Принципы циклизации в творчестве Салтыкова и своеобразие сатиры.

Специфика худ.мышления. Был журналистом.Излюбленный жанр-очерк. Объединял рассказы и очерки в циклы. В его творчестве 3 вида циклов: цикл-сборник, где рассказы или очерки объеденены местом(«Губернские очерки»),собственно цикл, объеденены типом героев(«Помпадуры и помпадурши»). Роман-цикл( «История одного города, господа Головлевы»).Особенность изображения героя-изображение социальной психологии, он мастер в создании типов. Его интресует поведение человека на службе, в соц.кругах. 4.Интеллектуализм. Сильное логическое начало. Ставит интеллектуальный или мыслительный инцидент. Прогноз со знаком минус-жанр антиутопия.5. Смех сквозь презрения и негодования. Пафос отрицания. Луначарский: «Сатира как натянутая струна-надрывает нам сердце». Сатира предполагает особые формы-фантастика и гротеск.- принципы изображения, которые предполагает сочетание несочетаемого, соединения несоединяемого, смешение предметов и признаков.

В сатирическом цикле «Помпадуры и помпадурши» Салтыков исследует феномен власти, государственного управления. Его герои-высшие чиновники на местах, прототипами котрых стали российские губернаторы. Эту среду писатель сам прослуживший многие годы в российских губерниях на высоких должностях знал хорошо. В завершающей главе цикла «Единственный», имеющий выразительный подзаголовок «Утопия», Салтыков создает образ мудрого и справедливого начальника, убежденного, что «самая лучшая администрация заключается в отсутствие таковой». Помимо сатиры, нацеленной на развращение властью правителей и пассивность народа салтыков возвращается к своей излюбленной теме о несовершенстве земной власти.Помпадур, по Салтыкову,губернатор, помпадурша-его возлюбленная из круга губернского бомонда.Литературовел Покусаев отмечал, что русское звучание этого францзуского имени так походило на колоритное «самодур», так неожиданно по аналогии с ним создавалось соеденинение понятий помпезности и дурости…Салтыков угадал какие большие сатирические возможности таит в себе производное от «помпадурши».

Сказки Салтыкова-Щедрина.

1 группа – о самодержавии.«Богатырь», «Орел-меценат».

2 группа- об интеллигенции«Вяленая вобла»

3 группа-о народе«Коняга», «Деревенский пожар».

4 группа- «Христова ночь».

Для написания сказок автор использовал такие литературные приемы, как гротеск, гипербола, антитеза. Немаловажен был и эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, писатель был вынужден использовать самые разнообразные приемы.
. В “Диком помещике” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшийся без слуг. В этой сказке применена гипербола. Кажущийся сначала культурным человек, помещик, превращается в дикое животное, питающееся мухоморами. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” автором использованы и гипербола и гротеск. Читатель видит безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам привязывает себя на цепь, что лишний раз указывает на закабаленность русского мужика. Аллегорична сказка “Премудрый пескарь”. Мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. “Премудрый пескарь” постоянно сидит взаперти, пугаясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? — Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Так и обыватель в какой-то момент осознает, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.
М. Е. Салтыков-Щедрин постоянно стремится к совершенствованию своей иносказательной манеры, старается сделать произведения максимально доступными читателю. А потому часто прибегает к тем художественным приемам, которые характерны для народных сказок. У него можно встретить традиционные сказочные зачины, такие, как “Жил-был...”, характерные присказки, например “по щучьему веленью, по моему хотенью”. Характерна и стилистика образов. Хозяева жизни у М. Е. Салтыкова-Щедрина представлены в образах хищников: медведей, орлов, волков.
Можно ничего не добавлять — отношение автора к этим персонажам понятно. Однако в том, что касается выбора сравнений с животными, писатель опирается и на традицию русской басни. Скрытое социальное значение образа может быть подчеркнуто, усилено непосредственным намеком автора: говоря о том, как Топтыгин съедает чижика, писатель уточняет: “...все равно, как если б кто крохотного гимназистика до самоубийства довел”. Действующие в сказках животные нередко оказываются прочно вписаны в реальную российскую жизнь. К примеру, зайцы у М. Е. Салтыкова-Щедрина изучают статистические таблицы, изданные министерством внутренних дел. В самом тоне повествования сквозит глубочайшая авторская ирония, которая не щадит ни угнетателей, ни их жертв. Вспомним хотя бы мужика, который “самым нахальным образом уклонялся от работы”, но, когда потребовалось, сам свил для себя веревку.
М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека. Он видит его бесправие, но может лишь удивляться вековому терпению. Он сочувствует интеллигенции, но понимает, что она далека от истинных путей борьбы. Он высмеивает обывателя, с гневом говорит о чиновниках. Фантастика и реальность в его произведениях тесно связаны, но в целом цикл “Сказки” дает нам полную и точную картину современной писателю действительности. Но не простое описание считал своей задачей автор. Истинная его цель — найти путь к сердцам читателей, заставить их задуматься о том, что происходит вокруг и, быть может, найти в книге ответы на многие вопросы, которые ставила жизнь. И мне кажется, что для таких целей жанр сказки подходит лучше многих других.





Наши рекомендации