Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией.
Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией.
Целостное представление о мире, о месте в нем человека, а также отношение человека к миру и к самому себе называется мировоззрением. В составе мировоззрения выделяют миропонимание и мироощущение. Можно выделить 2 основных миропонимания:
1.рациональное, основано на убеждение с помощью своего ума, человек способен познать сущность бытия, смысл своего существования.
2.иррациональное, основано на том, что разум не способен дать ответы на эти вопросы, а потому опорой человека является в жизни вера, мистическое откровение, интуиция.
Мировоззрение влияет на интересы и предпочтения людей, на их поступки, на их образ жизни, на судьбу, на здоровье. Мировоззрение – это призма, сквозь которую человек воспринимает действительность. Какова призма, такова и действительность для человека. У каждого человека есть свое мировоззрение и в этом смысле своя философия. Мировоззренческие вопросы:
- наиболее общие
- предельные
- вечные
Философ стремится выявить те свойства, которые имеются у всего сущего. Мировоззр.вопросы называют вечными потому, что с одной стороны они очень важны, а с другой стороны настолько неоднозначны, что каждое новое поколение к нему возвращается.
2. Философия как форма познания. Предмет философии.Философия является особой формой познания. Она отличается от других форм познания своим методом и предметом. Философия есть чисто умозрительная деятельность. Метод философии – это правильное с точки зрения логики рассуждение. С помощью такого рассуждения философ рассчитывает найти ответы на свои вопросы.(Рефлексия – это размышление о своем внутреннем психическом состоянии, самоанализ). Строго говоря, такой метод исследования является субъективным. С помощью такого метода нельзя получить новых знаний, но только так можно получить интерпретацию. Предмет философии — наиболее общие принципы устройства мира, познания и отношений человека и мира. Философия - это учение об этом.
Левкипп и Демокрит предложили атомистическую модель мира, бытие- атомы, небытие – пустота. Атомы не делимы, они движутся.
Платоновская модель реальности. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Структура идеального мира. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.
Платон считает, что наше представление об истине должны быть объективные. Общий характер предметов которые мы называем одним термином Платон назвал идеей. Согласно Платону идея существует отдельно от вещи, обладает большей реальностью, чем сам предмет. Любая вещь является тем что она есть благодаря своей идее. Идеи вечны и неизменны, абсолютны, совершенны. А вещи несовершенны, они загрязнены материей. Идеи бестелесные, находятся в трансцендентном мире. Идеи недоступны органам чувств, доступны их материальное воплощение. Идеи доступны разуму. То что мы знаем о вещах благодаря нашим органам чувств не достоверна. Метод постижения идей - диалектика. Платон постулирует 2 мира или 2 слоя реальности.:
1) невидимый умопостигаемый мир идей – бытие.
2) Видимый чувственно – воспринимаемый вещей – становление.
Идеи образуют иерархию. Частные идеи подчиняются общим, те еще более общим. На вершине иерархии – Единое. Единое источник бытия идей, идеи источник бытия вещей. Саио Единое находится сверхбытия , оно не познаваемое. Платон отожествляет Единое с Благой. Это понятие единого очень близко к понятию бога. Аллегория пещеры: охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, это подъем души в область умопостигаемого. …
Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания.
К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895). В молодости они оба были поклонниками Гегеля, но под влиянием Л. Фейербаха, который критиковал Гегеля, они перешли на позицию материализма.
Гегель представлял все происходящее в мире, как моменты единого мирового процесса саморазвития абсолюта. Он же впервые сформулировал законы диалектики, однако Гегель трактует их как законы мирового мышления. Маркс и Энгельс перевернули философию Гегеля, поставили его с головы на ногу. Диалектический материализм развивается, а мышление человека диалектична. Диалектика это наиболее общие законы природы, общества и мышления. Согласно диалектике, развитию любого материального объекта необходимы присущие характерные черты, которые выражаются в трех законах диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) закон перехода количественных изменений в качественные;
3) закон отрицания отрицания.
Разбор: 1) Этот закон отвечает на вопрос: «Почему происходит развитие?» В 17 веке под влиянием классической механики утвердилось представление, что материя инертна, т. е. лишена способности приводить в движение само себя, что естественным состоянием любого объекта является покой, из которого его может вывести внешний толчок. Согласно диалектическому материализму, главным источником изменений и развития любого объекта является борьба внутренне присущих ему противоположных тенденций. Конечно, внешнее воздействие тоже влияет на объект, но результат внешнего воздействия во многом зависит от внутренних процессов. Развитие можно представить как процесс со следующими процессами:
- разделение на противоположности;
- борьба противоположностей;
- разрешение противоположностей.
2)В процессе развития малозаметны непрерывные количественные изменения объекта, постепенно накапливаясь на определенном этапе достигает меры, что приводит к изменению качества объекта. Изменение качества объекта происходит скачкообразно, т. е. количественное изменение происходит постепенно.
3) Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: «Как возникает направленность развития?»Всякое явление развиваясь до конца превращается в свою противоположность- отрицается. Новое явление, в свою очередь, превращается в противоположность и возвращается к исходному явлению, завершается один цикл развития, начинается новый. Если бы циклы совпадали, то мы бы имели движение по замкнутому кругу, но циклы не совпадают и поэтому круг вытягивается в спираль.
Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение Соотношение философии с мифом, наукой и религией.
Целостное представление о мире, о месте в нем человека, а также отношение человека к миру и к самому себе называется мировоззрением. В составе мировоззрения выделяют миропонимание и мироощущение. Можно выделить 2 основных миропонимания:
1.рациональное, основано на убеждение с помощью своего ума, человек способен познать сущность бытия, смысл своего существования.
2.иррациональное, основано на том, что разум не способен дать ответы на эти вопросы, а потому опорой человека является в жизни вера, мистическое откровение, интуиция.
Мировоззрение влияет на интересы и предпочтения людей, на их поступки, на их образ жизни, на судьбу, на здоровье. Мировоззрение – это призма, сквозь которую человек воспринимает действительность. Какова призма, такова и действительность для человека. У каждого человека есть свое мировоззрение и в этом смысле своя философия. Мировоззренческие вопросы:
- наиболее общие
- предельные
- вечные
Философ стремится выявить те свойства, которые имеются у всего сущего. Мировоззр.вопросы называют вечными потому, что с одной стороны они очень важны, а с другой стороны настолько неоднозначны, что каждое новое поколение к нему возвращается.
2. Философия как форма познания. Предмет философии.Философия является особой формой познания. Она отличается от других форм познания своим методом и предметом. Философия есть чисто умозрительная деятельность. Метод философии – это правильное с точки зрения логики рассуждение. С помощью такого рассуждения философ рассчитывает найти ответы на свои вопросы.(Рефлексия – это размышление о своем внутреннем психическом состоянии, самоанализ). Строго говоря, такой метод исследования является субъективным. С помощью такого метода нельзя получить новых знаний, но только так можно получить интерпретацию. Предмет философии — наиболее общие принципы устройства мира, познания и отношений человека и мира. Философия - это учение об этом.