Характер связан с темпераментом.

Физиологической основой характера является динамический стереотип – это система условных рефлексов, которая образуется в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Второй основой характера является тип нервной системы.

4 основных теории взаимосвязи характера и темперамента:

a. Характер и темперамент – это одно и тоже (Кречмер).

b. Характер и темперамент противопоставляются друг другу.

c. Темперамент – это ядро характера (С.Л.Рубинштейн).

d. Темперамент – это природная основа характера (Л.С.Выготский).

Современная психология признаёт именно четвёртый взгляд, однако, с учётом того, что темперамент не предопределяет характер, то есть у людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть очень разные характеры.

Темперамент влияет на характер с точки зрения возможностей или противодействия формирования тех или иных черт -> меланхолик сложно проявляет смелость, решительность, общительность. Холерик – сдержанность, терпимость, уравновешенность.

Некоторые свойства темперамента могут в определённой степени входить в противоречие с характером.

61. Выделение компонентов темперамента в различных подходах (В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, В.М.Русалов, Г.Айзенк, Д.Кейрси и др.).

Теплов и Небылицын.

1. Создали новое направление – дифференциальная нейрофизиология.

2. Установили свойства нервной системы:

· Лабильность – скорость возникновения и протекания возбудимого/тормозного процесса. Она не связана непосредственно с подвижностью. Поэтому выделяют 2 варианта: 1) собственно подвижность; 2) лабильность по возрастанию и по торможению.

· Динамичность – скорость и лёгкость в выработке условного рефлекса. Динамичность по возбуждению и по торможению.

· Концентрированность – показатель меры дифференцировки раздражения.

3. Выделили 2 группы свойств:

Ø Первичные – сила, лабильность, динамичность, подвижность; как по возбуждению, так и по торможению -> 8 свойств.

Ø Вторичные – уравновешенность. Они проявляются на фоне всех первичных свойств.

Темперамент обладает своими особенностями и компонентами.

Компоненты темперамента в школе Теплова-Небылицына:

1. Общая активность.

Характеризуется степенью энергичности человека, при этом имеется ввиду не содержание активности, а её динамические особенности. Различия между людьми велики: от вялости/инертности до проявления бурной энергии.

Эти различия проявляются:

· В выраженности самой потребности

· В тяге быть деятельным, т.е. в стремлении к продолжению деятельности; силе напора и т.д.

· В разнообразии производимых действий

· В склонности к варьированию

· В скоростных характеристиках реакций и движений

Установлено, что динамическое проявление активности обусловлено свойствами нервной системы. Интенсивность и устойчивость активности определяется силой нервной системы. Скоростные характеристики зависят от подвижности. Слабость типа нервной системы порождает повышенную чувствительность, реактивность, т.е. способность реагировать на самые незначительные раздражители. На основе реактивности мощное развитие получают изобретательные формы активности. Черты общей активности проявляются в речедвигательных особенностях человека, в его почерке.

2. Двигательная, моторная активность.

Включена в общую активность. Это энергичность, резкость и динамичность движений.

3. Эмоциональность.

Различия проявляются:

Ø в степени впечатлительности (эмоциональные реакции по любому незначительному поводу)

Ø в импульсивности (быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступка без предварительного обдумывания)

Ø в эмоциональной лабильности (скорость, с которой происходит смена одного переживания другим)

В.С.Мерлиндаёт другую классификацию и другие обозначения компонентам темперамента.

Темперамент – особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Эта структура включает следующие уровни:

· биохимический

· соматический

· нейродинамический

· психодинамический (это уровень темперамента)

· уровень свойств личности

· уровень социальной роли

Темперамент не может изучаться только как генотипическое явление. Темперамент – средство, которым можно управлять и которым можно до определённой степени компенсировать. В целом это соответствует психологическим типологиям.

В структуре темперамента есть следующие психологические свойства:

1) Сензитивность (чувствительность) – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

2) Экстраверсия – зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации.

3) Интроверсия – направленность человека на себя.

4) Реактивность – реакция на стимул.

5) Эмоциональная устойчивость – как средство контроля эмоций.

6) Эмоциональная возбудимость – как интенсивность эмоциональных переживаний.

7) Активность – целенаправленная деятельность; насколько человек активен в преодолении препятствия на пути в той или иной деятельности.

8) Темп реакций – скорость протекания психических процессов.

9) Ригидность – способность человека менять программу поведения.

10) Пластичность.

Все эти свойства темперамента/нервной системы/личности связаны многозначно (таблица Мерлина).

Теории интегрирующего типа (по Русалову).

Гипотеза об особом статусе темперамента в структуре индивидуальности. Это специальная теория индивидуальности.

Содержательные характеристики попадают под действие социально-обусловленных законов в процессе развития.

Биологические характеристики подчинены эволюционно-генетическим законам.

Темперамент человека реализуется в двух аспектах:

a. предметный (объектно-ориентированный)

b. социальный (субъектно-ориентированный; коммуникативный).

Русалов выделяет 4 блока темперамента:

1) Энергичность

2) Темп – это скоростные особенности мышления, речедвигательного аппарата во время общения. Зависит от свойств нервной системы.

3) Пластичность – легкость/трудность переключения в работе и общении.

4) Эмоциональность – эмоциональная чувствительность к расхождению между ожидаемым результатом и тем, что получился в плане деятельности, а также чувствительность человека к коммуникативной сфере и оценке окружающих людей в плане социальном.

Каждый блок оценивается с двух сторон – предметной и социальной. Предметная стороны связана с выполнением конкретной предметной деятельности. Социальная сторона – с социальными взаимодействиями, опосредующими деятельность.

Павлов: - сила - уравновешенность - подвижность вопрос 18 Теплов и Небылицин: - общая активность - моторная активность - эмоциональность вопрос 19 Мерлин: - Сензитивность (чувствительность) - Экстраверсия - Интроверсия - Реактивность - Эмоциональная устойчивость - Эмоциональная возбудимость - Активность - Темп реакций - Ригидность - Пластичность. вопрос 19 Русалов: - энергичность - темп - пластичность - эмоциональность вопрос 23

62. Основные подходы к пониманию природы характера.

Первые попытки составить представления о характере были сделаны Платоном. Именно он ввёл понятие «характер» - с греческого «чеканка», «отпечаток». Платон считал, что характер определяется врождёнными добродетелями, на основе чего была создана классификация характера.

Платон и Аристотель предлагали определять суть характера человека по его физиономии -> физиогномика. Суть заключается в отыскивании сходных черт человека и животного, а затем в отождествлении характера человека с поведением этого животного. Средневековый мыслитель Эбрей провёл такую же аналогию.

Первым трактатом, посвящённым характеру, был «Характеры» Теофраста. Он содержал описание 31-го типа характера, которые определялись по доминированию в характере той или иной черты. У Теофраста характер выступает как отпечаток определённых нравственных пороков среды. Многие годы этот труд считался образцом типологий характера.

И.Кант первым выявил взаимосвязь между волей, темпераментом и характером, его социальную природу. Он утверждал, что характер не является врождённым, т.е. человек приобретает его и развивает в себе сам.

В XVII веке Лабрюйер опубликовал работу «Характеры и нравы нашего времени», где он привёл 1120 зарисовок характеров. Эти характеры расположены в определённом порядке, по группам. Лабрюйер указывал, что в характере проявляются первопричины пороков и слабости человека. Познав их, мы можем предсказывать своё поведение.

В XVIII веке известность получила физиогномика Лафатера, который рассматривал характер как порождение судьбы и воплощение рока. Он связывал характер с социальным происхождением и был убеждён в возможности определения типа характера по строению и выражению лица (развитие учений Платона и Аристотеля). Лафатер считал, что человеческая голова – это зеркало души, а изучение её строения, конфигурации черепа, мимики – это основной путь познания характера. Он составил ряд наблюдений за лицами известных людей (также рассматривал скульптуры).

В XIX веке идея морфоневрологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря френологии (от греческого «френ» - ум) Галля. На основе анатомических исследований Галль пришёл к выводу, что все свойства характера имеют строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Он считал, что степень развития качеств, т.е. черт характера, находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей головного мозга -> по тем выпуклостям или «шишкам» головы можно определить душевные качества человека. Галль составил специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждому из которых соответствовало определённое качество (упрямство, осторожность и т.д.).

ВсерединаXIX века возрастает количество работ по характеру в контексте его научного изучения. Формируются следующие школы: 1) французская (Рибо, Бине, Полланд); 2) английская (Милль, Гальтон); 3) немецкая (Штерн, Кречмер); 4) русская (Лазурский, Лесгафт).

Во французской школе развивалось представление, что природа характера коренится в изначальных душевных стремлениях, но эти стремления комбинируются по законам ассоциаций (Полланд).

Бине выстраивает свой подход: он рассматривает характер как взаимодействие эмоциональных, волевых и интеллектуальных свойств. Позже это представление получило подтверждение.

Рибо в основание определённых типов характера положил 2 психические функции: чувства и волю. Интеллект рассматривается как дополнительный фактор. В теории существенны 2 качества: единство и устойчивость. Все типы характера он делит на чувствительные и волевые.

Чувствительные – кроткие, созерцательные, эмоциональные.

Волевые – посредственно активные и великие активные.

К смешанным типам характера Рибо относит апатично-активных людей.

Также выделяются неустойчивые характеры – в них нет ничего врождённого, они пластичны, поддаются влиянию и являются продуктом среды.

В психоанализе разработана динамическая теория. З.Фрейд полагал, что в основе характера лежат глубинные источники психической энергии. Характер – это особая форма этой энергии. Динамический потенциал характерологических черт объяснялся сублимацией различных форм либидо. Фундаментальная сущность характера строится не на единичных свойствах, а является целостной структурой. Черты характера – это синдром, являющийся выражением этой структуры. В зависимости от фиксации личности на той или иной стадии психосексуального развития выделялись следующие типы характера:

1. Оральный тип – зависимый от других при сохранении самоуважения (например, ребёнок направлен на взрослых).

2. Анальный тип – скупость, упрямство, аккуратность (направленность ребёнка на предмет).

3. Фаллический тип – люди ведут себя в беспечной, решительной, самоуверенной манере, но при этом очень чувствительны. Человек живёт в ожидании каких-либо нападок на себя со стороны других и поэтому наступает первым.

4. Генитальный тип – способность к сублимации сексуальной энергии.

Ученик З.ФрейдаА.Адлер считал, что в образовании характера важную роль играет стремление компенсировать комплекс неполноценности личности. Этот комплекс есть недостаток, имеющийся у человека от рождения и порождающий различные ограничения. Есть 4 вида компенсации:

Неполная

Полная

Сверхкомпенсация

Мнимая (уход в болезнь)

При развитом чувстве общности неполная компенсация не даёт ущербности, а сверхкомпенсация формирует тип человека, который готов приносить пользу людям, и его стремление к превосходству не превращается в агрессию.

При неразвитом чувстве общности неполная компенсация даёт тревожный,

неуверенный в себе, завистливый, конформный и напряжённый тип. Сверхкомпенсация порождает невротичный комплекс власти, доминирования и господства. Это, как правило, подозрительные, жёсткие, мстительные тираны и агрессоры.

В последних психоаналитических теориях ставится акцент на вариантах взаимоотношений личности с обществом. Карен Хорни сделала акцент на образ Я: Я-реальное и Я-идеальное, их взаимоотношения порождают те или иные типы личности и характера. Таких типов 3:

1) Уступчивый – направленность к людям.

Признаётся собственная беспомощность. Несмотря на переживаемые страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других людей. Характерна потребность в одобрении, привязанности и престиже.

2) Агрессивный – направленность против людей.

Такой тип считает, что люди к нему жестоки, поэтому в поведении наблюдается стремление к борьбе, к власти и доминированию.

3) Обособленный – направленность от людей.

Предполагается, что человек не хочет ни принадлежать обществу, ни бороться с ним, а хочет изоляции, независимости и самостоятельности. Стремление быть совершенным и неуязвимым, однако, в душе – неуверенный и напряжённый.

К.Юнгисходил в определении характера из понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Экстраверты импульсивны, инициативны, общительны и гибки в поведении. Интроверты необщительны, замкнуты, склонны к анализу, отличаются затруднённой адаптацией.

Э.Фроммв основу характера положил специфические типы отношений человека с миром. Эти отношения определяют суть характера и выражают форму, способ проявления психической энергии. Характер – это прижизненное образование личности, свидетельствующее об искусстве человека жить и об уровне его этического развития. Характер формируется на основе природных генотипических свойств под влиянием личных переживаний. Характер может меняться, т.к. у человека возникают новые переживания. Структура характера является и устойчивым, и динамичным свойством личности и выражает актуальные потребности и доминирующие мотивы человека. В силу этого характер выполняет и реализует адаптивные функции личности и выступает как мощный психологический инструмент её саморазвития. Характер также выполняет функцию отбора ценностей, проявляющаяся в стратегиях мышления и направленности переживания. Характер определяет то, как человек чувствует, мыслит и действует.

Э.Фромм разработал теорию социальных и эмоциональных характеров.

А.Ф.Лазурский:

1. Характер – один из аспектов личности; это устойчивые поведенческие формы и способы, которые выражают саму личность.

2. Первооснову/ядро характера представляют врождённые нравственно-духовные побуждения, составляющие его стержень, вокруг которого структурированы волевые, эмоциональные и интеллектуальные свойства.

3. В процессе усвоения социального опыта происходит формирование устойчивых, привычных форм поведения.

Характер рассматривается, как сложное этико-психологическое образование, в структуру которого входят устойчивые поведенческие формы, врождённые нравственно-духовные склонности и природные психические свойства.

Лесгафт:

Характер – это проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и установленных разумом.

Он выделял 3 уровня сознательной деятельности:

Отражённо-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений.

Подражательно-рассудочные действия с внешне усвоенными нравственными основаниями.

Разумно-самостоятельные проявления с внешне усвоенными нравственными основаниями.

6 типов характера соответственно: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягкозабитый, злостнозабитыйи угнетённый.

Также проблемой характера занимались: Левитов, Ковалёв, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Братусь и другие.

Братусь рассматривал типологию характера на основе морали и нравственности, как точки отсчёта; он выводит 3 типа:

1. Этнопсихологический тип личности в русской культуре.

2. Социально-психологический тип в советской культуре.

3. Психосоциальный тип перестроечного времени дня сегодняшнего.

Л.С.Выготский:

Характер – это и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизировавшееся типичное поведение личности в борьбе за социальную позицию.

1. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определённых жизненных условиях и обстоятельствах.

2. Психологическая суть характера проявляется в следующем

· Б.Г.Ананьев подчёркивал, что центральная проблема характера – это не индивидуально-своеобразная форма его проявления, а единство этой формы с жизненным и историческим содержанием.

· С.Л.Рубинштейн:

1) Бесхарактерный человек – это человек, лишённый внутренней определённости. Таким образом, характер обуславливает определённость человека как субъекта деятельности. Определённость – это всегда определённость по отношению к чему-либо, что человеку небезразлично. Для характера становится важным то, к чему человек небезразличен.

2) Вторая характеристика – это его значительность. Значительность – это вопрос взаимоотношений между общественным и личностно-значимым для человека. Значительность – это определённость в больших общественно-значимых делах.

3) Каждая черта характера представляет собой определённое отношение к действительности. Не всякое отношение становится чертой характера. Ей становятся только существенные отношения. Отношение – это реальная связь человека с миром. Таким образом, характер – это устойчивая система отношений.

63. Общее и различия в понимании акцентуаций характера К. Леонгардом и А.Е. Личко.

Акцентуация характера, по А.Е. Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт нормального характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Само по себе наличие акцентуации характера не является недостатком. Как считает Леонгард акцентуированные личности не являются патологией, это крайняя степень нормы, за которой начинается психопатия – необратимая патология характера, ведущая к нарушению адаптации и взаимодействия человека с окружающей средой.

Акцентуации характера наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, в период становления характера. Позже, они могут превращаться в "скрытые акцентуации". Последние обнаруживают себя в неблагоприятных обстоятельствах – при переживании травмирующих событий, в критических и стрессовых ситуациях и всегда, когда затрагиваются "слабые стороны" человека с тем или иным типом акцентуации. В особо тяжелых обстоятельствах они могут привести к нарушению нормального поведения личности и дезадаптации: сначала слабая акцентуация превращается в сильную, а потом, если воздействие неблагоприятных факторов сохраняется, она может перерасти в соответствующую форму психопатологии.

С понятием акцентуации характера соседствует понятие психопатии. Однако, психопатия, в отличие от акцентуации, представляет собой уже не вариацию нормального развития характера, а патологическое образование.Психопатия — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:

* Выраженность патологических особенностей характера

* Тотальность психопатических особенностей человека

* Стабильность психических особенностей человека

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации.

Наиболее известной классификацией психопатий является классификация П.Б.Ганнушкина.

Есть две наиболее подробные и вместе с тем понятные классификации типов характеров, которые свойственны людям. Одна из них принадлежит психиатру А.Е.Личко, другая - К.Леонгарду. В чем-то они очень сходны. Только иногда по-разному называется тот или иной характер. Личко в своей типологизации говорил об акцентуации (заострении черт характера) у подростков, Леонгард - у взрослых. Что касается подростков, важно заметить, что большинство свойств характеров, присущих им, сохраняется на всю жизнь. И еще - очень важно учитывать и помнить, что любая личность представляет собой не один единственнный тип, а сочетание наиболее сильных - стержневых и менее проявляющихся или проявляющихся только по обстоятельствам свойств характеров. Хотя ведущая линия - определяется каким-то одним.

Близкой к классификациям А. Е. Личко является типология характеров, предложенная К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, повышенной раздражительностью, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – с дистимной.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям. В конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной. Особенно чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты которых они понимают «с полуслова». Привлекательные черты: доброта, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностью к интригам. Обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до серьезных конфликтов. Они альтруисты, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительностью. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это – упрямство, упорное отстаивание своих идей. На все они имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать несмотря ни на что.

Метод исследования - Тест Леонгарда – Шмишека предназначен для выявления типов акцентуаций характера. Акцентуацией называется чрезмерность проявления некоторых черт характера или их сочетаний. Стандартизированный тест Ленгарда включает 88 вопросов и позволяет выявить степень выраженности и направленность акцентуации. Тест Леонгарда может использоваться в экспресс диагностике и в комплексе с другими методиками в глубинном личностном исследовании. Тест Леонгарда, так же, может применяться для экспертной диагностики характерологических особенностей личности.

64. Исследования социальных характеров в зарубежной психологии.

Наши рекомендации