Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.
В 19 веке философия и естествознание набирает силу идеи развития .Если раньше мир рассматривался как неизменчивый в своей основе, то теперь мир представляется как процесс, как развитие, как эволюция. Идея развития разрабатывалось идеалистами (Гегель), так и материалистами (диалектический).
В связи с развитием химии, биологии, физики происходит механически сложное развитие мира. Идеализм – это теория реальности, согласно которой в основе является дух.
Сочинения Гегеля очень сложны для понимания. Возможно, полностью понять их невозможно. Исходный пункт философии Гегеля – отождествление бытия и мышления. Согласно Гегелю, бытие есть процесс мышления, но под мышлением Гегель понимает не мышление человека, а некое мировое (разум), он называет его по разному (абсолют, абсолютная идея).
Абсолют – это нечто мистическое, Гегель не поясняет, что это такое. В абсолюте упаковано содержание, которое раскрывается в процессе мышления в процессе развертывания понятий. Мировое мышление существует не вне мира, а в нем самом и является основой всего существующего. Во- первых, мир разумен и становится понятно, что все действительное разумно, а не разумное действительно. Во- вторых, мир разумен логически, поэтому онтология совпадает с логикой.
Мировое мышление как процесс саморазвертывания абсолютного духа происходит по законам диалектической логики. Гегель противопоставляет диалектическую логику – традиционной, формальной логике. Гегель противоречил мышлении; именно противоречие движет миром, противоречие нельзя мыслить. Сам Гегель подчеркивает наличие противоречия в каждом понятии. Способ мышления, который избегает противоречий, Гегель называет метафизическим.
Термин диалектика Гегель заимствовал у Протона. У Платона диалектика это метод постижения идей. Для Гегеля диалектика это нечто большее, чем последовательность умственных действий человека. Это последовательность развития мирового мышления, а значит и последовательность, в которой выстраиваются все события в мире. Каждое понятие, а следовательно и каждое явление в природе, культуре, обществе происходит через цикл изменений, которые описываются диалектической триадой: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания).
Философская система Гегеля. В развитии нет ни одной лишней ступени, ни одной лишней пары противоположностей. Только вместе они могут выразить истину. Энциклопедия философских наук вначале развивается в самом себе. Выделяют 3 ступени: - учение о бытие; - учение о сущности; - учение о понятии. Затем абсолют принимает форму природы, выделяют 3 ступени: механика, физика, органика. Затем абсолют принимает форму развития общества и духовной культуры, этому соответствует философия духа. Учение о субъективном духе это следствие индивидуального сознания и психологии.
Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания.
К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895). В молодости они оба были поклонниками Гегеля, но под влиянием Л. Фейербаха, который критиковал Гегеля, они перешли на позицию материализма.
Гегель представлял все происходящее в мире, как моменты единого мирового процесса саморазвития абсолюта. Он же впервые сформулировал законы диалектики, однако Гегель трактует их как законы мирового мышления. Маркс и Энгельс перевернули философию Гегеля, поставили его с головы на ногу. Диалектический материализм развивается, а мышление человека диалектична. Диалектика это наиболее общие законы природы, общества и мышления. Согласно диалектике, развитию любого материального объекта необходимы присущие характерные черты, которые выражаются в трех законах диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) закон перехода количественных изменений в качественные;
3) закон отрицания отрицания.
Разбор: 1) Этот закон отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» В 17 веке под влиянием классической механики утвердилось представление, что материя инертна, т. е. лишена способности приводить в движение само себя, что естественным состоянием любого объекта является покой, из которого его может вывести внешний толчок. Согласно диалектическому материализму, главным источником изменений и развития любого объекта является борьба внутренне присущих ему противоположных тенденций. Конечно, внешнее воздействие тоже влияет на объект, но результат внешнего воздействия во многом зависит от внутренних процессов. Развитие можно представить как процесс со следующими процессами:
- разделение на противоположности;
- борьба противоположностей;
- разрешение противоположностей.
2)В процессе развития малозаметны непрерывные количественные изменения объекта, постепенно накапливаясь на определенном этапе достигает меры, что приводит к изменению качества объекта. Изменение качества объекта происходит скачкообразно, т. е. количественное изменение происходит постепенно.
3) Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: «Как возникает направленность развития?»Всякое явление развиваясь до конца превращается в свою противоположность- отрицается. Новое явление, в свою очередь, превращается в противоположность и возвращается к исходному явлению, завершается один цикл развития, начинается новый. Если бы циклы совпадали, то мы бы имели движение по замкнутому кругу, но циклы не совпадают и поэтому круг вытягивается в спираль.