Исповедь человека, плохо повторяющего свою джапу

Тот, кто берется за написание книги с названием “Препятствия на пути преданного служения”, рискует прослыть неким всезнающим учителем. Но ко мне это не относится, и потому я хочу рассказать о собственных усилиях в повторении джапы. Я никогда не пренебрегал своим обетом повторять шестнадцать кругов в день. Но сознаюсь, что ощутить сладость святых имен я неспособен. Когда я говорю это, некоторые из моих друзей думают, что я очень смиренный, но на самом деле постоянно и в полном блаженстве наслаждаюсь нектаром святого имени. Один мой друг отреагировал на эти слова более серьезно, но при этом сказал, что, наверное, Кришна утаивает от меня нектар святого имени, чтобы я мог сочувствовать усилиям менее удачливых преданных! Другие, слышавшие моё признание, сделали заключение, что я действительно такой, каким себя считаю, – отсталый. Но им не нравится слушать мои признания. “В чём сложность? Почему он не может повторять как все остальные?” А ещё одни мои друзья, ссылаясь на шастры, сказали, что я совершаю нама-апарадхи и поэтому не обретаю вкуса к святым именам.

Но, признавая свою неудачу, я также хочу поделиться и своей убежденностью в том, насколько важно исполнять наши обязанности, несмотря на все неудачи. Самое важное для меня – это мой долг. Мой духовный учитель велел мне повторять Харе Кришна, а потому я никогда не перестану этого делать. Я не отношусь к своей обязанности как к бессмыслице. Это всё, что у меня есть, и это очень дорого мне. Ещё я убедился в том, что овладение искусством воспевания Харе Кришна может занять очень большой промежуток времени. Достичь этого не так-то легко. И такие мысли помогают мне быть терпеливее. Что из того, что я повторяю уже двадцать пять лет? Может быть, ближайшие пять лет что-то прояснят для меня. Всё зависит от Кришны. И всё зависит от моего желания.

Я нахожу утешение в словах Прабхупады, что преданное служение – это медленный процесс. Как и все остальные, иногда я чувствую, что воспеваю лучше. А иногда беспокоюсь о том, что повторяю недостаточно хорошо; иногда я терпелив и снисходителен к себе. Иногда я благодарю Кришну за восхитительный дар святого имени, а иногда молю Его о милости, чтобы Он помог мне воспевать искренне. (Иногда я соединяю благодарность и мольбу в одной мантре: “Благодарю Тебя и прошу: дай мне Свою милость!”)

Преданные отмечают, что нередко, чувствуя улучшение в воспе­вании, они начинают гордиться и думать, что теперь у них “всё в порядке”. Тогда они снова падают с “небес” в “долину” невниматель­ного воспевания. Наверное, нам следует всегда чувствовать себя смиренными и падшими. Когда мы чувствуем себя очень падшими, мы воспеваем действительно так, как это нравится Кришне. Может быть, нам даже не стоит пытаться отыскать свое место в графике роста преданности. Самое важное – продолжать попытки с верой и решимостью. Когда мы повторяем святое имя, мы максимально приближаемся к Кришне. И хотя мы не можем подражать Господу Чайтанье, мы можем стараться перенять Его настроение: “Когда же настанет день, когда при воспевании Твоего святого имени слезы польются из моих глаз? Когда же голос мой дрогнет, произнося Твое святое имя?”.

Итак, мы опять возвращаемся к выводу, что все препятствия на нашем пути могут быть устранены благодаря воспеванию и слушанию. Даже если мы не можем решить другие проблемы, наш долг – постараться преодолеть препятст­вие, вызванное пренебрежительным отношением к основной садхане – шраванам киртанам. И, приступив к этому, мы сразу почувствуем действенность этой практики.

Шри Кришна, Личность Бога, – Параматма (Свер­хдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного – очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, добродетельные сами по себе, если их правильно слушают и повторяют.

– Бхаг., 1.2.17

БОЛЕЗНИ

Некоторые преданные, особенно молодые, считают болезни особой темой, интересной лишь немногим. Не так уж много преданных перенесли продолжительные заболевания. Но в дей­ствительности, болезнь – одна из основных проблем материальной жизни, наравне с такими проблемами, как рождение, старость и смерть. Рано или поздно эти четыре вида страданий придут к каждому.

В 1977 году, в последние дни своей болезни Шрила Прабхупада сказал стоявшему поблизости санньяси: “Не думай, что с тобой этого не случится”. Если сейчас мы здоровы, то придет время, когда мы заболеем. Порой мы богаты, порой бедны; порой мы счастливы, а порой грустны; порой мы люди, а порой находимся в теле птицы или зверя. Точно так же придёт однажды и наш черед заболеть. Тому, кто смеется над больным, можно напомнить притчу о влажном и сухом навозе. Влажный навоз смеялся, глядя на то, как сухой навоз бросали в огонь. (В Индии, когда навоз высыхает, его используют в качестве топлива для очага). Влажный навоз не понимал, что, когда он высохнет, его постигнет та же участь.

Непродолжительные заболевания во многих случаях доставляют нам лишь незначитель­ные беспокойства, но болезнь может обернуться и тяжелым кризисом в духовной жизни, когда человек теряет желание заниматься преданным служением. Но даже самая тяжелая болезнь, если к ней относиться в духе сознания Кришны, может принести большое благо.

ПРАБХУПАДА О БОЛЕЗНЯХ

Что говорил Шрила Прабхупада о болезнях преданных? Он был заботлив и сострадателен. Свои письма он подписывал так: “Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии”. В ранних письмах Шрила Прабхупада часто рекомендовал лекарства домаш­него приготовления и предписывал преданным хорошо заботиться о своих телах – инструментах в служении Кришне.

“Поскольку ты болен гриппом, – писал он ученику в 1969 году, – я думаю, что тебе сейчас лучше не надрываться на тяжелой работе, а подождать, пока не поправишься” (Письмо от 16 января 1969 г.).

Шрила Прабхупада учил, что у преданных Кришны есть своя система гигиены, включающая в себя сбаланси­рованную диету, физические упражнения, отдых и оптимистический настрой.

С того самого времени, как в 1965 году Шрила Прабхупада впервые приехал в Америку, он сражался с собственными болезнями, вызванными старостью. И, исходя из своего опыта, он наставлял учеников.

Иногда нам приходится испытывать физические или умственные беспокойства, но мы должны всегда крепко держаться на духовном уровне. В связи с этим я могу сказать, что в настоящее время я физически нездоров; меня постоянно преследует гудящий звук в голове. Ночью я не могу заснуть, но тем не менее продолжаю работать, потому что хочу оставаться на ду­ховном уровне. Я надеюсь, что ты поймешь меня правильно и сделаешь все необходимое.

– Письмо от 10 июня 1976 г.

Прабхупада не оказывал предпочтения ни одной из медицин­ских школ и не поощрял безоговорочной веры в медицинские панацеи, но также он никогда не говорил, что следует избегать докторов. Он советовал преданным в случае болезни использовать общепринятые средства. Но главное – это, положившись на Кришну, воспевать Харе Кришна.

Однажды, во время лекции о двадцати шести качествах пред­анного, Шрила Прабхупада объяснил, что значит – “преданный дружелюбен”. Он сказал, что когда знакомый преданный заболева­ет, мы должны сочувственно отнестись к нему и заботиться о нём. Преданные в чем-то подобны солдатам в бою. К сожалению, случается, что, когда один из них выходит из строя, им начинают пренебрегать. Но по мере того, как ИСККОН будет становиться всё более зрелым, заботе о больных, а также пожилых членах Движения будет придаваться всё большее значение.

МОЯ ИСТОРИЯ

Я хотел бы немного поделиться своим опытом продолжитель­ной болезни. Сначала это было шоком – обнаружить, что я не в состоянии выполнять свои обычные обязанности. Сначала вы не хотите с этим мириться. Вы пытаетесь жить как обычно. Но законы материальной природы швыряют вас на пол, и вам приходится подчиниться.

Когда вы лежите на больничной койке, вас начинают одоле­вать сомнения: “Может быть, я не болен? Может, я симулянт?”Выслышали, что большинство болезней по своей природе психосоматические, и теперь вы гадаете: что же всё это значит? Может, я недостаточно искренен? И вы снова пытаетесь встать, пренебрегая болезнью. Но вас грубо валят с ног. Немного поборовшись таким образом, вы убеждаетесь в том, что, несмотря на вашу искренность в желании попра­виться, несмотря на то, что вы действительно хотите служить миссии духовного учителя, вы всё же не в состоянии сейчас это делать. И вам приходится смириться со своей болезнью и стараться не чувствовать себя при этом виноватым. Такова умственная проблема, сопутствующая физическому недомоганию.

Страх показаться симулянтом связан с социальным имиджем. Вы делаете героические попытки вести себя как здоровый, потому что вы боитесь: а что другие подумают или скажут о вас? Шрила Прабхупада говорил, что преданные должны быть сострадательны. Но не следует ждать, что все забудут о своих делах и будут заниматься лишь нашим лечением. Мы должны позаботиться о себе сами.

С помощью близких друзеймы приступаем к лечению, соблюдая предписанный нам режим. Но и отдыхая в постели, мы начинаем беспокоиться ещё оттого, что некоторые преданные ждут нас и наших действий и могут в нас разочароваться. Кто-то даже может подумать, что мы в майе. И если кто-то не очень вежливо спросит: “Что с тобой?” – мы должны это вытерпеть и вежливо ответить, что мы не в майе, а просто заботимся о своём здоровье. Это особое бремя для больного – жить в обществе людей, которые постоянно активны и не всегда могут должным образом понять и посочувствовать нам.

Больному также приходится смириться с тем, что он может потерять свою популярность. Заболевший распространитель книг уже не встречает аплодисменты каждый день за всё новые и новые рекорды. О вас начинают постепенно забывать. Вы уже не чувствуете удовлетворения, так как думаете, что перестали приносить пользу миссии Господа Чайтаньи. Конечно, всё не так просто, но тем не менее больной человек подчас страдает от разочарования, вызванного подобными вынужденными переменами в его жизни.

А потом приходит смиренное осознание того, что в вас не так-то уж и нуждаются. Вы могли быть ведущим проповедником, но Кришна послал вместо вас кого-то другого. Из-за того, что вы ушли со сцены, никакой катастрофы не происходит. С одной стороны, утешительно знать, что вашу работу выполняют другие, но это также заставляет вас стать смиреннее. Вы думали, что от вас зависят многие, но теперь новые люди вышли на первый план и заняли ваше место. И хотя вас навещают, приносят цветы, вы чувствуете, что по вам не очень скучают. Но погружаться в эти размышления бесполезно, ведь это не поможет выздороветь.

“Я НЕ МОГУ ПОВТОРЯТЬ СВОИ КРУГИ”

Итак, вы уже не способны работать так, как раньше. Смиритесь с этим. Но что делать, если болезнь не позволяет выполнять даже самое простое и основное служение – повторять шестнадцать кругов? Часто больному трудно воспевать из-за тошноты, болей, лекарств. Когда это тянется многие дни и недели, преданный начинает волноваться. Он не следует обету повторять шестнадцать кругов ежедневно. Когда же он сможет их наверстать? Однако бесполезно добавлять к болезни лишние беспокойства. Мы не должны думать, что Кришна будет держать на нас зло за то, что мы не можем хорошо воспевать во время болезни. Он поймет нас и простит.

Если мы не в состоянии повторять шестнадцать кругов в день, это не значит, что мы должны оставить все попытки. Необязательно вставать очень рано и бодро прочитывать шестнадцать кругов до мангала-арати; можно делать это как-то иначе. Может, нам следует попробовать воспевать очень тихо или даже в уме. Но воспевание – самое важное служение дня, и нам нужно продолжать свои попытки. Если мы не испытываем острой боли, то необходимо повторять хотя бы не­сколько кругов, даже если из этого и будет состоять вся наша дневная садхана. Если мы не можем посещать утренние программы в храме, можно проводить всю программу в постели с минимумом воспевания и слушания, соответственно нашим возможностям.

Но если наше состояние не позволяет нам даже хорошо повторять мантру, тогда нашей обязанностью становится по крайней мере поддерживать в себе хорошее сознание, насколько хватает сил. Будьте умиротво­рены, повторяйте сколько можете и думайте о Кришне. Когда я был болен, мои друзья начитали для меня книги Прабхупады на пленку, и я часами слушал эти записи. Это стало для меня очень важным служением – внимательно слушать и стараться не заснуть во время чтения. Вы научитесь принимать любое, даже самое малое служе­ние, на которое вы будете способны, и вы научитесь им дорожить.

Итак, вы уже не в гуще движения санкиртаны, вы выпали из него. А жизнь продолжается: марафон, фестивали, борьба демонов с преданными, – но вы в стороне. Иногда до вас доходят новости о произошедших событиях, но о многих из них вы даже не подозреваете. Вы живете в маленьком мирке, в котором вы можете повторить несколько кругов джапы, немного почитать, а еще можете спать и пытаться поправиться. Но это – ваше священное служение, и вы должны смиренно принять его. И постепенно – вы убедитесь в этом – к вам будет приходить ощущение чего-то доброго и приятного. Есть одно преимущество в вашем ослабленном положении – вы стали смиренными.

Во время своей болезни я написал этот коротенький стих:

Перечень важных дел

выпал из рук.

Я просто отдыхаю.

Но единственная мольба,

обращенная к Кришне,

лучше сотни шагов гордого марша.

МОЛИТЬСЯ ЛИ О ЗДОРОВЬЕ?

Еще один вопрос – следует ли молиться Кришне о здоровье? В последний год жизни Прабхупады желание молиться о его здоровье разделяли все преданные. Все мы хотели, чтобы он поправился. Он уже не путешествовал и не мог посвящать всё свое время работе над книгами. Мы слышали, что он может оставить этот мир, и нам очень хотелось попросить Кришну о том, чтобы Прабхупада выздо­ровел. Секретарь Прабхупады сказал ему тогда: “Господь Баларама так могущественен и для Него не составит труда сделать так, чтобы вы поправились”. Прабхупада согласился, что если Кришна захочет, то он поправится. Преданные писали Шриле Прабхупаде, спрашивая, могут ли они поменять свою юность и здоровье на старость Прабхупады. Видя такие сильные чувства, Прабхупада разрешил преданным молиться о его здоровье. Молитва, которую он дал, была такова: “Дорогой Господь Кришна, если Тебе будет угодно, излечи, пожалуйста, Шрилу Прабхупаду”. (Мы должны отметить эту фразу – “если Тебе будет угодно”.)

Следует ли нам вкладывать всю силу своей веры в просьбу о здоровье? Некоторые религиозные люди принимают за показатель своей сильной веры в Бога то, что Господь излечивает их телесные болезни, когда они просят Его об этом. Но преданные сознания Кришны не “целители верой”.

Преданный знает, что заболел вследствие кармы или, по крайней мере, остаточных явлений этой кармы. Он готов с радостью принимать всё, что бы ни послал ему Кришна, и во всём пытается увидеть план Кришны. Это хорошо выражено в стихе из “Бхагаватам” – тат те нукампам су самикша-мано...

Мой дорогой Господь, тот, кто постоянно надеется, что Ты прольешь на него Свою милость, кто, продолжая страдать от последствий своих прошлых злодеяний, в глубине сердца всё время с почтением склоняется перед Тобой, несо­мненно, достоин освобождения – оно стано­вится его законным правом.

– Бхаг., 10.14.8

Один из старших учеников Прабхупады, Гобхатта дас из Санто Доминго, рассказал мне о своем понимании закона кармы, которое пришло к нему после автомобильной катастрофы, оста­вившей его калекой на всю жизнь. После аварии Гобхатта попал в больничную палату, где лежали еще несколько человек с тяже­лыми увечьями. Психолог сказал Гобхатте, что для пациентов, подобных ему, основная проблема – мучительный вопрос: “Почему это произошло именно со мной?”. Но Гобхатта Прабху сказал, что такая мысль не приходила ему в голову даже на секунду. Он понимал, что страдание явилось следствием каких-то его прежних греховных поступков, и нет смысла ломать голову – почему. Хотя он испытывал такие же физические неудобства, что и другие больные, но он переносил их в духе тат те нукампам и избежал тягостной депрессии.

“ СЕРЕБРЯНЫЕ КАЕМКИ”·*

*

Я обнаружил несколько “серебряных каемок” в “облаках” моей болезни. Хотя я стал полуинвалидом с хроническими головными болями, мне повезло некоторое время жить в домике в лесах Гита-нагари. Моя основная “деятельность” заключалась в том, что днем и ночью я лежал в постели. Тем не менее у меня было достаточно сил, чтобы каждый день, хотя бы ненадолго, выходить прогуляться по лесной тропинке. И в течение весны и лета я постепенно позволил себе увлечься природой. Я стал замечать дикие цветы и растения, деревья и птиц. Сначала я отказывался полюбить природу, считая, что это майя. Разве может преданный любить природу? Но потом я услышал записи высказываний Прабхупады о природе. Он уверил меня, что преданный видит в природе Кришну. Но я продолжал сопротивляться и написал об этом в своем дневнике:

Сегодня рано утром, сидя в своей комнате, я слушал пение лесных птиц. Одну из них я узнал – это была малиновка. Как сказал Баладева, там был еще поползень. Их песни взбодрили меня, а когда я открыл занавески, я увидел двух уток, быстро плывущих вниз по течению полного дождевой воды ручья.

Мне нужно быть осторожным: я не должен становиться поклон­ником Вселенской формы (видя в цветах улыбку Кришны, в птицах – Его песню и т.д.). Помимо концепции Вишварупы существует высшая ду­ховная деятельность, данная Господом Чайтаньей, – это воспевание святого имени. Так что, в конечном итоге, попытки видеть Бога в природе – просто дополнение к этой духовной деятельности. Но всё же, даже сейчас, в этом самом теле, через эту самую дверь, я вижу маленькие частички Криш­ны, и этим нельзя пренебречь.

Я понял, как мне повезло, что я могу писать о природе и делиться этим с преданными. Я знал, что они слишком заняты, чтобы любоваться природой круглые сутки. Но я мог бы послужить им, делясь с ними тем, что вдохновляло меня самого.

Шли недели и месяцы; я стал всё больше понимать природу, ощущать гармонию с ней; я обретал уверенность. Природа пришла тем редким вдохновением, через которое Кришна позволил мне выразить себя во время болезни:

Сегодня дует сильный ветер, и целая флотилия желтых, засохших горчичных листьев плывет вниз по течению.

Я наблюдал, как пугливый кролик обгладывал листья дикой капусты. Утреннее небо было затянуто облаками, но сейчас сквозь них пробиваются солнечные лучи и озаряют всё дра­матическим светом – яркие блики на быстринах, тени деревьев. Ветки качаются, листья танцуют, ветер бушует.

В моём домике дюжи­на ваз, в каждой по розе; они стоят рядком перед Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой – все для Их удовольствия. Выйти на улицу на пять минут, чтобы собрать цветы, – одно из немногих удовольствий, которые разрешил мне доктор на этой неделе.

Во время болезни я обнаружил еще одну “серебряную каемку”: я был вынужден проводить своё время в одиночестве. До того, как здоровье моё ухудшилось, я был очень активен. Целыми днями я встречался с людьми, путешествуяпо всему миру. Моё внимание было поглощено многочисленными задачами, которые ставила передо мной жизнь в ИСККОН. Если я и думал об одиночестве, то считал это неким чувственным наслажде­нием. Слишком много нужно было сделать, чтобы помочь другим людям распространять сознание Кришны; у меня не было причин искать одиночества. Но когда я оказался вынужден из-за своей болезни остаться один, я постепенно начал ценить это своё новое положение. Конечно, здесь есть определенная опасность – предаться затворничеству, удалившись от мира. И я не говорю, что полностью избежал этого, но в то же время выпавшая мне возможность посмотреть вглубь себя и ощутить преимущества интроспективной жизни стала для меня большим благом.

Жить духовной жизнью – это не значит просто встречаться с людьми и давать им книги. У нас должно быть время, чтобы думать о Кришне. Кришна говорит, что лучший из йогов тот, кто “всегда погружен в Меня и постоянно думает обо Мне”. Кришна также говорит, что мы должны жить внутренней жизнью и не думать, что счастье приходит только от соприкосновения чувств с окружа­ющим миром. Становясь инвалидом, вы учитесь обращать свой взгляд внутрь себя.

В то время я начал писать дневник. Это стало для меня своеобразной проповедью или киртаной. Даже если у человека нет склонности писать, то он естественным образом начинает больше размышлять в одиночестве. И вы окидываете мысленным взором свою прошлую жизнь и видите, как вы были поверхностны, как вы ранили людей. Вы вспоминаете собственные ошибки, и вы всё чаще обращаетесь к Кришне. Вы делаете это потому, что ничего другого вам не остается. Если это происходит с вами, когда вы прикованы к постели, значит, вы нашли в своей болезни драгоценную “серебряную каемку”.

Здоровый человек не хочет становиться больным и бездеятель­ным. Нам есть чем заняться. Движение сознания Кришны остановилось бы, если бы все валялись на больничных койках. Тем не менее, болезни приходят к каждому из нас. И вместо того, чтобы чувствовать себя совершенным ничтожеством, испытывать беспокойства в уме или думать о себе, как о груде слизи или сгустке боли, вам следует найти себя в этой ситуации и найти свою “серебряную каемку”.

СОХРАНЯТЬ РАВНОВЕСИЕ

Во время болезни надо поддерживать определенное равнове­сие. Вы должны быть искренни, не следует притворяться лишь затем, чтобы стать объектом внимания. Но такая вещь, как ипохондрия, действи­тельно существует, и поэтому не помешает иногда задавать себе вопрос: “Не балую ли я себя?”. Ответ на это может быть таким: следовать как можно лучше предписанному режиму. Аллопати­ческое лечение с акцентом на лекарства в большинстве случаев не очень благоприятно для преданных. Но, так или иначе, мы должны следовать определенно­му режиму и делать это с верой в успех. В этом случае мы покажем Кришне, что действительно хотим поправиться. Мы не балуем себя, но соблюдаем строгую диету и пытаемся быть хорошими пациен­тами. Наш режим может включать физиотерапию и терпеливое ожидание выздоровления, и мы должны сделать это нашим служением. Подчиняясь режиму, мы избегаем падения в трясину беспомощной болезненности. Мы делаем всё, что в наших силах, оставаясь в жизнерадостном настроении, и стараемся понять, чего же хочет от нас Кришна. Если доктора или доброжела­тели советуют нам быть более активными, то не следует отдавать предпочтение кровати. Предпринимая все зависящие от нас попытки поправиться, мы докажем, что мы не ипохондрики. А если, пытаясь вести себя как здоровые, мы обнаружим, что всё ещё больны, то это тоже следует принять как милость Кришны.

ДЕПРЕССИЯ

Если мы болеем долго или очень тяжело, то важно держать себя в руках и не впадать в депрессию. Депрессия – это одна из уловок майи. Шрила Прабхупада объяснил, каким образом преданный до­лжен избегать депрессии:

Вместо того, чтобы с энтузиазмом устремляться за мате­риальными приобретениями, следует направить свой энтузиазм на выполнение миссии, с которой Кришна пришел на эту землю. Если же человек разочаровался и потерял энтузиазм в служении Верховному Господу, он не должен позволять этому разочарованию овладеть собой надолго. Преданный должен терпеливо следовать правилам и предписаниям преданного служения, и тогда настанет день, когда он обнаружит, неожиданно для себя самого, что достиг полного совершенства в предан­ном служении.

– Нарада-бхакти сутра, стих 5, комм.

Когда мы молоды и наслаждаем свои чувства: пьем и едим, берем от жизни всё, что она может дать, бегаем взад-вперед, – мы находимся в большей иллюзии, чем когда лежим больными в постели. Сталкиваясь с тем, что тело нездорово – “О, это тело – просто комок невежества!” – мы не хотим с этим мириться, нам хочется выздороветь как можно скорее. Но болезнь учит нас, что материальное тело – это ничто иное как “сеть дорог, ведущих к смерти”. Таким образом болезнь учит нас зависеть от Кришны.

Итак, мы видим: болезнь – это страдание. Но Господь Кришна говорит, что мы должны терпеть телесные страдания, которые подобны приходу и уходу зимы и лета. Мы должны быть стабиль­ными и продолжать выполнять свой долг – становиться сознающими Кришну. Мы не должны критиковать тех, кто находит в нас недостатки, и не должны впадать в апатию. Даже если наши обязанности сводятся к лежанию в постели, мы должны содержать ее в чистоте и в течение дня стараться сохранять атмосферу благости. Даже если мы не можем вылечиться, то можем хотя бы оставаться жизнерадостными, следуя нашей ограниченной программе. И если нашей основной обязанностью стало терпеть страдания, чуть-чуть воспевать каждый день, приняв за факт, что все мы – крошечные, незаметные преданные, то мы должны сделать всё возможное, чтобы выполнять эту обязанность как можно лучше. Таким образом можно преодолеть препятствие телесного недомогания.


Наши рекомендации