Ii. организационно-методический раздел

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данный курс призван сформировать историко - и философско-политические знания, умение владеть общей исторической, правовой и политической культурой в их взаимодействиях. Преподавание истории политической мысли Древнего мира ведется методом комплексного и проблемного исследования истории политических идей. При составлении программы упор сделан на изучение студентами первоисточников. Освоение проблематики курса предполагает изучение достижений и наработок отечественной и зарубежной политической философии. Учащийся должен уметь критически анализировать концептуальный аппарат политических идей и теорий, уверенно разбираться в основных теоретико-методологических проблемах политической науки, обладать необходимым объёмом знаний в области политической истории России и зарубежных стран.

В содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «Политическая история России и зарубежных стран» и «Современная российская политика», а также частично пересекается с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Философия», «Правоведение», «Экономика» и «Политэкономия».

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-6);

пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

б) профессиональных (ПК):

- владением методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3);

- способностью и умением использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики) (ПК-4);

- истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6);

- сравнительной политологии (освоение основных теоретико- методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов) (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные этапы и школы в развитии истории политической мысли Древнего Востока, Запада и России;
  • мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, нашедшее отражение в классических трудах политических ученых и философов;
  • значимость изучения истории политической мысли для профессионального становления политолога.

Уметь:

  • использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики);
  • использовать полученные знания и навыки по истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями);
  • использовать полученные знания и навыки по сравнительной политологии (освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов);
  • уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, необходимость высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в основных проблемах и тенденциях истории мировой политической мысли.
  • связывать проблематику классических научных текстов с актуальной политической теорией и практикой.


Владеть:

  • методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание;
  • культурой мышления, отвечающей традициям мировой политической мысли;
  • методологией анализа современных политологических доктрин и подходов с учетом истории политических учений;
  • навыками исследовательской работы в области теории и философии политики;

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции 1. Предмет и методы истории политических учений. Посещение лекционного и семинарского занятия, ответы на вопросы на теоретические вопросы на семинаре
2. Политическая мысль Древнего Египта, Ирана и государств Месопотамии Посещение лекционного и семинарского занятия, подготовка реферата
3. Политическая мысль Древней Индии. «Артхашастра» Каутильи Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование
4. Специфика древнекитайской политической мысли. Конфуцианство в Древнем Китае Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование
5. Легизм, моизм и даосизм в Древнем Китае Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование
6. Общественно-политические идеи в доплатоновской древнегреческой философии Посещение лекционного и семинарского занятия, подготовка реферата
7. «Государство» Платона: анализ форм государственного правления и теория идеального государства Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
8. Проблемы политики в платоновских диалогах «Политик» и «Законы» Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
9. Аристотелевская теория государства: предварительная критика и отправные понятия Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
10. Аристотелевская теория форм государственного правления Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
11. Аристотель об условиях устойчивости политических порядков Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
Политическая философия Древнего Рима, западноевро-пейского средневековья и Возрождения 12. Философско-политические идеи М.Т. Цицерона Посещение лекционного и семинарского занятия, реферат
13. Политические идеи стоиков, скептиков и эпикурейцев Посещение лекционного и семинарского занятия, реферат
14. Идеал свободы в учении первых христиан. Августин и патристика Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
15. Политические темы в средневековой схоластике и в идеологии Реформации. Фома Аквинский и М. Лютер Посещение лекционного и семинарского занятия, Контрольная работа
16. Н. Макиавелли и политическая философия Возрождения Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум
17. Политические принципы и политические технологии Н. Макиавелли Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум

4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет_____зач.ед. ( ...... часов).

Вид работы Трудоемкость, часов
№ семестра № семестра Всего
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа:      
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)  
Лабораторные работы (ЛР)      
Самостоятельная работа:  
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1]  
Расчетно-графическое задание (РГЗ)      
Реферат (Р)  
Эссе (Э)  
Самостоятельное изучение модулей  
Контрольная работа (К)[2]    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),  
Подготовка и сдача экзамена[3]  
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)      

Примечание: образец приведен для 2-х семестровой дисциплины

Модули дисциплины, изучаемые в _1_ семестре

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
  Л ПЗ ЛР
Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции      
Политическая философия Древнего Рима, западноевропейского средневековья и Возрождения      
  Итого:      
                     

4.3. Самостоятельное изучение модулей дисциплины

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
· Политическая мысль Древнего Египта.
· Политическая мысль Древнего Ирана и государств Месопотамии
· Политическая мысль Древней Индии. «Артхашастра» Каутильи ·
· Специфика древнекитайской политической мысли. Конфуцианство в Древнем Китае
· Легизм, моизм и даосизм в Древнем Китае
· Общественно-политические идеи в доплатоновской древнегреческой философии     · · древнегреческой философии
· «Государство» Платона: анализ форм государственного правления и теория идеального государства
· Проблемы политики в платоновских диалогах «Политик» и «Законы»
· Аристотелевская теория государства: предварительная критика и отправные понятия
· Аристотелевская теория форм государственного правления
· Аристотель об условиях устойчивости политических порядков
· Философско-политические идеи М.Т. Цицерона
· Политические идеи стоиков, скептиков и эпикурейцев
· Идеал свободы в учении первых христиан. Августин и патристика
· Политические темы в средневековой схоластике и в идеологии Реформации. Фома Аквинский и М. Лютер
· Н. Макиавелли и политическая философия Возрождения
· Политические принципы и политические технологии Н. Макиавелли

4.4. Учебная карта дисциплины

Дневное отделение

  Количество баллов за 1 контрольное мероприятие Модуль 1 Модуль2
Количество баллов по модулю
  Текущий контроль  
1. Посещение лекций и семинаров 0,5
2. Работа на практических занятиях
3. Тестирование
4. Контрольная работа  
5. Реферат
6. Реферат-презентация  
  Рубежный контроль  
7. Коллоквиум
  Промежуточная аттестация      
  Экзамен    

Заочное отделение

  Количество баллов за 1 контрольное мероприятие Модуль 1 Модуль 2
Количество баллов по модулю
  Текущий контроль  
1. Посещение аудиторных занятий в период сессии
2. Работа на занятиях в период сессии
3. Реферат первоисточника
4. Эссе
  Рубежный контроль  
3. Контрольная работа до сессии
4. Тест в период сессии
  Промежуточная аттестация      
  Зачет      

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

Наши рекомендации