Ii. организационно-методический раздел
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Данный курс призван сформировать историко - и философско-политические знания, умение владеть общей исторической, правовой и политической культурой в их взаимодействиях. Преподавание истории политической мысли Древнего мира ведется методом комплексного и проблемного исследования истории политических идей. При составлении программы упор сделан на изучение студентами первоисточников. Освоение проблематики курса предполагает изучение достижений и наработок отечественной и зарубежной политической философии. Учащийся должен уметь критически анализировать концептуальный аппарат политических идей и теорий, уверенно разбираться в основных теоретико-методологических проблемах политической науки, обладать необходимым объёмом знаний в области политической истории России и зарубежных стран.
В содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «Политическая история России и зарубежных стран» и «Современная российская политика», а также частично пересекается с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Философия», «Правоведение», «Экономика» и «Политэкономия».
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО (ОС ЮФУ) и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК):
- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-6);
пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
б) профессиональных (ПК):
- владением методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3);
- способностью и умением использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики) (ПК-4);
- истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6);
- сравнительной политологии (освоение основных теоретико- методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов) (ПК-7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные этапы и школы в развитии истории политической мысли Древнего Востока, Запада и России;
- мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, нашедшее отражение в классических трудах политических ученых и философов;
- значимость изучения истории политической мысли для профессионального становления политолога.
Уметь:
- использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики);
- использовать полученные знания и навыки по истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями);
- использовать полученные знания и навыки по сравнительной политологии (освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов);
- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, необходимость высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
- ориентироваться в основных проблемах и тенденциях истории мировой политической мысли.
- связывать проблематику классических научных текстов с актуальной политической теорией и практикой.
Владеть:
- методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание;
- культурой мышления, отвечающей традициям мировой политической мысли;
- методологией анализа современных политологических доктрин и подходов с учетом истории политических учений;
- навыками исследовательской работы в области теории и философии политики;
4. Содержание и структура дисциплины
4.1. Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции | 1. Предмет и методы истории политических учений. | Посещение лекционного и семинарского занятия, ответы на вопросы на теоретические вопросы на семинаре | |
2. Политическая мысль Древнего Египта, Ирана и государств Месопотамии | Посещение лекционного и семинарского занятия, подготовка реферата | ||
3. Политическая мысль Древней Индии. «Артхашастра» Каутильи | Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование | ||
4. Специфика древнекитайской политической мысли. Конфуцианство в Древнем Китае | Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование | ||
5. Легизм, моизм и даосизм в Древнем Китае | Посещение лекционного и семинарского занятия, тестирование | ||
6. Общественно-политические идеи в доплатоновской древнегреческой философии | Посещение лекционного и семинарского занятия, подготовка реферата | ||
7. «Государство» Платона: анализ форм государственного правления и теория идеального государства | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
8. Проблемы политики в платоновских диалогах «Политик» и «Законы» | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
9. Аристотелевская теория государства: предварительная критика и отправные понятия | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
10. Аристотелевская теория форм государственного правления | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
11. Аристотель об условиях устойчивости политических порядков | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
Политическая философия Древнего Рима, западноевро-пейского средневековья и Возрождения | 12. Философско-политические идеи М.Т. Цицерона | Посещение лекционного и семинарского занятия, реферат | |
13. Политические идеи стоиков, скептиков и эпикурейцев | Посещение лекционного и семинарского занятия, реферат | ||
14. Идеал свободы в учении первых христиан. Августин и патристика | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
15. Политические темы в средневековой схоластике и в идеологии Реформации. Фома Аквинский и М. Лютер | Посещение лекционного и семинарского занятия, Контрольная работа | ||
16. Н. Макиавелли и политическая философия Возрождения | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум | ||
17. Политические принципы и политические технологии Н. Макиавелли | Посещение лекционного и семинарского занятия, коллоквиум |
4.2. Структура дисциплины.Общая трудоемкость дисциплины составляет_____зач.ед. ( ...... часов).
Вид работы | Трудоемкость, часов | ||
№ семестра | № семестра | Всего | |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторная работа: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа: | |||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] | |||
Расчетно-графическое задание (РГЗ) | |||
Реферат (Р) | |||
Эссе (Э) | |||
Самостоятельное изучение модулей | |||
Контрольная работа (К)[2] | |||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), | |||
Подготовка и сдача экзамена[3] | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
Примечание: образец приведен для 2-х семестровой дисциплины
Модули дисциплины, изучаемые в _1_ семестре
№ модуля | Наименование модуля | Количество часов | ||||||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||||||
Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции | ||||||||||
Политическая философия Древнего Рима, западноевропейского средневековья и Возрождения | ||||||||||
Итого: | ||||||||||
4.3. Самостоятельное изучение модулей дисциплины
№ модуля | Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
· Политическая мысль Древнего Египта. | ||
· Политическая мысль Древнего Ирана и государств Месопотамии | ||
· Политическая мысль Древней Индии. «Артхашастра» Каутильи · | ||
· Специфика древнекитайской политической мысли. Конфуцианство в Древнем Китае | ||
· Легизм, моизм и даосизм в Древнем Китае | ||
· Общественно-политические идеи в доплатоновской древнегреческой философии · · древнегреческой философии | ||
· «Государство» Платона: анализ форм государственного правления и теория идеального государства | ||
· Проблемы политики в платоновских диалогах «Политик» и «Законы» | ||
· Аристотелевская теория государства: предварительная критика и отправные понятия | ||
· Аристотелевская теория форм государственного правления | ||
· Аристотель об условиях устойчивости политических порядков | ||
· Философско-политические идеи М.Т. Цицерона | ||
· Политические идеи стоиков, скептиков и эпикурейцев | ||
· Идеал свободы в учении первых христиан. Августин и патристика | ||
· Политические темы в средневековой схоластике и в идеологии Реформации. Фома Аквинский и М. Лютер | ||
· Н. Макиавелли и политическая философия Возрождения | ||
· Политические принципы и политические технологии Н. Макиавелли |
4.4. Учебная карта дисциплины
Дневное отделение
№ | Количество баллов за 1 контрольное мероприятие | Модуль 1 | Модуль2 | |
Количество баллов по модулю | ||||
Текущий контроль | ||||
1. | Посещение лекций и семинаров | 0,5 | ||
2. | Работа на практических занятиях | |||
3. | Тестирование | |||
4. | Контрольная работа | |||
5. | Реферат | |||
6. | Реферат-презентация | |||
Рубежный контроль | ||||
7. | Коллоквиум | |||
Промежуточная аттестация | ||||
Экзамен |
Заочное отделение
№ | Количество баллов за 1 контрольное мероприятие | Модуль 1 | Модуль 2 | |
Количество баллов по модулю | ||||
Текущий контроль | ||||
1. | Посещение аудиторных занятий в период сессии | |||
2. | Работа на занятиях в период сессии | |||
3. | Реферат первоисточника | |||
4. | Эссе | |||
Рубежный контроль | ||||
3. | Контрольная работа до сессии | |||
4. | Тест в период сессии | |||
Промежуточная аттестация | ||||
Зачет |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ