Предмет, задачи, методы юр психологии

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ЮР ПСИХОЛОГИИ

Юридическая психология – одна из отраслей психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы психологической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Таким образом, предметом изучения юридической психологии являются психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.

Юридическая психология ставит перед собой определенные задачи (общие и частные).

Общими задачами юридической психологии являются научный синтез юридических и психологических знаний.

К частным задачам можно отнести:

1. психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения.

2. разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;

3. исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следственной, прокурорской, адвокатской, судебной);

4. исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

5. разработку рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Для решения задач психологии принимаются следующие методы:

1) Метод наблюдения – его ценность состоит в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица.

2) Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента - лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент). исследование, проведенное в искусственно созданных условиях (в лаборатории) в отличие от естественного эксперимента, предусматривает организацию достаточно необычной для испытуемых ситуации.

3) Метод беседы - это доверительное общение с исследуемым лицом посредством косвенных вопросов.

4) Биографический метод состоит в выявлении и обобщении биографических данных

5) Метод обобщения независимых характеристик - это получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников

6) Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования - применяются при массовых обследованиях. Главное достоинство этого метода — его полная анонимность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ. РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ

предмет, задачи, методы юр психологии - student2.ru

Психология в юридической деятельности играет очень большую роль. Потому как 75 % работы адвоката, следователя, прокурора или будь то просто юриста – это работа психолога. Это нужно для того, чтобы уметь правильно подойти к ситуации и правильно найти к определенному человеку подход.

Адвокат может использовать знания по психологии, не только общаясь с человеком, которого он защищает, но и в самом суде. В суде адвокат может просто читать человека на невербальном уровне и продумывая и предугадывая следующий шаг защитника второй стороны. В работе следователя психология играет, наверное, самую большую роль. Например, на допросе обвиняемого следователь должен не только найти правильный подход к обвиняемому, но и должен всячески воздействовать на него, заставлять нервничать, задавая быстро вопросы или же другими действиями, чтобы обвиняемый запутался, начал нервничать.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

См. вопрос 1

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – отражение в сознании человека целостных предметов, явлений мира, при непосредственном воздействии на органы чувств

К основным свойствам восприятия относят:

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Виды:

· осязательное;

· слуховое;

· зрительное.

· обонятельное и др.

по формам существования материи:

· восприятие времени

· движения

· пространства

ВНИМАНИЕ

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Свойства:

1. Концентрированность - показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом.

3. Устойчивость - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).

5. Переключение внимания- возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

6. Распределение - способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно.

Виды:

1. Непроизвольное внимание - это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Например, на громкий шум.

2. Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка).

3. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее из произвольного, но это направленная сосредоточенность сознания, без волевых усилий, в силу возникновения интереса к объекту

ПАМЯТЬ

Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.

Виды памяти:

а) образная память. Данный вид памяти основан на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, перемещения человека в пространстве.

б) эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании эмоций, переживаний и чувств.

в) вербально-логическая память - это вид памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме; понятиях, наполненных смысловым содержанием; обобщенных сведениях. Ее роль велика в профессиональной деятельности юриста.

2. По целям деятельности:

а) непроизвольную память - она чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.

б) произвольную память - она опосредована целью и задачей запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания.

3. По продолжительности:

а) Кратковременная память - недолгийпериодо сохранения следов воздействия раздражителя.

б) Долговременной памяти присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков.

в) Оперативная память - включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти.

Закономерности:

1.закон ассоциаций;

2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше;

3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше;

4. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное.

5. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

6. распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Большое значение имеет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о ее закономерностях, является профессионально важным качеством юриста.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – сложный и плохо изученный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Виды:

а) наглядное, действенное мышление. Этот вид мышления чаще проявляется в практической деятельности людей.

б) наглядно-образное мышление. При таком виде мышления субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, в большей мере мыслит образами.

в) вербально-логическое мышление. Всегда связано с языком, речью, с понятиями, которые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим словом.

Стереотипами и неэффективными привычками мышления являются:

- полярное мышление – склонность к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий

- чрезмерное обобщение - проявляется в выводах на основании единичного факта

- избирательное восприятие - выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, факта, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными.

- безосновательные выводы - строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов.

- необоснованные ожидания - это не только то, что человек предполагает увидеть зрительно, но и то, что он предвкушает, ожидает, предполагает увидеть в будущем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДО 10 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

Психологические особенности детей 2 - 3 лет:

- наглядно-действенное мышление;

- интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

- речь находится в стадии формирования;

- обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния (обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет)

- внимание, память непроизвольны.

Психологические особенности детей 4-5 лет:

- мышление носит наглядно-образный характер;

- дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.(самый эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление".)

Психологические особенности детей 6-7 лет:

- ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

- в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

- ведущее значение приобретает развитие воображения. (интерес и тяга к красивому, эстетически ценному)

Психологические особенности детей 8-10 лет:

- школьная адаптация (ребенок уже достаточно адаптирован к школьным нагрузкам и тербованиям);

- развитие коммуникативных навыков

- более уверенное позиционирование в коллективе и со старшими.

НПА: 1. Семейный кодекс:

· право ребенка жить и воспитываться в семье

· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

· право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

· право ребенка выражать свое мнение(органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.)

· право ребенка на имя, отчество и фамилию

· право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

· право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

2. ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

· К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

3) ГК

- Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 10 - 14 ЛЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ

Психологические особенности детей 10-12 лет

- Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе.

- Проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

Психологические особенности детей 13-14 лет

- Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.

- Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным.

- Способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности.

- Настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

НПА: ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Семейный кодекс – см. вопрос 12

ГК:

· Эмансипация

· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные ГК.

· Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НЕСЕВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НПА, РЕГУЛИРУЮЩИХ ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ЗАЦИТУ ИНТЕРЕСОВ

Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера. Акцентуация, характера,— находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены.

Виды акцентуации – СМ ЛЕКИЦИ

НПА:ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию":

· К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

ГК – СМ. предыдущие вопросы

УК – ст 20.

МЕТОДИКА ПОЛИГРАФНЫХ ОПРОСОВ: ВИДЫ ТЕСТОВ, ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ

Очень важно, чтобы испытуемые не отвлекались во время тестирования на полиграфе. Любой отвлекающий фактор способен вызвать физиологическую реакцию, которая будет замечена полиграфом и может оказать влияние на результат. Испытуемым запрещается двигаться и позволено отвечать на вопросы только «да» или «нет», поскольку движения и речь могут привести к нежелательным физиологическим реакциям.

Типичный тест контрольных вопросов состоит из четырех этапов. На первом этапе экзаменатор формулирует и обсуждает с испытуемым те вопросы, которые будут задаваться во время тестирования на полиграфе. Существует две причины предварительного обсуждения вопросов с испытуемым.

Во-первых, экспериментатор должен убедиться, что испытуемый понимает вопросы, так чтобы в дальнейшем, во время тестирования или после него, не происходило никаких обсуждений содержания вопросов.

Во-вторых, экспериментатор получает заверение, что испытуемый будет отвечать на вопросы только «да» и «нет» (а не «да, но...» или «это зависит...»).

Существует три типа вопросов, а именно: нейтральные, значимые и контрольные вопросы.

· Нейтральные вопросы относятся к разряду общих и не должны вызывать возбуждения (например: «Вы живете в США?», «Ваше имя Джон?» и т. п.) Нейтральные вопросы играют роль наполнителей. Позволяют проверить, насколько внимателен испытуемый к вопросам экзаменатора.

· Значимые вопросы — это специальные вопросы, касающиеся преступления. Например, в случае с кражей может быть задан следующий вопрос: «Вы брали эту фотокамеру?» Конечно, как виновные, так и невиновные испытуемые ответят на этот вопрос «нет», иначе бы они сознались в краже. Ожидается, что значимые вопросы вызывают более сильное возбуждение у виновных подозреваемых (поскольку они лгут), чем у невиновных (поскольку они говорят правду).

· Контрольные вопросы имеют отношение к поступкам, которые связаны с расследуемым преступлением, но непосредственно на него не указывают. Они всегда носят обобщенный характер, умышленно размыты и охватывают длительный период времени. Их цель — привести испытуемых в замешательство (как виновных, так и невиновных) и вызвать возбуждение. Эта задача облегчается тем, что, с одной стороны, не оставляет подозреваемому выбора, кроме как лгать при ответе на контрольные вопросы, и, с другой стороны, показывает ему, что полиграф выявит эту ложь.

Полиграфолог формулирует контрольный вопрос таким образом, чтобы, по его мнению, отрицательный ответ испытуемого был ложью.

После того как сформулированы вопросы и экзаменатор убедился, что испытуемый понимает их смысл и будет отвечать только «да» или «нет», начинается второй этап, так называемый стимулирующий тест. Цель стимулирующего теста — убедить испытуемого в точности техники и в том, что полиграф способен выявить любую ложь. Для проведения тестирования на полиграфе очень важно, чтобы испытуемый верил в непогрешимость теста. Убеждение в 100%-ной точности теста увеличит страх разоблачения у виновного подозреваемого при ответе на значимые вопросы и прибавит уверенности невиновным. Обратная ситуация может наблюдаться в том случае, если испытуемые не верят в точность полиграфа. Тогда виновные подозреваемые могут стать более уверенными, а невиновные — почувствовать больший страх.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ЮР ПСИХОЛОГИИ

Юридическая психология – одна из отраслей психологической науки, которая изучает факты, закономерности, механизмы психологической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Таким образом, предметом изучения юридической психологии являются психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере действия права.

Юридическая психология ставит перед собой определенные задачи (общие и частные).

Общими задачами юридической психологии являются научный синтез юридических и психологических знаний.

К частным задачам можно отнести:

1. психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения.

2. разработку социально-психологических основ профилактики преступлений;

3. исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следственной, прокурорской, адвокатской, судебной);

4. исследование психологических закономерностей деятельности исправительно-трудовых учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

5. разработку рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Для решения задач психологии принимаются следующие методы:

1) Метод наблюдения – его ценность состоит в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица.

2) Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента - лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент). исследование, проведенное в искусственно созданных условиях (в лаборатории) в отличие от естественного эксперимента, предусматривает организацию достаточно необычной для испытуемых ситуации.

3) Метод беседы - это доверительное общение с исследуемым лицом посредством косвенных вопросов.

4) Биографический метод состоит в выявлении и обобщении биографических данных

5) Метод обобщения независимых характеристик - это получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников

6) Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования - применяются при массовых обследованиях. Главное достоинство этого метода — его полная анонимность.

Наши рекомендации