Занятие 13. Философские и ценностные приоритеты в культуре.
1. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.
2. Философские модели культуры.
3. Теоретические подходы к исследованию и определению культуры в философии ХХ века.
4. Религия как форма духовного освоения реальности.
5. Искусство как форма духовного освоения реальности.
6. Приоритеты философии в новом тысячелетии.
7. Мораль как регулятор социального поведения.
8. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.
9. Глобальные проблемы современности.
10. Проблема смысла жизни человека.
11.Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.
Темы докладов и рефератов:
1. Понятие диалога культур в современном мире.
2. Современные футурологические модели.
3. Феномен коммуникации и новые стратегии философского познания.
4. Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
5. Наука и религия: возможности и границы диалога.
6. Традиционная и современная культура: сравнительный анализ.
Литература, рекомендуемая по курсу философии:
Основная литература
- Вишневский, М.И. Философия: учеб. пособие / М.И. Вишневский. – Минск: Выш.шк., 2008. – 479 с.
- Калмыков, В.Н. Философия: учебное пособие / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 431 с.
- Таркан, И.И. Философия. Ч. I – II.: Курс лекций. / И.И. Таркан. – 2-е издание. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 284 с.
- Философия: учебник / под общ. ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 447 с.
- Моисеева, Н.А. Философия: [учебно-практическое пособие] / Н. А. Моисеева, В. И. Сороковикова. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 352 с.
- Якушев, А. В.Философия: конспект лекций / А.В. Якушев.— М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.
7. Яскевич, Я. С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. – 2-е изд., испр. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 268 с.
- Яскевич, Я.С. Основы философии: учебное пособие / Я. С. Яскевич, В. С. Вязовкин, Х. С. Гафаров. - 3-е изд. - Минск : Вышэйшая школа, 2009. – 268 с.
Дополнительная литература
1. Лазаревич, А.А. Глобальное коммуникационное общество: научное издание / А. А. Лазаревич ; Национальная академия наук Беларуси, Институт философии. – Минск : Белорусская наука, 2008. – 350 с.
- Русская философия X-XXI вв. [Текст]: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет; сост. С. А. Порозов. - Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 166 с.
- Философия Запада и Востока: современность и ее истоки: методические рекомендации по написанию рефератов / Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет ; [сост. С. А. Порозов]. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 84 с.
Учебно-методические материалы
1. Гордей, Е.Н. Философия: учебно-метод. комплекс для студентов высш. учебн. заведений / сост. Е.Н. Гордей. – Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 320 с.
- Ильин, В.В., Машенцев, А. В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.Ф. Машенцев. – СПб, 2006. – 304 с.
- История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2002. – 1376 с.
- Мазур, С.О., Майсюк, А.В. / Философия [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов (слушателей) специальности 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии / С. О. Мазур, А. В. Майсюк. – Барановичи: БарГУ, 2010.
- Мартынов, М.И. Философия: Курс интенсив. подгот. / М.И. Мартынов, Л.Г.Кравченко.- Минск, 2007. – 320 с.
- Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
- Философия: учеб.-метод. комплекс для студентов естественно-науч. фак. БГУ / А.И. Зеленков, Н.К.Кисель, И.А. Медведева, Е.И. Янчук.- Минск, 2004. – 287 с.
- Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов / Белорусский государственный университет ; [А. И. Зеленков и др.] ; под ред. А. И. Зеленкова. - Минск : Асар, 2007. – 377 с.
УО «Барановичский государственный университет»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой социально - гуманитарных дисциплин
_______Литвинский А.В.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине «Философия»
для студентов дневной формы обучения
специальность: «Правоведение. Хозяйственное право», «Экономика и управление на предприятии в АПК», «Экономика и управление туристской индустрией».
1. Образы философии в истории культуры.
2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
3. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
4. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
5. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.
6. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
7. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
8. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
9. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
10. Исторические этапы развития средневековой философии.
11. Принципы средневекового философского мышления.
12. Гуманизм философской мысли Возрождения.
13. Социально-политические идеи Возрождения.
14. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
15. Философия и идеология в эпоху Просвещения.
16. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
17. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
18. Основные черты марксистской философии.
19. Основные принципы классической философии.
20. Проблемное поле неклассической философии.
21. Основные исторические формы позитивистской философии.
22. Религиозная философия: неотомизм.
23. Философские концепции экзистенциализма.
24. Аналитическая философия и ее периодизация.
25. Основные идеи феноменологии.
26. Философская герменевтика.
27. Структурализм и постструктурализм.
28. Философия постмодернизма.
29. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
30. Основные направления и типологические характеристики русской философии.
31. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.
32. Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
33. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
34. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
35. Природа как объект философского и научного анализа.
36. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания.
37. Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
38. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
39. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
40. Научные и философские модели происхождения человека.
41. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен человеческой телесности.
42. Экзистенциальные характеристики личности.
43. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.
44. Проблема генезиса сознания.
45. Структура сознания. Сознание и самосознание.
46. Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
47. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
48. Понятие и основные функции науки.
49. Определение общества: основные дефиниции.
50. Общество как саморазвивающаяся система.
51. Социальная структура общества. Типы социальных структур.
52. Феномен власти в жизни общества.
53. Политическая организация общества.
54. Государство как важнейший компонент политической организации общества.
55. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
56. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
57. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
58. Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология.
59. Религия как форма духовного освоения реальности.
60. Искусство как форма духовного освоения реальности.
61. Приоритеты философии в новом тысячелетии.
62. Мораль как регулятор социального поведения.
63. Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.
64. Глобальные проблемы современности.
65. Проблема смысла жизни человека.
66. Понятие общественного прогресса, его критерии и типы.
Подготовил: преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Мазур С.О.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол №