Предмет, структура, специфика философии.
Предмет, структура, специфика философии.
Область философских исследований
Философия (в переводе с греч. – любовь к мудрости) изучает природные и социальные системы, включая человека и его мировоззрение, исходя из диалектических принципов объективности, познаваемости, развития реальности.
Философия тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой.
Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества.
Предмет философии – законы развития природы, человека, общества.
Философы: Пифагор, Фалес, Демокрит, Ньютон, Декарт, Архимед и др.
Как наука философия формировалась до конца ХIХ в. Среди многочисленных научных дисциплин философия заняла междисциплинарный статус.
Структура философии:
· Онтология;
· Антропология;
· Гносеология;
· Методология;
· Социальная философия;
· Философия и история
· И др.
Онтология – учение об устройстве мира, развитии мира, о законах природы.
Онтология – раздел, где философия тесно связана с физикой и математикой.
Антропология – изучает происхождение, сущность и сознание человека.
Гносеология –изучает знания, информацию, способы получения знаний и информации.
Методология – изучает методы научных и инженерных исследований.
Социальная философия изучает проблемы общества.
Философия и историяизучает законы развития общества.
Специфика: Область философских исследований междисциплинарная.
Это значит, что в этой науке на метатеоретическом уровне обобщаются в виде научной картины природы, общества и культуры разнообразные знания из математики, естествознания, гуманитарных, социально-экономических, технических наук. Вследствие этого один и тот же философ может выступать как в науке одновременно как математик и физик или как философ и психолог, философ и экономист, инженер и философ.
Мировоззрение, его структура и функции
Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем, обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом жизни, знаниями.
Мировоззрение имеет свою структуру:
Ø Психологический уровень:
· Эмоции
· Характер
· Менталитет
· Темперамент
· Чувства
· Переживания.
Ø Рациональный уровень:
· Идеи –мысли.
· Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
· Информация – сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.
· Ценности -важность, значимость, польза, полезность чего-л.
· Традиции – ценности, которые передаются из поколения в поколение.
· Нормы – правила, которые регламентируют общественную жизнь.
Есть нормы, которые носят рекомендательный характер: правовые, эстетические.
· Идеалы.
Функции мировоззрения:
Методологическая - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;
гносеологическая - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания;
аксиологическая - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;
социальная - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе;
идеологическая – строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций;
интеграционная - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей,
воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
Необходимо учитывать, что все функции мировоззрения личности находятся в единстве и действуют одновременно. Вместе с тем, в конкретных жизненных ситуациях отдельная функция или их совокупность может стать доминирующей.
Философия Древнего Востока
Восточная философия сформировалась в Южной Азии и на Дальнем Востоке.
ИНДИЯ
КИТАЙ
II. Шесть основных школ китайской философии и их особенности.
Еще в древности в Китае зарождаются основные философские течения, наиболее значимыми из которых считаются шесть школ, окончательно оформившихся в VI–III вв. до н.э.
Первая школа – «инь-ян цзя» – школа натурфилософов. Она получила свое название от принципов инь и ян, которые в китайской мысли считаются двумя главными принципами космологии. Инь – женское начало, ян – мужское.
Вторая школа – «жу цзя», или «школа ученых». В западной литературе эта школа известна как конфуцианская, но иероглиф «жу» дословно означает «образованный человек», «ученый». Основатель – Конфуций.
Третья школа – «мо цзя», или моистская школа. Она отличалась сплоченной организацией и суровой дисциплиной под руководством Мо-цзы. Ее последова5рп5рпло4ЦЫВвнчтели действительно сами называли себя моистами.
Четвертая школа – «мин цзя», или «школа имен». Ее последователей интересовали различия и связь между тем, что они называли «именами» и «фактами».
Пятая школа – «фа цзя», или легистская. Иероглиф «фа» означает «правило», «закон». Школа берет начало от государственных деятелей, утверждавших, что хорошее управление должно быть основано на утвержденном кодексе законов, а не на тех нравственных нормах, о которых говорили конфуцианцы.
Шестая школа – «дао-дэ цзя», или «школа Пути и благой силы». В основе метафизики ее последователей лежало понятие небытия (Дао, или Путь) и его концентрации в индивиде в качестве естественной добродетели человека (дэ). Термин переводится, как «добродетель», но лучше понимать его как «сила», которая сокрыта в любой единичной вещи. Эта школа позднее получила известность в западной литературе как даосская.
Философские традиции Китая в ХХ в. Стали связаны с марксизмом. Симбиоз китайских традиций и марксизма совершал Мао Цзэдун. При М. Цзэдуне произошла культурная революция, где было убито 100 млн. чел.
Сейчас в Китае действует философия 3-ех модернизаций. Важную роль играет присоединение к Китаю Гонконга:
- философия индустриальной культуры;
- философия IT-технологий
Философия Индии
ИНДИЯ
Философия Китая
КИТАЙ
II. Шесть основных школ китайской философии и их особенности.
Еще в древности в Китае зарождаются основные философские течения, наиболее значимыми из которых считаются шесть школ, окончательно оформившихся в VI–III вв. до н.э.
Первая школа – «инь-ян цзя» – школа натурфилософов. Она получила свое название от принципов инь и ян, которые в китайской мысли считаются двумя главными принципами космологии. Инь – женское начало, ян – мужское.
Вторая школа – «жу цзя», или «школа ученых». В западной литературе эта школа известна как конфуцианская, но иероглиф «жу» дословно означает «образованный человек», «ученый». Основатель – Конфуций.
Третья школа – «мо цзя», или моистская школа. Она отличалась сплоченной организацией и суровой дисциплиной под руководством Мо-цзы. Ее последователи действительно сами называли себя моистами.
Четвертая школа – «мин цзя», или «школа имен». Ее последователей интересовали различия и связь между тем, что они называли «именами» и «фактами».
Пятая школа – «фа цзя», или легистская. Иероглиф «фа» означает «правило», «закон». Школа берет начало от государственных деятелей, утверждавших, что хорошее управление должно быть основано на утвержденном кодексе законов, а не на тех нравственных нормах, о которых говорили конфуцианцы.
Шестая школа – «дао-дэ цзя», или «школа Пути и благой силы». В основе метафизики ее последователей лежало понятие небытия (Дао, или Путь) и его концентрации в индивиде в качестве естественной добродетели человека (дэ). Термин переводится, как «добродетель», но лучше понимать его как «сила», которая сокрыта в любой единичной вещи. Эта школа позднее получила известность в западной литературе как даосская.
Философские традиции Китая в ХХ в. Стали связаны с марксизмом. Симбиоз китайских традиций и марксизма совершал Мао Цзэдун. При М. Цзэдуне произошла культурная революция, где было убито 100 млн. чел.
Сейчас в Китае действует философия 3-ех модернизаций. Важную роль играет присоединение к Китаю Гонконга:
- философия индустриальной культуры;
- философия IT-технологий
Античная философия
Античная философия – комплекс идей и учений, развиваемых древнегреческими и древнеримскими мыслителями с VII в. до н.э. по VI в. н.э.
I. Досократовский период.
На этом этапе основным объектом исследования является природа. Первые философы-натуралисты пытались дать ответ на следующие вопросы: как возник мир, каковы фазы его развития и изначально действующие в нем силы или первоэлементы?
Основные идеи этого периода представлены в философских школах ионийцев, элеатов, Гераклита, пифагорейцев и атомистов.
Ионийцевпредставляла Милетская школа. Основателем ее был Фалес, кроме него к этой школе принадлежали Анаксимандр, Анаксимен и ряд других философов. При объяснении реальности милетцы не выходили за рамки чисто естественных причин. Для них материя есть нечто живое. Жизнь, или душа, появилась, по их мнению, из материи; более того, жизнетворящий дух присущ и самой материи.
Школа элеатов была названа так по городу Элея, где родились и творили ее самые известные представители – Парменид и Зенон Элейский. Заодно они внесли определенный вклад в разработку таких категорий, как пространство и время, прерывность и непрерывность, движение и покой.
Гераклита признают «отцом» древнегреческой стихийной диалектики. Он первым среди философов сформулировал важнейшие принципы:
Ø постоянной изменчивости мира,
Ø универсальности развития и движения,
Ø превращения вещей в их собственную противоположность
Пифагореизм. Впервые занявшись математикой, пифагорейцы увидели в ней самый надежный способ получения безусловно достоверного знания о мире, своего рода ключ к познанию всего сущего. Отсюда – их попытки объяснить природу путем приложения геометрии и арифметики к физике.
Атомизм (Левкипп, Демокрит). Атомисты выдвинули и обосновали тезисы об объективной реальности мира, о вечности и неразрушимости материи, о ее неразрывной связи с движением, о движении как атрибуте, изначально присущем миру, о бесконечности Вселенной.
II. Классический период.
С середины V в. до н.э. в классической Греции начинают распространяться учения софистики
Главными представителями старой софистики были Протагор, Горгий, Гипий и Продик,
Центральными темами их учения стали этика, риторика, язык, политика, воспитание, т.е. все, что характеризует жизнь людей в политически организованном обществе.
Одновременно с поздними софистами выступил в Афинах со своим учением Сократ. он утверждал, Чтобы прожить жизнь достойно, надо, прежде всего, уяснить, что для этого необходимо. А неизученной, неосмысленной жизнью не стоит и жить.
Гениальный греческий мыслитель Платон– крупнейший представитель античного и мирового идеализма.
Для Платона идеи –истинные сущности и причины всех вещей и их отношений, а также целевые основания всякой действительности, т.е. то, к чему, как к верховному благу, стремится все существующее на земле и на небе.
Платоновская утопия утверждает полное подчинение личности государству, своего рода растворение ее в социальном целом.
Выдающимся мыслителем, чье творчество явилось кульминационной вершиной всей античной философии, стал Аристотель. Своими энциклопедическими знаниями, глубокими прозрениями в фундаментальные проблемы бытия и познания он предопределил дальнейшее развитие не только античной, но и всей мировой философии
Философия Средневековья
Философия средневековья связана с теологией. Эта философия связанна с :
· Догматикой
· Патристикой
· Паталогетикой
· Схоластикой
Догматика – (от слова догма как аксиома не доказывается ,а принимается на веру)
Патристика (от лат. pater – отец) –религия отцов церкви.
В Белорусии таким является Кирилл Туровский.
Схоластика – церковное образование.
Августин принимает христианство и с тех пор посвящает всю свою жизнь служению церкви. В 391 г. он назначается священником в Гиппоне.
В теории спасения Августина важнейшее место занимает учение о божьей благодати (милости).
Сочинение Августина «О граде божьем» оказало мощное влияние на христианскую культуру поздней античности и последующих эпох. Оно заложило основы для формирующейся христианской философии истории. Этот труд Августина позже неоднократно использовался многими историософами для создания религиозной версии исторического процесса.
Объявив христианство основой государственного устройства, схоласты стремились закрепить в феодальном обществе Европы в качестве господствующего начала теократическую идею превосходства религиозного начала над светским, церкви над государством, теологии над философией.
В развитии схоластики принято выделять три этапа:
1) раннюю схоластику IX–XII вв.;
2) зрелую (высокую) схоластику XIII в.;
3) позднюю схоластику XIV–XV вв.
Ранняя схоластика. На этом этапе философскую мысль схоластики представляют Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, мыслители Шартрской и Сент-Викторской школ. Мыслители, которые утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют до вещей, назывались реалистами, поскольку, с их точки зрения, универсалии являются реальными, а понятия о вещах предшествуют вещам. Номиналисты, напротив, полагали, что универсалии не существуют реально, а являются лишь именами, обозначением вещей.
Зрелая схоластика. В XIII веке в развитии схоластики наступает этап великих средневековых систем. Альберт Великий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и Иоанн Дуне Скот.
Теперь важную роль в истории Европы начинают играть появляющиеся в различных городах университеты, усиливается влияние на общественную жизнь католической церкви и создаваемых под ее контролем монашеских орденов доминиканцев и францисканцев.
Завершают период зрелой схоластики Р. Бэкон и И. Дуне Скот.
Поздняя схоластика. Последний период в истории средневековой схоластики приходится на XIV–XV вв.
Уильям Оккам, Марсилий Падуанский. Их идеи о независимости светской власти от папской, о необходимости ограничения прерогатив церкви по отношению к государству совпали со стремлением целого ряда европейских стран к созданию национальных церковных институтов, контролируемых государственными органами.
Помимо христианской в Средние века мощное развитие получает арабская и еврейская философия.
Из арабских философов наиболее значительными мыслителями являются Авиценна и Аверроэс. Авиценна был приверженцем неоплатонизма, принципы которого он использовал при интерпретации взглядов Аристотеля. Зато живший на столетие позже Аверроэс предпринял попытку возвратиться к «чистому» Аристотелю.
Наиболее известны труды Авиценны по философии и медицине.
Наиболее известным еврейским философом средневековья является Мозес Маймонид. Он ставил содержащееся в Пятикнижии и Талмуде божественное откровение выше трудов Аристотеля.
Философия Возрождения
Возрождение (по-французски – Ренессанс) – эпоха , охватывающая в основном XIV–XVI вв. Эта эпоха является одним из ярчайших и динамичных периодов в истории западноевропейской культуры, чьи виднейшие мыслители – Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Брунои многие другие.
Несмотря на страстную влюбленность в античность, творцы Возрождения оставались христианами.
Вторым великимдвижением эпохи Возрождения, теснейшим образом связанным с первым, явился гуманизм. Предпосылки для его расцвета были заложены в период Раннего Возрождения такими мыслителями, как Данте (1265–1321), Петрарка (1304–1374) и Боккаччо (1311–1375) и др.
В настоящее время под гуманизмом в основном понимают совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, стремление к созданию условий для достойной человека жизни.
Первую очередь были так называемые филологи-гуманисты, изучающие древнее классическое наследие.
Третьим великим движением эпохи Возрождения, представлявшим собой колоссальный переворот на этот раз в религии, стал возникший в XVI в. на базе реформационного движения протестантизм.
Гегель
По Гегелю, диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий. Гегель писал: “Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью”
Гегель открыл три закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.
2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.
3. Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).
Гегель также развивал учение о единстве логики, диалектики и теории познания, создал систему диалектической логики.
Центральное место в его системе принадлежит категории противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих противоположностей. Противоречие – внутрен-ний импульс развития духа, который развивается от абстрактного к конкретному. Гегель выдвинул тезис: «Все действительное разумно, все разумное – действительно». Этот тезис был связан с его идеей тождества бытия и мышления, а также оправдывал существовавшую в его время прусскую монархию.
Фейербах
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность.
Источник религии, отмечает Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек.
Отстаивая последний тезис, Фейербах занимает явно атеистические позиции, хотя сам это отрицает, выдвигая религиозную интерпретацию собственной концепции, которая реализовалась в известном лозунге, что не нужен какой-то сверхъестественный Бог, а именно: “человек человеку Бог”. В результате Фейербах создает причудливую концепцию, фактически отрицающую Бога (в религиозном понимании), не выступающую как некий вариант высшей религии.
Отвергая религиозный культ человека, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемого им в религиозную оболочку «обоготворения». Мировоззрение Фейербаха завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». Стремление к счастью – движущая сила человеческой воли, оно влечет за собой сознание нравственного долга, т.к. «Я» не может быть счастливым и вообще существовать без «Ты». Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо без человеческого единения.
Основные идеи марксизма
Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма таковы:
1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).
2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.
3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений составляет экономический базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройки.
4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.
5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.
6. Техника – это «неорганическое тело человека».
7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».
Аналитическая философия
Аналити́ческая филосо́фия — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.
Аналитическая философия связана с математикой, физикой, нейрофилософией, искусственным интелектом. А.ф. идёт от прагматизма и позитивизма.
Позитивисты восприняли «Принципы математики» как образец логической строгости и точности и поставили амбициозную задачу перестроить философию в соответствии с новыми логическими стандартами. В «Трактате» Витгенштейна неопозитивисты нашли важную для реализации своей программы подсказку: значение научного высказывания полностью определяется условиями его верификации в возможном опыте.
Философия должна прекратить поиски сущности бытия и ограничиться анализом значений своих категорий, определением их осмысленности (значимости). Все, что бессмысленно (незначимо), должно безжалостно исключаться. «Философия — такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений. С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия — тем, что они на самом деле означают» (М. Шлик, «Поворот в философии»).
Одно суждение осмысленно, если оно эмпирически (логически) истинно или ложно. Суждение эмпирически значимо, если его истинность (ложность) доказуема на основании некоторых бесспорных атомарных фактов. Суждение логически значимо, если оно аналитически истинно или ложно.
Научная теория, то есть множество суждений, эмпирически значима, если существуют факты, которые верифицируют или опровергают ее предсказания. Верифицированное предсказание подтверждает теорию, фальсифицированное опровергает ее. «Акт верификации всегда одинаков: это некий определенный факт, который подтвержден наблюдением и непосредственным опытом. Таким способом определяется истинность (или ложность) каждого утверждения — в обыденной жизни или в науке. И не существует других способов проверки и подтверждения истин» (М. Шлик, «Поворот в философии»).
Перспективы истории П.Я. Чаадаев связывает с устранением разногласий между католицизмом и православием, с восстановлением единства России и Европы на основе взаимообогащения народов и обмена культурными ценностями.
Революционно-демократическая традиция в общественной мысли России представлена именами А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, революционеров-народников, социал-демократов. Непосредственной основой этого направления стала идея социального прогресса.
Космическое направление .
Идея: Для этого человек должен совершенствовать свою внутреннюю природу, гармонизировать свои отношения с внешним миром. В процессе своей деятельности человек осваивает природу как в планетарном, так и в космическом масштабах.
Вопрос 19. Онтология как учение о бытие.
Бытие - само существование, условия жизни, а глагол быть – как «иметь место», присутствовать. Онтология – учения о бытии.
Парменид - основатель онтологии и первый метафизик. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие.
В древнеиндийской мифологии считалось что, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь разные имена и обличья.
Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, или верховное божество или тот, кто достиг состояния нирваны. Нирвана – состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения от всего, что связывает человека с материальным миром.
В Древнем Китае началом всего считали 5 первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д.
В даосизме (основатель Лао-Цзы, VII–VI вв.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все.
Средневековая философская мысль истинным бытием считала бога, а неистинным – сотворенный им мир.
В Новое время в Европе возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически исчезает категория бытия.
Рене Декарт выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому, человек своим существованием обязан только акту своей мысли, и первая мысль, начинающая его существование, является самой простой – «я есть».
Согласно Гегелю подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы существуют здесь вместе в процессе становления.
Само бытие определить и объяснить невозможно, но можно отличить его виды и анализировать их модусы – возможного, действительного и необходимого.
Быть или иметь, быть или существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом.
Вопрос 20. Пространственно-временная структура материального бытия.
Пространство - выражает размеры материальных объектов, порядок их расположения относительно друг друга.
Время - отражает продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.
Существует 2 основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная.
Согласно субстациональной - пространство– что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя.
Для Ньютона пространство – это большая кладовая, которая может быть как пустой, так и наполненной различными телами.
Согласно Реляционная концепция - пространство это отношения между объектами, пространство не обладает самостоятельным существованием. В этой концепции исчезновение мира вещей привело б и к исчезновению пространства.
Для первобытного человека время осознавалось, как именно то, что происходит с ним и его ближайшим окружением именно сейчас; прошлое настоящее и будущее почти не различались им.
В древних аграрных цивилизациях, зависящих от циклических событий (смена времен года, весенние разливы рек и т.д.) и время трактуется как цикл, вечный круговорот. Фазы времени хотя и выделяются человеком, но различие между ними весьма относительно: прошлое может вновь стать настоящим, мир рано или поздно повторяет свои состояния.
В средние века под влиянием христианства формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему. У мира есть начало – сотворение его Богом-творцом, а также свой конец – страшный суд.
Пространственные характеристики безразличны для жизни человека, они не оказывают на нее определяющего влияния (человек может одинаково существовать в Китае или в Америке, жить в селе или в городе и т.п.). Иначе обстоит дело со временем: никто из нас не может «выпрыгнуть» за пределы своего времени, замедлить или продлить свое бытие. И когда человек осмысливает свое бессилие перед временем, то проблема времени превращается для него из абстрактной философской темы в проблему собственной судьбы, собственного существования.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
Категории диалектики
Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.
Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности.
___Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.
___В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей.
___Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.
Менеджмент качества
Менеджмент качества — такая же область управления, как производство, финансы, персонал и другие. Но в то же время — более комплексная, влияющая на все аспекты работы компании, а потому находящаяся в ведении ее высшего руководства.
И все успешные компании в мире в самых разных сферах бизнеса занимаются этими вопросами. Что такое менеджмент качества и что он дает?
Преимущества от использования менеджмента качества очень разнообразны:
• Снижение себестоимости продукции и рост прибыли
• Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности компании
• Повышение управляемости и прозрачности компании для менеджмента
• Рост мотивации и лояльности сотрудников, улучшение обстановки в коллективе
• Непрерывное улучшение деятельности компании
Философские концепции:
– вырабатывают общее представления о мире, а значит и о природе;
– о путях ее познания;
– о месте и роли человека в мире, в природе.
В ходе развития культуры происходила смена систем мировоззренческих взглядов, накапливались данные о природе. Мировоззренческие установки влияют на постановку познавательных задач, выдвижение новых идей. Во многом определяют интерпретацию фундаментальных понятий и теорий, ориентируют и регулируют научный поиск.
Особая – диалектическая – трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел. Кант создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной.
Гегель рассматривает природу как инобытие духа, из чего следует, что сама по себе она не развивается, но может быть представлена как система взаимосвязанных ступеней развития духовной основы мира.
Механистическая картина мира господствует в науке до появления электродинамической картины мира (Фарадей, Максвелл). Складывается концепция поля, ставшая фундаментальной в последующей физике.
Особое значение для науки о жизни XIX в. приобретает клеточная теория (Т. Шван) и теория эволюции (Ч. Дарвин).
Концепция Ч. Дарвина содержит в себе серьезные аргументы против механицизма, витализма, телеологизма. На ее основе предлагается естественнонаучная трактовка соотношения необходимости и случайности в биологических процессах.
Матер произ-во включ
-ПСО(производительная сила общества)они влюч в себя человеческий капитал(индекс человеч развития),
уровень образования(квалификация), культурная потребность, средства произв-ва(оборудование,с ырье, коммуникации)
-ПО(производственное отношение между людьми) они бывают технологические(связано с процессами производства), юридические(касаются форм собственности-ОАО,ЧУП),психологические(соот