Физкультурная пауза «Лиственница»'. Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и делает с ними знако­мое упражнение.


 

Половик иголок рыжих Бегут по кругу на носочках друг за дру­гом

С бугорками темных шишек Руки на поясе.

Застелил дорожку сада Меняют направление движения

От крылечка до ограды: Останавливаются, поворачиваются ли­цом в круг

Это с лиственницы пышной Медленно поднимают руки

Шерстка сыплется неслышно. Медленно приседают, опускают руки.

Г. Маура

5. Повторное чтение текста педагогом. Развитие речевого слуха.

Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом.

Педагог. А теперь я прочитаю вам сказку. Вы можете помогать мне и договаривать предложения. Старайтесь хоро­шо запомнить сказку, потому что вы будете ее пересказывать.

6.Пауза для подготовки детей к пересказу. Напоминание педагогом плана пересказа.

Педагог настраивает детей на пересказ.

Педагог. А теперь вы немного подумаете и подготови­тесь к пересказу. Сказка начинается с повествования о том, как проводила Богдана последние дни летних каникул. Обя­зательно расскажите подробно о встрече Богданы с Осень- кой. Опишите, как выглядела Осенька, что она рассказала о себе и своей семье. Вспомните, почему грустила Осенька, как помогла ей Богдана. Закончите рассказ описанием зада­ния, которое получила Богдана, и того, как отблагодарила ее Осенька.

7.Пересказ сказки несколькими детьми по частям. Развитие связной речи.

Четыре ребенка пересказывают сказку по частям. Педагог предлагает детям оценить работу товарищей и сказать, чей пересказ понравился им больше и почему.

8.Игра «Разноцветные листья». Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи. Раз­витие памяти.

Педагог помещает на магнитную доску игровые поля, на ко­торых нарисованы клен, каштан, рябина, дуб, ель, сосна, и пред­лагает детям, называя дерево, подбирать слово, отвечающее на вопрос «Какой?»

1- й ребенок. Раскидистый клен.

2- й ребенок. Цветущий каштан.

3- й ребенок. Кудрявая рябина.

4- й ребенок. Могучий дуб.

5- й ребенок. Высокая ель.

6- й ребенок. Стройная сосна.

Затем педагог раскладывает на столе перед магнитной доской предметные картинки с изображениями листьев и плодов деревьев.

Педагог. Подойдите к столу, рассмотрите картинки и прикрепите картинки с изображениями листика и плода возле дерева, которому они принадлежат. Обязательно подбирайте к названиям листьев слово, отвечающее на вопрос «Какой?» Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

7- й ребенок. Это кленовый лист и «носик».

8- й ребенок. Это рябиновый лист и гроздь рябины.

1- й ребенок. Это дубовый лист и желудь.

2- й ребенок. Это каштановый лист и каштан.

3- й ребенок. Это еловые иголки и еловая шишка.

4- й ребенок. Это сосновые иголки и сосновая шишка.

Педагог. Вспомните загадки о деревьях1, которые вы учили дома.

5- й ребенок. Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой...

Дети. ...елочки.

6- й ребенок. Будто рыженькая свечка,

На холме стоит у речки.

Растрепалась ото сна

В иглах, в шишечках...

Дети. ...сосна.

7- й ребенок. В гроздьях горьких ягод красных

Нарядилась как на праздник.

И склонилась над тропинкой

В листьях перистых...

Дети. ...рябинка.

8- й ребенок. Кто на даче у веранды

Носит «носиков» гирлянды?

В алых листьях ярок он.

Отгадали? Это...

Дети. ...клен.

9- й ребенок. Он — могучий! Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

Дети. Дуб.

10- й ребенок. Розовые свечи украшают крону,

Розовые свечи средь листвы зеленой.

Осенью на месте розовых свечей

Мы найдем колючих ежиков-мячей.

Дети. Каштан.

Педагог. Молодцы! Вы и загадали загадки, и отгадали их. Педагог убирает игру.

9. Пересказ сказки одним из детей. Развитие связной речи.1

Педагог может предложить ребенку сделать краткий пере­сказ сказки или пересказ сказки с изменением лица рассказчика. Например, представить себя на месте Богданы и попробовать передать содержание от лица Богданы.

10. Оценка работы детей. Сравнительный анализ рассказов.Педагог подводит итог занятия и оценивает деятельность

каждого из детей.

Занятие 2

Тема. Пересказ рассказа «Кормушка для вороны».

Образовательные задачи. Учить детей передавать содержа­ние текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме «Зима» и естественнонаучные представления. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи. Совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и ре­чевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи. Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, рассказ «Кор­мушка для вороны»', CD, музыкальный центр, лист ватмана с таблицей, фломастеры.

Предварительная работа. Экскурсия в зимний парк, на­блюдения за белками и птицами, катание на санках и лыжах, сооружение снеговиков. Разучивание подвижной игры «Снеж­ная баба».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального по­ложительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.

Педагог сообщает детям о начале занятия. Дети усажива­ются на стульчики перед мольбертом.

Педагог. Какое время года наступило?

Дети. Наступила зима.

Педагог. Какие признаки зимы вы можете отметить в состоянии природы и погоды?

Дети. Земля покрыта снегом, а водоемы покрыты льдом. Стало очень холодно, трещат морозы, завывают метели. Дни тали короткими, а ночи длинными, солнце почти не появляется на небе. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках и лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков. Многие дикие животные впали в спячку. Спят медведь, еж. Даже белки выходят из гнезда ненадолго, чтобы полакомиться своими запасами. Прилетели зимующие птицы — свиристели и снегири.

Педагог. Очень хорошо. Вспомните стихи о зиме.

1-й ребенок.

Я шел, снежинки падали.

И там они, и здесь.

И удивляться надо ли,

Что я в снежинках весь?

Я шел, снежинкам радуясь,

Лицо к ним поднимал.

И почему я радуюсь,

Я сам не понимал.

Ну что с того, что падают?

Ведь это просто снег!

А почему-то радуют

Меня, и вас, и всех.1

В. Данько

Железнова Е. Р. Волшебная черепашка,- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

' Данько В. Я. С утра до вечера. Стихи для самых маленьких, — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009.

Педагог. Сегодня мы продолжим разговор о зиме, поиг­раем. А сейчас послушайте рассказ о зиме.

2. Первичное прослушивание рассказа детьми. Развитие ре­чевого слуха, чувства языка.

Педагог включает запись рассказа. Во время прослушивания педагог демонстрирует детям иллюстрации из книжки.

3. Беседа по прочитанному. Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.

Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми.

Педагог. Когда ребята вылепили снеговиков?

Дети. Солнечным декабрьским утром старшие ребята вы­лепили снеговиков во дворе детского сада из подтаявшего снега.

Педагог. Какими были снеговики? Опишите их.

Дети. Снеговики были похожими друг на друга. У них были синие глазки-льдинки, чудесные длинные носы-морков­ки, полосатые вязаные шарфы.

Педагог. Как дети назвали снеговиков?

Дети. Снег и Вик.

Педагог. Как ребята относились к снеговикам?

Дети. Старшие ребята очень гордились своей работой, оберегали снеговиков. Малыши читали снежным друзьям стихи, водили вокруг них хороводы и пели для них.

Педагог. Что дети обнаружили после выходных дней?

Дети. Ребята обнаружили, что у снеговиков пропали но­сы. Снеговики стояли грустные. Казалось, что они сейчас заплачут.

Педагог. Кто помог ребятам?

Дети. Повар Маргарита Григорьевна помогла ребятам, она дала им пару морковок.

Педагог. Что произошло на следующий день?

Д е т и. На следующий день история повторилась: носы опять исчезли.

Педагог. Кто пришел на помощь ребятам в этот раз?

Дети. Сторож Юрий Прокопьевич рассказал ребятам, что выследил воришку. Это была большая красивая ворона, кото­рой пришлись по вкусу морковные носы.

Педагог. Что решили ребята, выслушав рассказ Юрия Прокопьевича?

Дети. Ребята решили подружиться с вороной, потому что она воровала морковку не со зла, а потому что была голодной. Они решили оставлять для нее немного корма, а носы снего­викам сделать из картона.

Педагог. Что сделали ребята вместе со сторожем?

Дети. Сторож поставил рядом со снеговиками чурочку — стол для вороны, а ребята положили на чурочку кусочки мор­ковки и сухарики.

Педагог. Что ребята увидели утром?

Дети. Утром ребята увидели, что весь корм съеден, а носы снеговиков на месте. А еще ворона обронила рядом со снеговиками черное перо. Ребята решили, что это она сказала им: «Спасибо!»

Педагог. Какой оказалась ворона?

Дети. Ворона оказалась очень сообразительной. Она при­летала к кормушке по сигналу: хлопнет Юрий Прокопьевич в ладоши три раза — она тут как тут.

Педагог. Что появилось на верхушке тополя весной?

Дети. Весной на верхушке тополя появилось гнездо. Там поселилась ворона.

Педагог. Что сказал ребятам Юрий Прокопьевич?

Дети. Он сказал, что на лето кормушка вороне не нужна, а на следующую зиму нужно готовить побольше угощения, потому что подрастут ее птенцы.

Педагог. Кто помнит, какими словами заканчивается рас­сказ?

Дети. Вот так ребята подружились с умной и ловкой птицей.

Педагог. Птица была умной и ловкой, а какими были ребята?

Дети. Они были дружными и умными. А еще они любили и понимали природу.

Педагог. Очень хорошо. Мне понравились ваши ответы.

4. Игра «Веселые снеговики». Развитие зрительного вос­приятия и внимания, логического мышления и связной речи. Воспитание навыков сотрудничества на занятии.

Педагог приглашает детей к магнитной доске. На ней при­креплен большой лист ватмана с табличкой.

Педагог. Рассмотрите снеговиков в табличке и опреде­лите, какого снеговика не хватает в пустом квадрате.

Дети. Не хватает снеговика в полосатом шарфе с метлой, поднятой вверх.

Педагог. Нарисуйте недостающего снеговика все вместе. Постарайтесь договориться, кто что будет рисовать.

5. Подвижная игра «Снежная баба». Развитие общей мото­рики, творческого воображения, координации речи с движе­нием.

Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает выполнить знакомое упражнение.


Физкультурная пауза «Лиственница»'. Координация речи с движением. - student2.ru


 


Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу, катят воображаемый ком

Мы снежную бабу слепили у дома

Стоит наша баба у самых ворот - «рисуют» руками три круга, начиная с маленького

Никто не проедет, никто не пройдет. Грозят указательным пальцем сначала правой руки,

потом – левой

Знакома она уже всей детворе, идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит

один ребенок, сидящий в центре круга.

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

И. Демьянов

6. Повторное чтение текста педагогом. Развитие речевого слуха.

Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом.

Педагог. А теперь я прочитаю вам рассказ. Старайтесь хорошо запомнить его, потому что вы будете его пересказы­вать.

7. Пауза для подготовки детей к пересказу. Напоминание педагогом плана пересказа.

Педагог настраивает детей на пересказ.

П е д а г о г. А теперь вы немного подумаете и подготовитесь к пересказу. Рассказ начинается с того, что ребята слепили снего­виков из подтаявшего снега. Опишите снеговиков, расскажите, как ребята оберегали их. Затем расскажите о том, как исчезли морковки и как ребятам удалось узнать, кто их украл. Затем вспомните, к какому решению пришла ребята. Почему? Кто помог им? Закончите рассказ описанием того, какой умной ока­залась ворона, и что посоветовал ребятам Юрий Прокопьевич.

8. Пересказ рассказа несколькими детьми по частям. Раз­витие связной речи.

Четыре ребенка пересказывают рассказ по частям. Педагог предлагает детям оценить работу товарищей и сказать, чей пересказ понравился им больше и почему.

9. Пересказ рассказа одним из детей. Развитие связной речи.[9]

Педагог предлагает одному из детей пересказать рассказ целиком.

Педагог. Кто хочет кратко пересказать рассказ от ли­ца одного из детей, слепивших снеговика? Это достаточно трудное задание. Нужно говорить: «Мы слепили снеговиков...

Юрий Прокопьевич подсказал нам...» и так далее. Нужно представить себе, что вся эта история произошла с нами, в нашем детском саду.

Один из детей делает краткий пересказ. Если есть необхо­димость, педагог оказывает ему помощь.

Наши рекомендации