Вопрос 5.Понятие о темпераменте и его типах, теории темперамента.

Темперамент (темпераментум – соотношение, пропорция) –

соотношениеустойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. (В.С.Мерлин).

Темперамент образуют устойчивые динамические характеристики всех психических процессов. Динамические характеристики включают скорость и интенсивность психических процессов. Тестовый психометрический интеллект – это быстрый интеллект. Скорость ручных операций – входит в способности ткачих, хирургов и др. Темперамент зависит от свойств нервной системы, которые являются врожденными.

Теории темперамента. Гуморальная теория (гуморальный - связанный с жидкостью).

Гиппократ предложил: в основе темперамента лежит соотношение между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме: кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой). Их соотношение, своеобразное у каждого человека обозначалось термином «temperamentum».

По - гречески кразис. Нарушение пропорции акразия дает темперамент. Преобладание крови (лат. Sanguis) дает сангвинический темперамент: преобладание желчи (греч. Chole) – холерический (греч. Phlegma) – флегматический и черной желчи (греч. Melaina chole) – меланхолический.

Морфологическая теории.

Э. Кречмер, У. Шелдон. Темперамент определяется типом телосложения: астеник: высокий, худой; пикник: низкий, полный; атлетик: среднего сложения.

3. Физиологическая теория. Учение И.П. Павлова о типах ВНД (НС). Нервные процессы: возбуждение и торможение. Три основных свойства нервной системы: Сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность.

Позднее советский психолог В.Д Небылицин – ученик Теплова Б.М открыл свойство лабильности и динамичности.

Динамичность – скорость приобретения опыта (навыка, рефлекса).

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Тип ВНД по Павлову

Слабый Сильный

Неуравновеш. Уравновешен.

Подвижный Инертный

Модель Айзенка.

Айзенк выделяет 4 параметра темперамента экстраверсию, интроверсию, эмоциональную устойчивость и нейротизм.

Согласно К. Юнгу, экстраверсия – это особый регулирующий механизм психической деятельности, при котором наибольшей значимостью для человека обладают объективные (вне человека) предметы и события. Интроверсия – механизм, при котором наибольшей значимостью для субъекта обладает внутренние психические процессы и собственно его личность.

Экстраверсия– тяга к новым впечатлениям, к рискованным формам поведения, повышенной импульсивности, высокой двигательной и речевой активности, общительности, радостному настроению.

Интроверсия– направленность субъекта на себя, заторможенность движений и речи, замкнутость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание негативного настроения.

Нейротизм– эмоциональная неустойчивость, тревожность, низкое самоуважение, вегетативные расстройства. Это нормальное качество. Нельзя путать с неврозом – нервно психические расстройства, психогенные. Основа невроза: непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми сторонами действительности. Болезненные переживания, неудачи, неудовлетворенность, недостижимость жизненных целей, невосполнимые потери. Расстройства эмоциональной сферы: психическая и физическая дезорганизация деятельности проявляется в неврастения, истерии и неврозе навязчивых состояний. Возбуждаемость и истощаемость, неустойчивость и поминутная тревога, страх, нетерпеливость, расстройства сна, настроение к депрессии и смерти.

Для выявления типа темперамента Айзенк разработал в 1964 г. Личностный опросник.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) по Е.А. Климову. Система приемов и способов деятельности, выработанных человеком с целью приспособить своей темперамент к требованиям профессии. ИСД – способ компенсации «недостатков» темперамента и извлечения из них определенных достоинств. Позитивная терапия темперамента. Обращение существующего недостатка в достоинство.

----------------------------

Характер (от греч. – черта, признак, примета, особенность) индивидуальное сочетаниеустойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Эти особенности называются чертами характера и рассматриваются как его единицы, т.е. далее неразложимые части (Л.С. Выготскому). К чертам характера относят устойчивые особенности воли, эмоций, мотивации, внимания. Любознательность – мотивационная черта, упорство – волевая. Упрямство, любопытство, тревожность – эмоциональные черты. Рассеянность – это невнимательность.

Шмелев А.Г. насчитал в словаре русского языка более 2000 слов, обозначающих черты характера. Черты характера структурируются по отношению человека: к людям, труду, вещам/природе, себе. Так делит черты характера, например, Н.Д. Левитов.

Черта характера рассматривается как установка (готовность) или как диспозиция (предрасположенность) субъекта к типичному для него способу поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Черта как установка или диспозиция включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Первые два компонента внутренние психические и первичные. Третий компонент внешний поведенческий и вторичный.

Ситуация сначала воспринимается, оценивается, возникает эмоциональный отклик и, наконец, происходит поведенческий ответ. Не всегда адекватный, оправданный и т.п.

Вопрос 6 . Понятие о характере, структура характера и его акцентуации.

Характер обнаруживается в типичном для человека способе или стиле поведения для определенных классов ситуаций. Стилевая характеристика поведения входит в описание черты характера (или личности). Черта – это скрытая переменная, ненаблюдаемый психологический фактор, предмет психодиагностики. Особенности стиля поведения – наблюдаемые признаки, эмпирические данные, по которым определяется наличие и уровень выраженности диагностируемой черты.

Характер формируется на основе темперамента. Но типы темперамента – это скорее типы индивида. А типы характера – это типы личности. Но между тем надо иметь в виду, что личность включает не только собственно социальные свойства, но интегрирует в себе в снятом виде и свойства индивида, как психические, так и телесные.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Теория Ю.Б. Гиппенрейтер. Она утверждает, что норма – это отсутствие характера. Характер должен растворяться в личности в воспитанности в соответствии с правилами и эталонами общества.

Акцентуации характера.

К. Леонгард Е.А. Личко

3. Демонстративный 3. Истероидный

4. Сверхпунктуальный 4. Эпилептоидный

6. Интравертный 6. Шизоидный

7. Боязливый 7. Сенситивный

Характер и личность. Характер это стиль, способ достижения мотива, форма поведения. Инструментальная сторона личности, ее лицо.

Сущность личность раскрывается в ее содержательном мотивационно-смысловом аспекте, во внутренней мотивации. Добрый – внутри (личность), но на лицо ужасный (характер). Жить с таким человеком (как с характером) – наказание, а не жить - преступление (как с личностью). У Данте противоречие между личностью и характером выражено в словах «добрыми намерениями выстлана дорога в ад». Или у Канта, цель не оправдывает средства.

Личность – высшая духовно-нравственная инстанция в психике человека. Она включает высшие стратегические ценности человека. Характер выражает повседневную тактику поведения при решении стратегических задач. Например, в воспитании ребенка, руководстве фирмой.

Поэтому может быть хорошая личность и плохой характер. Честный, добрый в большом и вечном, но грубый, бестактный в малом, повседневном. В семье в частности.

Функция личности управлять характером, минимизировать его нежелательные проявления. Типичные недостатки характера – раздражительность, упрямство, обидчивость. Против разделения характера и личность выступал С.Л. Рубинштейн.

----------------------------------------------------

Способности- индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Успешность деятельности – это ее продуктивность, создание полезного результата. Другими словами, способности – это психические свойства, определяющие успешное и субъективно легкое овладение и выполнение той или иной деятельности.

Способности представляют собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных и речевых процессов субъекта. Творческие способности складываются из особенностей воображения и процессов антиципации.

Входящие в способности психические свойства создают готовность субъекта к овладению и выполнению определенной деятельностью.

Так, говорят о психологической готовности ребенка 6-7лет к обучению в школе. Готовность к обучению – это совокупность свойств психических процессов (познавательных, мотивации, воли, общения), возникших в доучебной деятельности ребенка, прежде всего игровой.

Способности – это готовность человека к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Способность – это возможность успешного осуществления деятельности. Сама успешно совершенная деятельность является по отношению к способностям действительностью. Хотя далеко не все совершённое совершенно. Но это другой вопрос. Главное, что человек сделал, совершил, и это совершилось, а может быть и свершилось.

По наличию готовности к деятельности судят о наличии у человека способности к данной деятельности. Тезис о том, что способности формируются в той деятельности, в которой проявляются неверен. В ней способности шлифуются доформировываются, доводятся до перфекта.

Виды выделяют: общие и специальные.

Основные музыкальные способности (Глава УIII. Психология музыкальных способностей. Теплов Б.М. Избранные труды. Том 1. М.: Педагогика, 1985.)

В музыкально-педагогической практике выделяются:

1.Музыкальный слух,

2.Чувство ритма,

3.Музыкальная память

Теплов возражает против такой структуры МС.

Теплов выделяет такие три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии.

2. Способность к слуховому представливанию – свободно пользоваться слуховыми представлениями.

3. Музыкально-ритмическое чувство – чувствовать и воспроизводить ритм.

Структура таланта. Высшая ступень развития способностей.

Выдающийся пианист Святослав Рихтер говорил, если я не поиграю день, то я начинаю замечать, что стал играть хуже, два дня – это замечают специалисты, три – все. Формирование способностей. Способность и труд.

Структура педспособностей (по Кузьминой): педнаблюдаетльность, педтакт, педвоображение, распределение внимания, организаторские, артистические способности, любовь к детям.

Теория общих способностей разработана В.Н.Дружининым. По Дружинину общие способности – это умственные способности: обучаемость, кретивность и интеллект.

Они выделяются в соответствии со структурой когнитивного процесса.

Этапы когнитивного процесса

Этапы когнитивного процесса Приобретение знаний Преобразование знаний и их сохранение Применение знаний
Когнитивные способности Обучаемость Креативность Интеллект

Каждому когнитивному этапу соответствует своя когнитивная способность.

1. Обучаемость – это способность приобретать новые знания. Включает прежде всего свойства восприятия, памяти, внимания, частично мышления и воображения.

2. Креативность – способность преобразовать старые знания, выдвигать новые идеи. Включает прежде всего свойства воображения и мышления.

3. Интеллект – способность применять усвоенные знания при решении задач и проблем, т.е. на практике. Интеллект включает свойства всех психических процессов, включая внимание. Но в первую очередь интеллект составляют свойства мышления.

Сохранение – процесс скорее физиологический и человек прямо им управлять не может.

Все эти три когнитивные способности проявляются в оперировании знаниями, выраженными в вербальной, числовой и изобразительной форме.

Мотивация и формы когнитивной активности.

Когнитивные способности Мотивация Формы активности
Обучаемость Познавательная мотивация Исследовательская активность (опробывание)
Креативность   Мотивация самоактуализации Творческая активность
Интеллект Мотивация достижения Адаптивное поведение

Модели когнитивных способностей.

Обучаемость Креативность Интеллект
Калмыкова – Менчин-ская Гилфорд - Торренс Р.Кеттелл,  
Давыдов В.В. Вишнякова Н.Ф. Д.Гилфорд
Л.С.Выготский- А.Я.Иванова   Г.Айзенк

Средства измерения – тесты интеллекта, креативности и обученности.

Б.Ф.Ломов выделял три функции психики: когнитивную, регуляторную и коммуникативную. Соответственно можно выделить три группы способностей: когнитивные, аффективные и коммуникативные. Аффективные способности обеспечивают успешность педагогической, управленческой и терапевтической деятельности.

Наши рекомендации