Вопрос № 3: Поэтика Ломоносовской оды ( торжественной и духовной).

М. В. Ломоносов 1711-1765 гг. Ломоносов не был крепостным крестьянином. Он был «белым» крестьянином (мелкая буржуазия) . Отец Ломоносова был богатым человеком, он строил корабли, на которых ловили рыбу, нерпов, китов, китовый жир, ворвань. Он и его семья жили на острове Грумане – Новая земля. Уделили большое внимание образованию. В. Шубин –известный скульптур двоюродный брат Ломоносова. Ломоносов изучает церковнославянский, математику. Он читал Семиона Полоцкого. Неподалеку от их села была территория старообрядцев на севере, позже они уехали на юг. Ломоносов попадает в старообрядческую общину, он начинает читать их книги. Образован он был на старообрядческий лад, но чтобы учиться дальше, ему нужно было знать латинский язык. Именно поэтому он уходит из дома в Москву. Он поступает в славяно-греко-латинскую академию, в старшие классы. На троне анна Ионавна. Ломоносов сбегает заграницу с помощью Феофана Прокоповича, сподвижника Петра первого. Он учиться четыре года там, а сбегает он, потому что при Анне Иоанновне нельзя было учиться крестьянским детям. В академии все места занимали немцы, когда он вернулся в Россию, но ему все - равно удалось сделать множество открытий. К сожалению, его открытия были востребованы только в 20 веке.

« Поэтический восторг» в одах М.В. Ломносова.

-Ломоносов- поэт, настоящий, подлинный предмет поэзии, которого, следовательно, нет у других. Задача русской поэзии – назвать те вещи, которые специфически присуще « райской стране»

- в русской традиции « Восторг» - это « состояние восторженного» - благое искупление, восхищение, забытие самого себя, временное стремление духа, мира и сует его».

- « Восторгать» - уносить умственно в высшие пределы. Церковнославянским словом въстъргъ в древности называлось состояние души, освободившееся на время от времени плоти, вырваться из тела как из темнице.

- В текстах Ломносова Поэтический восторг в контексте традиции, таким образом свидетельствует об особом экстатическом состоянии лирического « Я», его духовном вознесении к небесному.

-Сакральные функции, утверждены ранее за религиозно-учительным словом, теперь автоматически перенеслись на слово иного типа- светское, широкое и, естественно, на саму фигуру поэта- мирянника.

Главное условие состояние поэтического восторга: молчание и тишина - поэт указывается в спиритуальном пр-ве иного мира, где : «устами движет бог; я сним начну вещать».

-Источником поэтического слова оказывается божественная инстанция, а поэт, вернее душа поэта – это своеобразный медиатор, проводник, прорицатель. Быть им способен только избранный. Пророческий дар поэта будет предметом поэтической рефлексии.

- В русском языке тишина и молчание имеют разный смысл: «тишина есть природный феномен». « Молчание есть человеческий феномен. В сов-сти они образуют безмолвие или немоту».

- «Божественное слово», звучащее в поэзии, обеспечивает бессмертие души поэта и бессмертие самой поэзии.

-Образ сердца появился рядом с поэтическим восторгом Ломоносова ( « жар сердечный»)

- Более подробно, семантику сердца разрабатывает Державин: « В сердечной простате беседовал о Боге».

- Восторженная к небу душа - крылата, перната или способна к полету. Этот образ расширяет семантику восторжения наверх.

- Мотивы полета или крылатости активно представлены в русской поэзии нового времени.

-Мотив окрыленности уже в 20 веке ярко появился у В.Маяковского.

- Окрыленость поэтической души в русской лирике всегда противопоставлена « земная низость».

- Сематическое поле поэтического восторга включает предикаты: души крылатости, небесной природы, простоты сердечной, бессмертия души, немотного и молчаливого слова, обеспечивающие в сов-сти избранное, неземное, спиритуальное бытия поэта и поэтического слова.

« Богородичные черты русской женственности в одах М. В. Ломносова».

- Русский 18 век экстремально заостренный интерес к новому и демонстративный отказ от строго приводит к полной смене предшествующих культурных стереотипов, а также и способах их ментальной интерпретации.

- Ода должна быть коммуникативной для социума, то есть понимаемой и воспринимаемой адекватно русским читателем. А потому самым главным и существенным моментом трансплантации европейской одической модели на русскую почву становится процесс ее перевода на языки русской культуры и ментальности.

- связь оды категории женского, которая только кажется случайной, также выражает одни из важнейших аспектов новой культуры.

- Женщина и власть инновационное явление, как:» женщина и власть».

- К эпохи Ломносова по подсчетам Ф. Буслаева, женщин – святых насчитывалось 26, многие из них были малоизвестными, местнодчтимыми святыми.

- Напряженный поиск предикатов и атрибутов русской женственности, которые отличались от привычного изображения мужского, ощущается и в самих текстах Ломоносова. Пример: « О вы, российские героини».

- Античные имена богини и обозначенная античными эпитетами пространство ее бытия становится внешней атрибутикой оды, что помогло избежать возникновение кощунства по отношения к православной традиции.

- Образ прекрасной жены в текстах Ломоносова сопровождает словесный ряд, который может быть понят как традиционно апофатическое именование богоматери: премудрость, радость, отрада, тишина, покров, ангел, спасительница, свет, надежда, истина, матерь.

- Апофатические имена Богоматери просто эпитеты, они означают или фиксируют какую-то божественную исповедь и становятся типам иконного изображения.

-Рядом с его одической героиней закономерно появляются сопутствующие богородичным текстам мотивы рая, сада: « Как рай цвете ею держава».

- Особое внимание оды к военным победам и триумфам императрице, казалось бы – малосоотвествующее ее женственности, может быть связано с устойчивым именем Богородицы, как «избранной воеводы».

-Детальное исследование «женской святости» в московском царстве позволяет говорить о богородичном-софийном осмыслении русского теократического гос-ва. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что русская ода, озабоченная поиском женской идеальности и осмыслением проблемы « женщина и власть», находят решение в области национально-религиозного предания и национальной мифологии.

- Ломоносов оставляет слово - Богиня из названия греческих богинь, для избежания кощунства.

АПОФАТИКА – тип коммуникации, в которой идет говорение – умолчание, поэтому давали апофатические имена. У Богоматери апофатических имен более 307, они все запечатлены в иконах. « Главное имя Богородицы - радость».

Наши рекомендации