Концепция Эриха Фромма («Типология социального характера»).

В этой работе Э.Фромм развивает общее представление о социальном характере, который рассматривается как совокупность черт, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы и возникшие в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Э.Фромм разработал её в 1947 году; она имеет по содержанию ярко выраженную морально-этическую направленность.

Э.Фромм даёт 2 типа характеристик, которые анализируются как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.

Плодотворность – это фундаментальная поведенческая установка на использование и реализацию своих сил, творческих способностей, которые и предполагают внутреннюю свободу человека, независимость, восприятие себя как творца собственной жизни и высокую ответственность за свои поступки и решения.

Неплодотворная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать благо от них за их счёт.

В рамках этой ориентации Э.Фромм выделял 4 типа характеристик:

1. Рецептивная, берущая ориентация.

Предполагается, что источник всех благ лежит во вне и единственный способ получить желаемое – это получить его из этого источника. Люди стремятся быть любимыми, а не любить. В интеллектуальной деятельности ориентированы на восприятие чужих идей, а не на генерацию собственных. Эти люди настойчиво в разных ситуациях ищут поддержку, помощь и возможность опереться на усилия окружающих. Когда они лишены поддержки, воспринимают это как трагедию и неблагодарность со стороны окружающих. При благоприятном варианте воспитания у них могут формироваться скромность, обаятельность, почтительность и вежливость.

2. Эксплуататорская ориентация.

Люди готовы не просто получать, но и отнимать какие-либо блага силой и хитростью. Они используют и эксплуатируют всё и всякого. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек для них – объект эксплуатации и оценивается со стороны полезности. Их отличают подозрительность, цинизм, зависть, ревность. При благоприятном нравственном развитии обнаруживается активность, инициативность, уверенность в себе и требовательность к себе.

3. Стяжательная, сберегающая ориентация.

Базируется на основе бережливости и скупости. Стараются как можно больше приносить себе и как можно меньше отдавать другим. Скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства, мысли. Педантичная аккуратность. При благоприятном варианте – практичность, осторожность, терпеливость, стойкость и устойчивость к стрессу.

4. Рыночная, обменивающая ориентация.

Восприятие себя как товара. Успех человека зависит от того, насколько хорошо он умеет подать, продать себя, какова его «упаковка». У сильных личностей с высоким нравственным потенциалом формируется цель – устремлённость, энергичность, динамичность, контактность, раскованность, остроумие.

Плодотворная ориентация характеристик не рассматривалась Э.Фроммом с точки зрения отдельных типов, но он указывал, что они ориентированы на следующую фундаментальную установку: создавать, творить, заботиться, брать на себя ответственность, опираться на себя. Э.Фромм считал, что плодотворное начало составляет основу подлинной любви и проявляется в таких характеристиках, как забота, уважение, понимание, ответственность. Данная ориентация проявляется и в плодотворном мышлении, т.е. в стремлении проникать в суть вещей, при этом есть активный интерес и целостное, масштабное видение.

65. История учений о способностях в различных направлениях психологической науки.

Термин «способности» трактуется неоднозначно. Если суммировать все подходы к пониманию способностей, то их можно свести к трём группам.

1. Способности – это совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее старое и широкое трактование.

2. Способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУН), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности – это нечто, что не сводится к ЗУН, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование.

Философская основа понимания способностей была заложена Аристотелем. В своём трактате «О душе» он писал о способностях как о потенциальных возможностях психики.

Одна из наиболее распространённых точек зрения в понимании способностей – их биологическая обусловленность и их зависимость от наследственных характеристик:

1. Проявление способностей на ранних этапах детства. Когда воздействие обучения и воспитания ещё не может быть определяющим.

2. Способности связаны с массой мозга человека.

3. Наследование способностей связано с френологией Галля.

4. Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографию известных людей, заключил, что совершенствование человеческой природы и развитых людей. Представители элиты превосходят представителей социальных низов; женщины менее способны, чем мужчины.

5. Исследования династий и поколений людей, у которых проявлялись яркие способности.

Вторая точка зрения: особенности способностей целиком определяются посредством воспитания и обучения. Ещё в XVIII века Гюльвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники этого направления ссылаются на случай, когда дети самых отсталых племён, получив образование, проявляли гениальность. Конечным выводом этой теории можно считать то. Что у человека можно сформировать любые способности. Это определяется той интеллектуальной программой деятельности, которая формируется у человека в детстве.

Третья точка зрения: способности человека по своей природе биосоциальны. В отечественной психологии наиболее значимый вклад в проблему внёс Б.М.Теплов.

Наши рекомендации