Основные физиологические корреляты эмоций и средства регистрации.
1. Мышечные изменения регистрируются с помощью тензодатчиков напряжения мышц (тремора) и записи электрической активности мышц – электромиограмма.
2. Для регистрации биотоков сердца используется ЭКГ. Выделяется частота и ритм сердечных сокращений. На высоте эмоционального возбуждения частота пульс достигает 150-180 ударов в минуту. Но наблюдается и урежение частоты пульса. Типична аритмия, нарушения обычного ритма.
3. Частота дыхания регистрируется с помощью пневмограммы. Она может возрастать с 20 до 40-60 движений в минуту. При этом уменьшается глубина дыхания. Но возможно и уменьшение частоты дыхание. Это варианты действия симпатической и парасимпатической Н.С.
4. Кровяное давление изменяется по типу гиперфункции и гипофункции. Выделяют максимальное – систолическое, минимальное – диастолическое и пульсовое – разница между ними.
5. Вазомоторные изменения регистрируются с помощью метода плетизмографии. Палец помещается в датчик плетизмографа. При эмоциональном возбуждении происходит сужение сосудов периферии.
6. Электрические явления в коже регистрируются с помощью кожно-гальванической реакции (КГР). Это изменение сопротивления кожи (его падение), т.е. ее электропроводимости под влиянием различных сенсорных раздражителей и эмоциональных воздействий.
КГР модально неспецифическая реакция. Она выступает индикатором любого возбуждения и напряжения в организме, возникшего под влиянием любых внешних раздражителей и воздействий. Неполный их перечень включает свет, звук, запах, смена температуры, электрический удар, тактильные раздражители, раздражение внутренних органов, мускульные сокращения. А также – глубокий вдох, чихание, смех, зевок, кашель, мыслительная деятельность, новизна восприятия (ориентировочная реакция) внимание, воображение, все эмоциональные состояния. Она подлинно психогальваническая реакция.
7. Регистрация биотоков мозга осуществляется с помощью метода электроэнцефалографии. Но однозначные изменения в ЭЭГ возникают в ответ на любую активность человека. Это неспецифический «комплекс активации», выражаемы в уменьшении и полной депрессия альфа-ритма. Но при эмоциональном возбуждении происходит увеличение высокочастотной и низкочастотной ритмики потенциалов коры головного мозга.
8. Эмоциональные сдвиги в биохимических показателях крови: повышение содержания адреналина, сахара, холестерина, аскорбиновой кислоты, лейкоцитов. Изменяются физико-химические свойства крови: ускоряется свертываемость крови, изменяется состав плазмы.
Диагностика аффекта.
Методика сопряженных моторных реакций (по А.Р.Лурия)
Аффект – это высокоинтенсивная, кратковременная эмоция, возникающая у субъекта в ответ на воздействие очень сильного личностно значимого раздражителя. Например, смертельная опасность, вызывает страх чрезвычайной силы.
Рассказывают, что приговоренные к расстрелу, когда на них наводили стволы оружия, могли вмиг поседеть, у них мог случиться разрыв сердца и др. Неожиданная смерть близкого человека вызывает сильнейшее состояние горя. Первичная терапия горя – задача психологов МЧС.
Специальная диагностика аффекта применяется в психиатрии и юридической практике. Аффективные состояния и реакции оставляют в памяти человека глубокий след. Они являются индикаторами значимых для человека событий и переживаний.
Необходимость диагностики аффекта возникает в следственной практике, когда подозреваемый скрывает свою причастность к преступлению.
Любое преступление включает два аффектогенных фактора: само событие преступления и ситуация его раскрывания. Это та предметная обстановка, в которой преступление происходило. Но здесь надо оговориться, что, например, для серийных убийц событие этого преступления может и не приводить к возникновению аффекта.
В психологии установлено, что эмоциональная память человека прочно удерживает следы от каждого пережитого аффекта. Особо прочными следами отличаются аффекты, вызванные преступлениями. (Федор Михайлович Достоевский).
Как оказывается, у некоторых субъектов недобрая память от преступлений фашизма слабее недоброй памяти от преступлений сталинского режима. Никто не мерил интенсивность тех и других следов в памяти поколений.
Аффективные следы в эмоциональной памяти достаточно легко оживляются по закону ассоциаций. Впервые ассоциативный метод для этих целей использовал З.Фрейд. Но Фрейд не был следователем, и его пациенты не стремились что-либо сознательно скрывать. Хотя, как знать. Но у пациентов срабатывали бессознательные механизмы психологической защиты, и психоаналитику эти барьеры нужно было устранить.
Преступник в отличие от пациента прежде всего стремится уйти от ответственности. Он сознательно запутывает следствие и отводит от себя подозрения.
Сильный аффект имеет одну очень существенную особенность. Он вызывает феномен эмоционального переключения. Все предметы, которые имеют какое-либо отношение к ситуации преступления, приобретают ярко выраженную аффективную модально-специфическую окраску. Это вещи преступника, орудия преступления, детали местности и т.п. Предъявление какого-любого из этих предметов вызывает у преступника вторичный аффект, возникающий по ассоциации. У человека, не причастного к преступлению, следов аффекта быть не может.
Отдельные детали, связанные с преступлением, известны только участникам преступления. Эти детали и используются для оживления эффекта, его активизации. Этот принцип положен в основу всех приемов отделения причастных к преступлению лиц, от тех, кто к нему не имеет отношения.
Первичный аффект усиливает ситуация привлечения к ответственности, допроса. На вопросы о совершенном преступлении скрывающий его виновный не может правильно ответить. Они для него являются опасными.
Само желание и стремление скрыть аффект и тщательное оберегание «опасных мест» как раз и «бередит» лишний источник аффекта и оживляет его следы.
(Ложь мужа, вернувшегося с курорта, и школьника, разбившего окно).
Диагностировать аффект объективными методами возможно в силу того, что управлять непроизвольными физиологическими коррелятами пережитых аффектов люди не могут. Индикаторам ложных ответов служат отношение периода вдоха и выдоха, повышение кровяного давления, изменение сопротивления кожи (КГР).
Яркими показателями аффективной реакции являются нарушения в неосознаваемых механизмах сознательных действий. К ним относятся двигательные автоматизмы и ассоциативные ответы на словесные стимулы.
Исследования К.Юнга, Э.Крепелина, М.Вертхаймера показали, что эмоции резко нарушают течение ассоциативных процессов. Происходит замедление реакции на слова. Ответные слова часто отклоняются от стандартных значений. Аффект дезорганизует моторную сферу, нарушается координация движений, их произвольная регуляция (руки не слушаются).
По этой проблеме в конце 20-ых годов исследования проводил молодой А.Р.Лурия. Он разработал методику диагностики следов аффекта, которая получила название «методика сопряженных моторных реакций».
Методика включает три действия.
1.Испытуемому предъявляются специально подобранные слова, на которые необходимо реагировать «свободными словесными ассоциациями». Слова были двух сортов: нейтральные и провоцирующие аффективную реакцию, т.е. напоминающие об аффектогенном событии.
2.Испытуемый должен одновременно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический датчик.
3.Региструруется тремор левой руки тоже с помощью пневматического датчика. Показатели аффективного комплекса:
1) характер ответных словесных реакций,
2) латентный период между словом-раздражителем и словом-ответом,
3) латентный период между нажимом правой и левой руки,
4) латентный период между нажимами рук и словесной реакцией,
5) интенсивность нажимов.