Психосексуальное развитие личности и его стадии.
Оральная 0 – 1-1,5 года | Рот Сосание, жевание, кусание | p отвыкание от груди p отделение от матери p начало развития инстанции «Я» | Оральный: орально-пассивный орально-садистический | |
Анальная 1-1,5 – 3 года | Область ануса (акты дефекации) | p приучение к опрятности p самоконтроль p начало формирования инстанции «Сверх-Я» | Анальный: Анально-выталкивающий Анально-удерживающий | |
Фаллическая 3-6 лет | Половые органы Генитальная стимуляция: играет, рассматривает, исследует | p отказ от аутоэротизма p подавление комплекса Эдипа/Электры p идентификация с родителем своего пола p становление инстанции «Сверх-Я» | Фиксация особенно сильно проявляется в двух областях: соперничество любовь | |
Латентная 6-12 лет | Отсутствие | p усвоение новых социальных ценностей, общечеловеческого культурного опыта p расширение социальных контактов со сверстниками | ||
Генитальная 12 - 18 лет | Интеграция всех эрогенных зон | p формирование зрелой сексуальности p установление доверительных и интимных отношений с лицами противоположного пола p выбор брачного партнера p создание семьи p нахождение баланса между любовью и работой | Генитальный характер (идеальный тип личности): зрелый и ответственный в социальных и сексуальных отношениях человек |
Теперь рассмотрим стадии, приведенные в таблице, более подробно:
Оральная стадия (от рождения до 1,5лет) Ребенок полностью зависит от родителей. И так как основными желаниями ребенка является еда и сон, то рот - его основной источник получения удовольствия, удовлетворения потребностей. Когда ребенка перестают кормить грудью, оральная фаза заканчивается, тем не менее, по мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении все жизни. Исходя из этого, Фрейд выделил два типа личности: орально-пассивный - доверчивая, оптимистичная личность, которая нуждается в "материнской" опеке; орально-садистический - пессимистичная, циничная личность, стремящаяся к спорам и конфликтам, такая личность стремиться командовать людьми, использовать их в своих интересах.
Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет жизни) в этом возрасте ребенок начинает учиться управлять своим телом. По утверждению Фрейда, ребенок получает большое удовольствие от процесса дефекации, так как это единственное, что на данный момент зависит только от него и родители не могут на это повлиять. На этой стадии начинается приучение ребенка к туалету, и ограничение требований "Ида" социальными требованиями. То есть, именно на этом этапе развития начинают развитие самоконтроль и саморегуляция.
На основе анальной стадии различаются такие типы личности, как анально-удерживающий (упрямая, педантичная личность) и анально-выталкивающий (склонная к разрушению, жестокая личность). Такие типы личности могут развиться на основе неправильного приучения ребенка к туалету - например, если ребенка ругают за несвоевременную дефекацию. Чтобы обеспечить нормальное развитие творческой личности, необходимо хвалить детей за регулярные походы в туалет.
Фаллическая стадия (от 3 до 6 лет). Ребенок начинает изучать себя, в первую очередь, свои гениталии. Именно в это время дети начинают интересоваться вопросами деторождения, секса, могут пробовать мастурбировать, исследовать свои половые органы. Фрейд утверждал, что уже в этом возрасте дети имеют свои собственные представления о половом акте. Зачастую дети воспринимают его, как агрессию отца, направленную на мать. Именно на этой стадии дети стыкаются с такой проблемой как Эдипов комплекс и комплекс Электры. Проблемой для будущего развития личности может стать фиксация на фаллической стадии. Если развитие мужчины остановилось на этом этапе, он развивается в дерзкую, хвастливую, стремящуюся к успеху личность. Взрослые женщины с такой фиксацией склонны к флирту, беспорядочным половым связям.
Латентный период (6-12 лет). По мнению Фрейда, на этом этапе сексуальность личности затихает. Этот период изучался Фрейдом меньше всех остальных.
Генитальная стадия (12-18 лет). В организме человека происходят изменения - он созревает для ведения половой жизни. Этим объясняется повышенная подростковая сексуальность, возбудимость. Теперь человек может удовлетворить свои сексуальные потребности. При нормальном развитии, это ведет к выбору постоянного партнера и созданию семьи.
Личность, достигшая генитального характера способна контролировать свои действия. По утверждению Фрейда, достичь этой стадии можно только отказавшись от пассивности, характерной детям.