Предмет, задачи, методы юр психологии
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ЮР ПСИХОЛОГИИ
Юридическая психология – одна из отраслей психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы психологической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.
Таким образом, предметом изучения юридической психологии являются психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.
Юридическая психология ставит перед собой определенные задачи (общие и частные).
Общими задачами юридической психологии являются научный синтез юридических и психологических знаний.
К частным задачам можно отнести:
1. психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения.
2. разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;
3. исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следственной, прокурорской, адвокатской, судебной);
4. исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
5. разработку рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
Для решения задач психологии принимаются следующие методы:
1) Метод наблюдения – его ценность состоит в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица.
2) Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента - лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент). исследование, проведенное в искусственно созданных условиях (в лаборатории) в отличие от естественного эксперимента, предусматривает организацию достаточно необычной для испытуемых ситуации.
3) Метод беседы - это доверительное общение с исследуемым лицом посредством косвенных вопросов.
4) Биографический метод состоит в выявлении и обобщении биографических данных
5) Метод обобщения независимых характеристик - это получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников
6) Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования - применяются при массовых обследованиях. Главное достоинство этого метода — его полная анонимность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ
Психология в юридической деятельности играет очень большую роль. Потому как 75 % работы адвоката, следователя, прокурора или будь то просто юриста – это работа психолога. Это нужно для того, чтобы уметь правильно подойти к ситуации и правильно найти к определенному человеку подход.
Адвокат может использовать знания по психологии, не только общаясь с человеком, которого он защищает, но и в самом суде. В суде адвокат может просто читать человека на невербальном уровне и продумывая и предугадывая следующий шаг защитника второй стороны. В работе следователя психология играет, наверное, самую большую роль. Например, на допросе обвиняемого следователь должен не только найти правильный подход к обвиняемому, но и должен всячески воздействовать на него, заставлять нервничать, задавая быстро вопросы или же другими действиями, чтобы обвиняемый запутался, начал нервничать.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
См. вопрос 1
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие – отражение в сознании человека целостных предметов, явлений мира, при непосредственном воздействии на органы чувств
К основным свойствам восприятия относят:
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.
Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений.
Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.
Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Виды:
· осязательное;
· слуховое;
· зрительное.
· обонятельное и др.
по формам существования материи:
· восприятие времени
· движения
· пространства
ВНИМАНИЕ
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Свойства:
1. Концентрированность - показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.
2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом.
3. Устойчивость - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.
4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).
5. Переключение внимания- возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
6. Распределение - способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно.
Виды:
1. Непроизвольное внимание - это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Например, на громкий шум.
2. Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка).
3. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее из произвольного, но это направленная сосредоточенность сознания, без волевых усилий, в силу возникновения интереса к объекту
ПАМЯТЬ
Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.
Виды памяти:
а) образная память. Данный вид памяти основан на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, перемещения человека в пространстве.
б) эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании эмоций, переживаний и чувств.
в) вербально-логическая память - это вид памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме; понятиях, наполненных смысловым содержанием; обобщенных сведениях. Ее роль велика в профессиональной деятельности юриста.
2. По целям деятельности:
а) непроизвольную память - она чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.
б) произвольную память - она опосредована целью и задачей запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания.
3. По продолжительности:
а) Кратковременная память - недолгийпериодо сохранения следов воздействия раздражителя.
б) Долговременной памяти присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков.
в) Оперативная память - включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти.
Закономерности:
1.закон ассоциаций;
2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше;
3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше;
4. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное.
5. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.
6. распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное.
Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Большое значение имеет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о ее закономерностях, является профессионально важным качеством юриста.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление – сложный и плохо изученный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Виды:
а) наглядное, действенное мышление. Этот вид мышления чаще проявляется в практической деятельности людей.
б) наглядно-образное мышление. При таком виде мышления субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, в большей мере мыслит образами.
в) вербально-логическое мышление. Всегда связано с языком, речью, с понятиями, которые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим словом.
Стереотипами и неэффективными привычками мышления являются:
- полярное мышление – склонность к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий
- чрезмерное обобщение - проявляется в выводах на основании единичного факта
- избирательное восприятие - выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, факта, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными.
- безосновательные выводы - строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов.
- необоснованные ожидания - это не только то, что человек предполагает увидеть зрительно, но и то, что он предвкушает, ожидает, предполагает увидеть в будущем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДО 10 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ
Психологические особенности детей 2 - 3 лет:
- наглядно-действенное мышление;
- интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния (обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет)
- внимание, память непроизвольны.
Психологические особенности детей 4-5 лет:
- мышление носит наглядно-образный характер;
- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.(самый эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление".)
Психологические особенности детей 6-7 лет:
- ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
- ведущее значение приобретает развитие воображения. (интерес и тяга к красивому, эстетически ценному)
Психологические особенности детей 8-10 лет:
- школьная адаптация (ребенок уже достаточно адаптирован к школьным нагрузкам и тербованиям);
- развитие коммуникативных навыков
- более уверенное позиционирование в коллективе и со старшими.
НПА: 1. Семейный кодекс:
· право ребенка жить и воспитываться в семье
· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
· право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.
· право ребенка выражать свое мнение(органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.)
· право ребенка на имя, отчество и фамилию
· право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи
· право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
2. ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
· К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
3) ГК
- Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 10 - 14 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ
Психологические особенности детей 10-12 лет
- Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.
- Проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
Психологические особенности детей 13-14 лет
- Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
- Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.
- Способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности.
- Настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
НПА: ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":
· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Семейный кодекс – см. вопрос 12
ГК:
· Эмансипация
· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ГК.
· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСЕВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ЗАЦИТУ ИНТЕРЕСОВ
Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера. Акцентуация, характера,— находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены.
Виды акцентуации – СМ ЛЕКИЦИ
НПА:ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":
· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
ГК – СМ. предыдущие вопросы
УК – ст 20.
МЕТОДИКА ПОЛИГРАФНЫХ ОПРОСОВ: ВИДЫ ТЕСТОВ, ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
Очень важно, чтобы испытуемые не отвлекались во время тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий фактор способен вызвать физиологическую реакцию, которая будет замечена полиграфом и может оказать влияние на результат. Испытуемым запрещается двигаться и позволено отвечать на вопросы только «да» или «нет», поскольку движения и речь могут привести к нежелательным физиологическим реакциям.
Типичный тест контрольных вопросов состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым.
Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов.
Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет» (а не «да, но...» или «это зависит...»).
Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы.
· Нейтральные вопросы относятся к разряду общих и не должны вызывать возбуждения (например: «Вы живете в США?», «Ваше имя Джон?» и т. п.) Нейтральные вопросы играют роль наполнителей. Позволяют проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора.
· Значимые вопросы — это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у невиновных (поскольку они говорят правду).
· Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель — привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь.
Полиграфолог формулирует контрольный вопрос таким образом, чтобы, по его мнению, отрицательный ответ испытуемого был ложью.
После того как сформулированы вопросы и экзаменатор убедился, что испытуемый понимает их смысл и будет отвечать только «да» или «нет», начинается второй этап, так называемый стимулирующий тест. Цель стимулирующего теста — убедить испытуемого в точности техники и в том, что полиграф способен выявить любую ложь. Для проведения тестирования на полиграфе очень важно, чтобы испытуемый верил в непогрешимость теста. Убеждение в 100%-ной точности теста увеличит страх разоблачения у виновного подозреваемого при ответе на значимые вопросы и прибавит уверенности невиновным. Обратная ситуация может наблюдаться в том случае, если испытуемые не верят в точность полиграфа. Тогда виновные подозреваемые могут стать более уверенными, а невиновные — почувствовать больший страх.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ЮР ПСИХОЛОГИИ
Юридическая психология – одна из отраслей психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы психологической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.
Таким образом, предметом изучения юридической психологии являются психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.
Юридическая психология ставит перед собой определенные задачи (общие и частные).
Общими задачами юридической психологии являются научный синтез юридических и психологических знаний.
К частным задачам можно отнести:
1. психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения.
2. разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;
3. исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следственной, прокурорской, адвокатской, судебной);
4. исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
5. разработку рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.
Для решения задач психологии принимаются следующие методы:
1) Метод наблюдения – его ценность состоит в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица.
2) Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента - лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент). исследование, проведенное в искусственно созданных условиях (в лаборатории) в отличие от естественного эксперимента, предусматривает организацию достаточно необычной для испытуемых ситуации.
3) Метод беседы - это доверительное общение с исследуемым лицом посредством косвенных вопросов.
4) Биографический метод состоит в выявлении и обобщении биографических данных
5) Метод обобщения независимых характеристик - это получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников
6) Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования - применяются при массовых обследованиях. Главное достоинство этого метода — его полная анонимность.