Вопрос №8. Творческая деятельность Н. М. Карамзина: главные особенности, основные жанры и типы текстов.
Николай Михайлович Карамзин - крупнейший представитель русскогосентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись тхудожественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и идея внесословной ценности человеческой личности.
Творчество 1790-х годов.
Позиция Карамзина: это культурное строительство в России. Завершение работ Ломоносова.
Ранний период творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние масоновощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна. Новый, сентиментально-просветительский период, как было указано выше,начинается в 1789 г. и продолжается до лета 1793 г. И к началу этого периода, т.е. в 1789 г. Карамзин порывает с масонами.
Главная цель: формирование русской личности. С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры —утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять
рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.
В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.
М.Ю. Лотман: «Письма русского путешественника» очень сложный текст. Письма- мистификация Карамзина. Цитаты в тексте из книг, журналов, газет, путеводителей – путешественник с книгой в руках. à особая русская личность, которая в Европе чувствует себя как дома. Образец русского европейца.
За европейскими размышлениями стоят размышления о России. Возвращение на родину = воскрешение умирающего à познание себя и своего отечества.
В 1791-92 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание "Московского журнала", давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. (структура: художественные произведения/тексты; критика; разделы – парижские, московские театры, рецензии и т.д. + тексты Карамзина в журнале)
Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни — “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.
à Карамзин – создатель русской критики.
1794г – «альманах Аглая» в 2-х томах. (философская позиция Карамзина). Создание по итогам 93-го года (начало якобинского террора во Франции) – разочарование в Европе.
Статья «нечто о науках, искусствах и просвещении» + отражение более сложного понимания человека: дуализм человека – его двойственная природа.
Пр: «письма Филадора и Мелалета» (интеллектуал/мудрец и художник) – один человек, но две стороны его натуры- разум и душа.
à создание романтических повестей
Пр: «остров Борнгольн»
1797г. – статья «несколько слов о русской литературе», в которой замечено первое упоминание «Слова о полку Игореве».
à работа и изучение русской истории. Написана повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
1798г. – «альманах Аониды» в 3-х томах.
1799г. – «пантеон иностранной словесности» - учебник литературного языка.
Идея отражения лингвистической концепции Карамзина. Идея нового и старого слога. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.
Начало XIX века.
Журнал «вестник Европы» (1802-1804гг.) был посвящен проблемам русской истории. Концепция истории: идея памяти и беспамятства.
+ 1817г. – «записка о московских достопамятностях» - описание уже разрушенных, не сохранившихся памятников.
«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818
года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось
второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том
вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый,
том вышел посмертно.
Карамзинская «История...» не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.
Структура текста «Истории»:
- примечания (более 10000) – огромны выписки из старинных документов à формирование исторического мышления у читателя.
- историческое повествование.
- мифолегендарная традиция.
Пр: взятие Казани – оценка глазами людей того времени.
Для Карамзина: Талант – дар природы, но от обстоятельств зависит, разовьются или погибнут его задатки. Талант – вещь естественная, не нечто божественное, он нуждается в поощрении и выучке. Как бы ни был противоречив Карамзин и как бы ни декларировал он, что художник всегда пишет лишь «портрет души и сердца своего», во всем искал для творчества опору в реальности и требовал подлинной художественности изображений. Карамзин чувствовал, что проблема характера – центральная в сентиментализме и логически вытекает из принципов изображения чувствительности, индивидуальности. Он полно исследовал соотношение понятий «темперамент» и «характер». В «Письмах русского путешественника» писатель сформулировал свою позицию так: «Темперамент есть основание нравственного существа нашего, а характер – случайная форма его. Мы родимся с темпераментом, но без характера, который образуется мало-помалу от внешних впечатлений». Карамзин стремился постичь характеры в их связи с историческими обстоятельствами. Также его мысль углублялась в двух направлениях: он искал национальную определенность характеров и средства индивидуализации языка.
Основы: объективизм/субъективизм + историзм/особый статус времени + биографизм. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку.
Как журналист Карамзин показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.
Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг»), ввел книгу в домашнее образование детей.
Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.