Тема: Феномен философии в казахской культуре.

Характерные черты кочевого образа жизни казахов:

1. Бессистемное бродяжничество.

2. Гармония с природой, практичность хозяйствования, высоконравственные принципы жизни.

3. Абсурдное поведение.

4. Наличие земледелия, ремесленничества.

5. Отсутствие свободы.

330. Основной способ передачи знаний у кочевников:

Книги.

Школы.

Устное народное творчество.

Письменные источники.

Визуально.

331. Время в традиционной казахской культуре:

1. Циклическое.

2. Виртуальное.

3. Героическое.

4. Ситуативное.

5. Линейное.

332. Главная особенность традиционной философии казахов:

Материализм.

Идеализм.

Суфизм.

Геоцентризм.

Космоцентризм.

333. Формы традиционного казахского миропонимания:

1. Пословицы и поговорки.

2. Легенды и сказки.

3. Героический эпос.

4. Жыр и терме.

5. Устное народное творчество.

334. Шаман в поисках бессмертия обошёл четыре конца света:

1. Казтуган.

2. Кыдыр-ата.

3. Коркыт-ата.

4. Анахарсис.

5. Асан-Кайгы.

335. Религиозная система доисламского Казахстана:

1. Буддизм.

2. Шаманизм.

3. Конфуцианство.

4. Тенгрианство.

5. Даосизм.

336. Идеи Неба, Умай, Жер, Су - казахского миропонимания:

Манихейство.

Буддизм.

Тенгрианство.

Зороастризм.

Шаманизм.

337. Предтечей казахской философии является творчество:

1. Баласагуни.

2. Анахарсиса.

3. Иугнеки.

4. Казтуган.

5. Шалкийз.

338. Крупнейший представитель восточного аристотелизма:

Аль-Фараби.

Ибн-Баджа.

А. Кунанбаев.

И. Алтынсарин

Аль-Кинди.

339. Автор «Книги о классификации и определении наук»:

Аль-Фараби.

М. Кашгари.

Ж. Баласагуни.

А. Яссауи.

А. Иугнеки.

340. Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»):

М. Кашгари.

Ж. Баласагуни.

Аль-Фараби.

Ибн-Сина.

А. Яссауи.

341. Автор философско-теологической поэмы «Дивани Хикмет»:

Ж. Баласагуни.

Асан-Кайгы.

М. Кашгари.

Ахмет Яссауи.

Аль-Фараби.

342. Мировоззрение Кожа-Ахмета Яссауи:

Калам.

Аверроизм.

Суфизм.

Восточный перипатетизм.

Ортодоксальный ислам.

343. По мнению Ш. Уалиханова, первый казахский философ:

Шалкийз.

Казтуган - жырау.

Бухар - жырау.

Шал - акын.

Асан-Кайгы.

344. Ш. Уалиханов - сторонник:

Пантюркизма.

Славянофильства.

Евразийства.

Географического детерминизма.

Западничества.

345. Автор «Слов назидания»:

И. Алтынсарин.

Ш. Уалиханов.

А. Байтурсынов.

А. Торайгыров.

А. Кунанбаев.

346. Центральная проблема философии Абая:

Проблема природы.

Проблема человека.

Проблема познания.

Проблема красоты.

Проблема общества.

347. Принцип, провозглашаемый Абаем Кунанбаевым в своей философии:

«Будь человеком!».

«Цель оправдывает средства».

«Всё течёт!».

«Знание - сила».

«Никогда не сдавайся!».

348. Канон нравственного совершенствования отражает у А. Кунанбаева:

«Всадник с беркутом скачет в ранних снегах».

«Вот и стал я волостным».

«Лето».

«Каламкас».

«Слова назидания».

349. Главнейшей субстанцией в философии Абая является:

1. Учение о совести.

2. Учение о душе.

3. Учение о сердце.

4. Учение о воле.

5. Учение о разуме.

350. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе:

1. Человечность.

2. Любовь к себе.

3. Любовь к животным.

4. Волю.

5. Благонравие.

351. В философии Абая отождествление мира и Бога означает:

1. Деизм.

2. Сциентизм.

3. Теоцентризм.

4. Пантеизм.

5. Антропоцентризм.

352. Просветитель, основоположник казахской письменной литературы:

Абай Кунанбаев.

Магжан Жумабаев.

Ибрай Алтынсарин.

Шакарим Кудайбердиев.

Мухтар Ауэзов.

353. Мыслители, относящиеся к казахским просветителям:

1. Кунанбаев, Уалиханов, Алтынсарин.

2. Кашгари, Яссауи.

3. Авиценна, Аверроэс.

4. Баласагуни, Низами, Саади.

5. Иугнеки, Шалкийз.

354. Казахские просветители считали, что для выхода из средневекового оцепенения и достижения прогресса необходимо:

1. Перестройка общественных отношений.

2. Помощь Китая.

3. Буржуазная революция.

4.Ликвидация безграмотности.

5. Помощь России.

355. Автор педагогического труда «Киргизская хрестоматия»:

1. Беймбет Майлин.

2. Ахмет Байтурсынов.

3. Сакен Сейфулин.

4. Мустафа Чокай.

5.Ибрай Алтынсарин.

356. Выдающийся деятель просвещения, педагог-новатор:

А. Кунанбаев.

Ш. Кудайбердиев.

Ш. Уалиханов.

М. Ауэзов.

И. Алтынсарин.

357. Путь казахского народа к мировой цивилизации по И. Алтынсарину:

Просвещение и воспитание.

Приобщение к религиозным ценностям.

Изменение политической системы.

Борьба за равенство. Ориентация на Запад.

Развитие техники, промышленности, торговли.

358. Наука, предлагаемая Шакаримом Кудайбердиевым:

Наука о жизни.

2. Наука о человеке.

3. Наука о добре.

4. Наука о справедливости.

5. Наука о совести.

359. «Три истины» Шакарима:

1. Научное знание, религиозное откровение, совесть.

2. Совесть, научное знание, опыт.

3. Опыт, религиозное откровение, интуиция.

4. Интуиция, чувства, разум.

5. Разум, научное знание, чувства.

360. Порядок ступеней совершенствования суфия:

Шариат, тарикат, акикат.

Шариат, джихад, тарикат.

Шариат, акикат, маслихат.

Шариат, маврихад, тарикат.

Шариат, маврихад, акикат.

361. Автор сборника стихов «Оян, казах»:

1. Алихан Букейхан.

2. Ахмет Байтурсынов.

3.Мыржакып Дулатов.

4. Мустафа Чокай.

5. Турар Рыскулов.

Наши рекомендации