Особенность и характерные черты немецкоклассической философии.

Особенность и характерные черты немецкоклассической философии.

Значимое место в философии Нового времени в западноевропейской культуре занимает немецкая классическая философия второй половины 18 –середины 19 вв. К этому течению относится философские учения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, приемственность в постановке проблем. Под «классической» понимается высокий уровень ее представителей и значимость решаемых этой философии проблем.

В классическую эпоху были разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства, отличные от конкретно-научного и характеризующие именно философский подход к опыту.

Особенностью рациональных философских систем является их стремление к всеобъемленности.

Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемляющую картину мира, систематизировала основные знания человека о природе, обществе, о процессе познания.

Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры, особо понимали роль философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследовали не только человеческй\ую историю, но и человеческую сущность.

Все представители немецкой классической философии относились к философии как специальной системе философских идей. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

Классическая немецкая философия подчеркива роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Основные положения философии И. Фихте и Шеллинга

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.) – один из самых первых последователей Канта, который является одновременно и его критиком. Основной задачей своей философии Фихте считал преодоление недостатков кантовской философии. Фихте указывал, что кант совершил переворот в философии и что после него философия может развиваться только как трансцендентальный критицизм, но говорил о том, что у канта есть существенный недостаток: в его философии нет обоснования того, каким образом появляются категории чистого разума. Фихте считал что в философии должна быть совершена дедукция категорий, т.е. свою философию он видел как некоторое дополнение к кантовской философии. Фихте, как и кант, имел для себя в качестве образца научное познание, а поскольку все науки исходят из какого-то одного или нескольких очевидных принципов (аксиом), то и философии также должна быть построена на этом очевидном принципе.

Философия находится в основании всех остальных наук, именно она дает принципы познания, критерий истины и т.п. Поэтому философия может существовать только как учение о науке, «первая наука», т.е. «наукоучение».

Наукоучение – это учение о знании, трансцендентальный идеализм. Последовательный идеализм (имеется в виду трансцендентальный идеализм – для Фихте это синонимы) должен вести все познание и весь мир из одного только сознания.

По мнению Фихте философия призвана освободить человека от ложных представлений о мире. Центральное понятие философии Фихте – это «Я», познающий субъект. Это субъект абсолютный и бесконечно активный. Это – Бог, который и обуславливает все формы познания. Из абсолютного субъекта Фихте выводит относительный субъект, конкретно – эмпирическое «Я», которому противостоит эмпирическая природа – всё то, что «не-я». Поскольку человек есть образ Божий, а природа – творение Божие, то противопоставление «я» и «не-я» не выходит за пределы абсолютного «Я». Эта гносеология Фихте есть само мышление для самосознания.

Особенность и характерные черты немецкоклассической философии.

Значимое место в философии Нового времени в западноевропейской культуре занимает немецкая классическая философия второй половины 18 –середины 19 вв. К этому течению относится философские учения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, приемственность в постановке проблем. Под «классической» понимается высокий уровень ее представителей и значимость решаемых этой философии проблем.

В классическую эпоху были разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства, отличные от конкретно-научного и характеризующие именно философский подход к опыту.

Особенностью рациональных философских систем является их стремление к всеобъемленности.

Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемляющую картину мира, систематизировала основные знания человека о природе, обществе, о процессе познания.

Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры, особо понимали роль философии в истории человечества, в развитии мировой культуры; исследовали не только человеческй\ую историю, но и человеческую сущность.

Все представители немецкой классической философии относились к философии как специальной системе философских идей. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

Классическая немецкая философия подчеркива роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Наши рекомендации