Еще в 1852 г., находясь на Северном Кавказе, Толстой сформулировал важнейшую мысль: «Лучшее выражение философии есть история» (т. XXI, с. 59).

Философия истории — неотъемлемая часть комплекса проблем этого произведения. В «Войне и мире» авторская рефлексия сопряжена с поисками ответа на вопрос: какова причина движения человечества, по каким законам осуществляется «абсолютная непрерывность этого движения? (т. VI, с. 277, 275, 276). Стержневыми проблемами художественной философии истории Толстого становятся вопросы необходимости и свободы, «произвола» и предопределения, свободы воли и своеволия, случайности и закономерности, личной, а также коллективной инициативы и предопределенности поступка отдельного человека, роли в истории личности и суммы людских «произволов» (т.е. воль) (т. VI, с. 275, 277; с. 9, 10).

Писатель даже настаивал на том, что история — это «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества…» (т. VI, с. 10). Поскольку поступок каждого невозвратим и, в конечном счете, получает «историческое значение», то человек ответственен за все, что он совершает, не только перед самим собой, но и перед всеми, т.к. его поступки (как хорошие, так и плохие) функциональны в общей системе каузальности.

В жизни каждого человека писатель видит две стороны: «жизнь личную» и «жизнь стихийную, роевую» (т. VI, с. 10).

Освещая закономерности исторического развития в художественной парадигме универсальной причинности, Толстой на диалектическое основе обновлял материалистические идеи детерминистов Декарта, Гоббса, особенно Поля Гольбаха и других европейских мыслителей, в контексте философских идей которых он формировался как художник-мыслитель.

Принципы духовной эволюции в романе «Война и Мир»

Людьми передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. Любить всех – значит не жить земной жизнью, значит умереть.

Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем».

Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.

Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера– это постижение ценности обычной, «негероической» жизни.Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.

Наши рекомендации