортодоксальный ислам.
343. По мнению Ш. Уалиханова, первый казахский философ:
Шалкийз.
Казтуган - жырау.
Бухар - жырау.
Шал - акын.
Асан-Кайгы.
344. Ш. Уалиханов - сторонник:
Пантюркизма.
Славянофильства.
Евразийства.
Географического детерминизма.
Западничества.
345. Автор «Слов назидания»:
И. Алтынсарин.
Ш. Уалиханов.
А. Байтурсынов.
А. Торайгыров.
А. Кунанбаев.
346. Центральная проблема философии Абая:
Проблема природы.
Проблема человека.
Проблема познания.
Проблема красоты.
Проблема общества.
347. Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым в своей философии:
«Будь человеком!».
«Цель оправдывает средства».
«Всё течёт!».
«Знание - сила».
«Никогда не сдавайся!».
348. Канон нравственного совершенствования отражает у А. Кунанбаева:
«Всадник с беркутом скачет в ранних снегах».
«Вот и стал я волостным».
«Лето».
«Каламкас».
«Слова назидания».
349. Главнейшей субстанцией в философии Абая является:
1. Учение о совести.
2. Учение о душе.
3. Учение о сердце.
4. Учение о воле.
5. Учение о разуме.
350. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе:
1. Человечность.
2. Любовь к себе.
3. Любовь к животным.
4. Волю.
5. Благонравие.
351. В философии Абая отождествление мира и Бога означает:
1. Деизм.
2. Сциентизм.
3. Теоцентризм.
4. Пантеизм.
5. Антропоцентризм.
352. Просветитель, основоположник казахской письменной литературы:
Абай Кунанбаев.
Магжан Жумабаев.
Ибрай Алтынсарин.
Шакарим Кудайбердиев.
Мухтар Ауэзов.
353. Мыслители, относящиеся к казахским просветителям:
1. Кунанбаев, Уалиханов, Алтынсарин.
2. Кашгари, Яссауи.
3. Авиценна, Аверроэс.
4. Баласагуни, Низами, Саади.
5. Иугнеки, Шалкийз.
354. Казахские просветители считали, что для выхода из средневекового оцепенения и достижения прогресса необходимо:
1. Перестройка общественных отношений.
2. Помощь Китая.
3. Буржуазная революция.
4.Ликвидация безграмотности.
5. Помощь России.
355. Автор педагогического труда «Киргизская хрестоматия»:
1. Беймбет Майлин.
2. Ахмет Байтурсынов.
3. Сакен Сейфулин.
4. Мустафа Чокай.
5.Ибрай Алтынсарин.
356. Выдающийся деятель просвещения, педагог-новатор:
А. Кунанбаев.
Ш. Кудайбердиев.
Ш. Уалиханов.
М. Ауэзов.
И. Алтынсарин.
357. Путь казахского народа к мировой цивилизации по И. Алтынсарину:
Просвещение и воспитание.
Приобщение к религиозным ценностям.
Изменение политической системы.
Борьба за равенство. Ориентация на Запад.
Развитие техники, промышленности, торговли.
358. Наука, предлагаемая Шакаримом Кудайбердиевым:
Наука о жизни.
2. Наука о человеке.
3. Наука о добре.
4. Наука о справедливости.
5. Наука о совести.
359. «Три истины» Шакарима:
1. Научное знание, религиозное откровение, совесть.
2. Совесть, научное знание, опыт.
3. Опыт, религиозное откровение, интуиция.
4. Интуиция, чувства, разум.
5. Разум, научное знание, чувства.
360. Порядок ступеней совершенствования суфия:
Шариат, тарикат, акикат.
Шариат, джихад, тарикат.
Шариат, акикат, маслихат.
Шариат, маврихад, тарикат.
Шариат, маврихад, акикат.
361. Автор сборника стихов «Оян, казах»:
1. Алихан Букейхан.
2. Ахмет Байтурсынов.
3.Мыржакып Дулатов.
4. Мустафа Чокай.
5. Турар Рыскулов.