Упражнения для выработки смысловой догадки

Упражнение 1. Прочитайте текст. В нем на обеих сторонах каждой строки пропущено по две буквы.

Текст 1

Первая и единственная страна на нашей п..-..те, уже однажды применившая страшное о..-..е, — США — продолжает насыщать им св.. ..сеналы. Эта же страна с настойчивост.. ..ньяка «оспаривает первенство» в размещен.. ..ерного оружия на территории западноев..-..йских стран, милитаризации космоса. Да.. ..мая ухищренная пропаганда не может за..-..вать того факта, что этот опасный ку.. ..авящей верхушки США и тех, кто ее подд..-..вает, нацелен против тех стран, котор.. ..ердо и последовательно отстаивают м.. .

Упражнение 2. Прочитайте текст, в котором пропущены окончания или последние буквы слов.

Текст 2

В окрестное... Токио действ... 71 -станц... по прогнозиро... землетряс... . Их сооруже... начал... семь лет наз... , когда японс... парламе... издал соответству... закон. 20 таких станц... находят... на земн... поверх... , остальн... — в скважи... , глубоко под зем... . Станц... имею... сверхчувствитель... электрон... оборудо... ; вся информа... , получае... ими, поступа... в специаль... цент... , где обрабатыва... с помощ... компью... . За пять лет, с серед... 1979 г. до серед... 1984 г., аппараты стан... зарегистри.., 28 тыс... подзем... толч... различ... сил... .

Упражнение 3. Прочитайте текст с пропущенными в словах двумя первыми буквами.

Текст 3

Впрочем, ..следователи ..нюдь не ..едлагают заменять ..ли-мерными ..гнитами ..адиционные — ..таллическме. У ..гани-ческих ферромагнетиков ..йдутся свои ..ласти ..именения. Их ..трудно ..учить чутко ..агировать на ..менения ..ешней..еды. Они будут ..еличивать или ..еньшать силу, ..ажем, в ..висимости от ..вещенности или от ..нцентрации того или ..ого газа, ..дкости. ..ачит, ..обы ..гистрировать ..формацию, им не ..жна ..ектроэнергия. ..ойство ..икальное. В ..рвую ..ередь им ..интересовались экологи, ..давно ..рспективы ..имесей-..с-сматривались на ..ждународном ..мпозиуме «..мплексные ..тоды ..нтроля ..чества природной среды», ..сходившем в Москве.

Упражнение 4. Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по 2—3 буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро его прочитать, домысливая недостающее. Проверьте правильность своих догадок.

Упражнение 5. Прочитайте текст с пропущенными словами. Старайтесь проделать это как можно быстрее.

Текст 4

Наибольшее ... оказывают на природу ... промышленности, обеспечивающие весь комплекс ... человека. Среди них по величине наносимого ... нужно ... энергетику, целлюлозно-бумажную ..., черную и цветную ..., химическую и нефтехимическую ... и некоторые другие .... За рубежом неоднократно ... мнение, будто бы есть простой ..., исключающий ... цивилизации на ... природную .... Он заключается в том, что ... якобы должен потреблять только те ..., которые дает естественная дикая ..., то есть предлагает ... к первобытному ... жизни. В связи с этим ......, сможет ли ... человек довольствоваться таким ... жизни и ... ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для ... нормального существования всего земного шара?

Проверьте правильность своих ответов: влияние, отрасли, потребностей, ущерба, отметить, промышленность, металлургию, промышленность, отрасли, высказывалось, выход, воздействие, окружающую, среду, человек, продукты, природа, возврат, образу, возникает вопрос, современный, образом, сможет, поддержания,

Приведенные комплексы упражнений при условии регулярных занятий помогут усовершенствовать технику чтения. Но эти приемы не являются единственными и главными. Основными приемами техники рационального чтения являются так называемые алгоритмы чтения, которые содержат правила обработки текста в соответствии с поставленной целью.

Алгоритм чтения — последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Использование алгоритмов при чтении организует этот процесс, повышает его эффективность. Вместе с тем алгоритмы не исключают творческого толкования текста, допускают некоторые изменения в зависимости от жанра текста и цели. Психологи считают, что каждый человек имеет свои алгоритмы и программы чтения. Однако их эффективность у большинства читателей довольно низкая. Необходимо научиться более организованной работе с текстом.

Интегральный алгоритм чтения

Интегральный алгоритм чтения — последовательность правил, позволяющих упорядочить и организовать процесс чтения, делая его более эффективным. Этот алгоритм назван интегральным потому, что его действие распространяется на весь текст в целом. Цель интегрального алгоритма — защита мозга от избыточной информации.

Лингвисты установили, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает иногда 75%. Эта избыточность возникает, с одной стороны, по объективным причинам — она заложена в самой структуре языка. Например, окончания слов иногда избыточны, в чем можно убедиться, проделав приведенные выше упражнения на выработку смысловой догадки. С другой стороны, избыточность часто возникает из-за склонности многих людей к многословию, из-за стремления придать своей речи наукообразный стиль и т.п.

Анализ избыточности в речи провел В. Сухачевский, специальный корреспондент газеты «Известия». Он писал: « Если лошадь пьет из ведра, как об этом можно сказать? Можно, например, сказать так: лошадь пьет из ведра. А можно и по-другому. Ну хотя бы так: представитель распространенного в большинстве географических зон земного шара семейства парнокопытных осуществляет процесс удовлетворения органической потребности в воде методом всасывания влаги из сосуда, имеющего диаметр не меньший, чем окружность морды лошади».

Приведенный пример демонстрирует текст, избыточность которого близка к 100%. Использование интегрального алгоритма чтения позволяет преодолеть подобную «пустоту» текста и извлечь из него действительно полезную информацию. Полезной информацией, содержащейся в тексте, является: название текста (статьи, книги и т.п.), имя и фамилия автора, выходные данные текста, его тема и рассмотренные в нем проблемы, фактографические данные, собственная оценка прочитанного с точки зрения новизны содержания и возможности использования на практике. Перечисленные показатели и лежат в основе интегрального алгоритма чтения.

Блоки алгоритма

1. Наименование читаемого источника (Н).

2. Автор (А).

3. Выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дата опубликования и т.п. (В).

4. Основное содержание: тема, главная идея автора, рассматриваемые проблемы (О).

5. Фактографические данные: конкретные факты, имена собственные, даты и т.п. (Ф).

6. Новизна материала, его критическая оценка (К).

7. Возможность использования на практике (П).

Приведенный алгоритм отражает последовательность, в соответствии с которой следует запоминать полезную информацию текста. Перед началом чтения нужно зрительно представить себе блоки алгоритма. Прежде всего запоминаются: название, автор, выходные данные источника. Затем по мере чтения складывается представление о том, какой теме посвящена статья, о ее главной идее и способах ее доказательства. Эти сведения войдут в четвертый блок. Уже в первых абзацах текста могут быть различные факты, фамилии, цифровые данные. Эти сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Таким образом, в процессе чтения человек как бы фильтрует его содержание, отбирая и укладывая в блоки алгоритма только то, что соответствует их названи

Для того чтобы закрепить процесс чтения по интегральному алгоритму, сделать его автоматическим, рекомендуется использовать образное представление алгоритма в виде рисунков или геометрических фигур, содержащих условные обозначения блоков алгоритма, например:

Н А В
  о О  
Ф К
  П П  

Закончив заполнение блоков алгоритма, нужно вновь зрительно представить себе его образ и проверить, все ли блоки заполнены. В зависимости от цели чтения и жанра текста допустимо исключать некоторые блоки или, наоборот, детализировать их. Заключительный процесс анализа и синтеза прочитанного помогает лучше усвоить и запомнить текст.

Рассмотрим, например, как заполняются блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Медальон... от комаров», приведенного на с. 45.

1. Название — «Медальон... от комаров».

2. Автор — С. Шпунгин.

3. Выходные данные — газета «Вечерняя Москва» от 20 мая 1989г.

4. Тема — прибор, защищающий от комаров.

5. Фактографические данные — разработан в Рижском институте инженеров гражданской авиации; излучает ультразвуковые волны различной частоты и амплитуды; весит около 50 граммов; питается от батарейки «Крона»; непрерывно действует несколько суток.

6. Критика — прибор новый и внедряется в производство.

7. Возможность использования на практике — следует купить и пользоваться.

Методика освоения интегрального алгоритма чтения

1. Ежедневно медленно читайте одну-две интересные для вас статьи в газете, держа листок с нарисованным алгоритмом перед собой. В процессе чтения «укладывайте» информацию в блоки. По окончании чтения закройте глаза и мысленно проверьте заполнение всех блоков алгоритма.

2. Ежедневно читайте одну-две статьи как можно быстрее, уже не глядя на рисунок алгоритма, но представляя его себе мысленно. Излагайте содержание статей в соответствии с алгоритмом.

Приведенные упражнения надо выполнять регулярно в течение двух-трех недель. Когда чтение по интегральному алгоритму станет привычным, оно будет протекать почти незаметно для человека.

Дифференциальный алгоритм чтения

Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации, как это осуществляется в интегральном алгоритме чтения, но и ее анализ и осмысление, что осуществляется в процессе смыслового сжатия текста. При чтении простых текстов понимание как бы сливается с восприятием. Чтение сложных текстов требует гораздо большего умственного напряжения и использования различных приемов. Одним из таких приемов является выделение смысловых опорных слов текста. На нем и основывается дифференциальный алгоритм чтения.

Дифференциальный алгоритм чтения — последовательность правил, позволяющих облегчить понимание и усвоение содержания текста. Суть алгоритма заключается в выделении основного смысла текста или его отрезка. Необходимость использования такого алгоритма также обусловлена избыточностью информации. Как уже говорилось, многие слова не имеют смысловой нагрузки, являясь в предложениях как бы связывающим звеном, скрепляющим материалом. Иногда они используются для «псевдораспространения» предложения. Например, сочетания значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ, внимательное ознакомление и т.п. не являются тавтологическими, но основную смысловую нагрузку в них несут, конечно, существительные.

Умение отделять основную информацию от второстепенной является одним из условий эффективности чтения. Главная информация содержится в ключевых словах текста, которые называются так именно потому, что несут основную смысловую нагрузку. При чтении текста мозг человека дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на язык собственных мыслей читателя. В итоге мозг выделяет основной смысл, «ядерное» значение текста, называемое также доминантой. Подобным образом устроен дифференциальный алгоритм чтения.

Блоки алгоритма

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста (КС). Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия и часто местоимения. Иногда смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

2. Составление смысловых рядов (СР). Смысловые ряды — это словосочетания или предложения, которые состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию — как бы сжимается, прессуется.

3. Выявление доминанты (Д).Доминанта — это основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Мозг как бы формулирует сообщение самому себе, придавая ему собственную, наиболее удобную и понятную форму. Выявление доминанты — главная задача чтения.

Блоки алгоритма составляют основу логико-семантического анализа текста, который наш мозг выполняет в процессе чтения почти подсознательно. Однако эффективность такого анализа у большинства людей не одинакова. Знание алгоритма еще не означает умения им пользоваться. Задача заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст. Чтение по дифференциальному алгоритму — это упражнения, позволяющие сформировать такой навык, показав мозгу, как надо правильно понимать текст.

Методика чтения текста по дифференциальному алгоритму

Осваивая технику дифференциального алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение — построение смысловых рядов, которые удобнее записывать на отдельном листочке. В третий раз читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста — доминанта.

В качестве примера рассмотрим следующий текст·:

Наш век не без основания называют веком статистики. Статистика — слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторые явления, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.

В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов.

Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов «средняя продолжительность жизни»? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как и в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.

В данном тексте подчеркнуты ключевые слова. Порядок обработки абзацев показан в следующей таблице.

  № абзаца   Ключевые   слова   Смысловые   ряды   Значение   абзацев   Доминанта   текста
    Статистика, набор цифр, наука, научный метод   Статистика – это набор цифр, наука и метод.   Статистика – это наука и метод.   Журналисты должны изучать статистику для повышения качества своей работы.
    Статистическая малограмотность журналистов   Многие журналисты статистически малограмотны.   Многие журналисты не знают статистики.
    Средняя продолжительность жизни, величина расчётная и условная   Средняя продолжительность жизни- величина расчётная и условная.   Средняя продолжительность жизни- это интервал жизни группы людей одного года рождения.

При овладении дифференциальным алгоритмом очень важно не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Только в этом случае можно достигнуть такого уровня, когда они будут протекать быстро и почти подсознательно.

Наши рекомендации