Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека
Бытие и материя. Философское понимание материи. Атрибутивные свойства материи.
Физический природный мир охватывается понятием материя. Материя – это философская категория, охватывающая объективную реальность, которая существует независимо от сознания человека и воспринимается им при помощи органов чувств. Атрибут – это неотъемлемое свойство. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и пустая. Она содержит лишь минимальное количество признаков, обозначающих предметы – быть объективной реальностью и быть доступной ощущениям. В таких предельно общих понятиях (категориях) как материя реальность как бы свёрнута, сжата до неразличимости, но она всё же наличествует в потенциальном виде.
Развёртывание такого общего понятия означает его конкретизацию – наделение пусть и весьма общими, но уже многими признаками. 1-ый шаг конкретизации понятия материя является признание сложной организации объективной реальности, в которой различают собственно материальный объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Следующий шаг конкретизации понятия материя – приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств (понятие атрибут означает такое свойство, без которого материальный объект не может существовать). К атрибутивным свойствам материи относятся: 1. системность – упорядоченность, структурная определённость; 2. активность – движение, изменение, развитие;
3. самоорганизация; 4. пространственно-временная форма бытия; 5. Отражение; 6. информативность.
Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.
Ценности – это социальный продукт, они возникают только в обществе и являются одной их его характеристик. Ценности – это значение того или иного явления для жизнедеятельности человека. 1)ценность – это не сам предмет, а его определенная сторона, свойства предмета, имеющие определенную значимость для человека. 2)ценность – это лишь положительная значимость, такая, которая удовлетворяет ту или иную потребность. 3)ценность служит в конечном счете дальнейшему развитию человека и человечества 4)основная функция ценности: обеспечивать человека и человечество ориентирами деятельности людей (идеалы и нормы) Оценка – это отражение в индивидуальном сознании определенной ценности. Ценность объективна, но оценка ее субъективна. Ценность одна, а оценок может быть множество. Виды ценностей: 1)материальные блага 2)духовные ценности: идеи существующие в виде идеалов, норм, эталонов т.д.
Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение – система взглядов, оценок и принципов, определяющих общее понимание мира, место в нём человека и его поведение.
Уровни мировоззрения: Знания, Ценности, Идеалы и нормы, обеспечивающие программу поведения и деятельности, Убеждения – уверенность в правоте собственных идей.
Мировоззрение – это отношение человека к миру, включает 2 составляющие: 1. Я – субъект (от индивидуума до любого социального института) 2. Не Я – то, что вызывает интерес и противостоит субъекту. Субъект – тот, кто познаёт (отдельный человек, группа людей, человечество). Объект – то, на что направлен интерес субъекта.
Мировоззрение представляет собой:
1. Потребности.
2. Знание (знание объекта + самопознание).
3. Ценности – это редактор знаний о науке и о себе.
4. Идея – это звено, связующее объект и субъект, образованно при помощи знания в проекции на ценности.
Идея или идеал – правильная, ценность или идол – неправильная ценность. Идеал инициирует правильные практические действия, формирует ориентиры на проект цели, определяет задачу и осуществляет выбор средств для достижения цели. У человека всегда существовала цель выработать общее представление о мире в целом и о месте в нём человека, такое представление называется универсальной картиной мира. Структура мировоззрения: Мировосприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать явления внешнего мира и формировать их образ.
Миропонимание – субъективное осмысление, постижение содержания и смысла действительности.
Миропредставление – целостный образ предмета или явления на основании постижения реальности.
2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.Человечество выработало 3 типа миров.: Каждому исторически протяжённому периоду истории соотв. свой исторический тип мировоззрения. 1. Мифология – это попытка обобщить и объяснить происхождение мира, человека, жизнь и смерть, культурные достижения в обществах. Черты мифологического мировоззрения: 1. Опора на чувства и эмоции. 2. Понятие заменяет метафора или образ, которому придаётся реальное существование. 3. Целостность, т. е. мир целостен, он сочетает в себе реальное и сверхъестественное.4. Антропоморфизм – это рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Главной чертой мифологии является синкретизм – слитность субъекта и объекта. 2. Религия – имеет общее с мифом – это использование сверхъестественных сил. Различия мифа и религии: 1. Удвоение мира: кроме природы существует другой мир – сверхъестественный. 2. Вера – является центральным элементом любой религии – это бездоказательное полное принятие религиозных догматов (догмат – религиозное знание). 3. Идея бога является абсолютом. Бог – первооснова мира, Бог – непознаваем, Бог – совершенный носитель и выразитель высших нравственных ценностей. 3.Философия – высший тип мировоззрения. Черты: 1. Стремление познать мир с помощью разума и знаний. 2. Философия – это всегда самостоятельный поиск, а не готовые истины. 3. Философия – это теоретическая форма мировоззрения.
3. Философия и мировоззрение, роль философии в формировании мировоззрения.Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
4. Предмет философии. Основное содержание (структура) и функции философии.Предметом философии являются всеобщие связи и отношения в системе мир – человек. Поэтому главный метод философского познания – умозрительность, т. е. формирование представлений о мире или образ мира. Основной вопрос философии и основные философские направления.
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материального (предметы, вселенная, т. е. материя) и духовного (сознание, мысли, идеи). От того, как решают этот вопрос философы, возникают 2 основных направления:
1.Материализм – первично материальное, а духовное появляется в процессе развития материи как его свойство. 2. Идеализм – первично духовное, порождающее или определяющее материальное. Материализм и идеализм являются первой стороной философии. Что первично: материя или сознание? Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Может ли человек с помощью сознания получить правильные, т. е. соответствующие действительности знания о мире? На этот вопрос есть 2 точки зрения: 1. Гносиологический оптимизм – это философская позиция, считающая, что мир познаваем. 2. Агностицизм – считает, что мир не познаваем.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
5. Генезис философии в Древней Греции. Материалистическая и идеалистическая трактовки бытия.Античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э., т. е. примерно 1200 лет. Этапы развития античной философии: 1. Демократический (7 – 5 в. до н. э.) – натурфилософские школы. 2. Классический (Сократический) (середина 5 – начало 4 в. до н. э.) 3. Эллинистический (конец 4 – 2 в. до н. э.) 4. Римский (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.) Основной чертой античной философии является космоцентризм, т. е. представление о мире как о едином космосе, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже боги. Он никем не сотворён, всегда был и всегда будет. Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум. Космос в переводе «порядок». Основные идеи античной философии. Проблема бытия – небытия, материи и её форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и материи, о главных элементах, стихиях космоса, тождестве противоположностей бытия и небытия, структура бытия (атомы и пустота), текучксть бытия и его противоречивость. Главная проблема здесь: как возник космос? Какова его структура? Фалес (1-ый, вода), Анаксимандер (апейрон), Парменид, Анаксимен (воздух), Демокрит – основатели материализма. Все эти философы исследовали физис – единое первоначало всего сущего. По мнению Демокрита, – это атомы, мельчайшие неделимые частицы. Демокрит: «Я увидел их умозрением». Он обосновывает первоначало материи, состоящей из атомов.
Парменид впервые поставил проблему бытия (то, что существует). Он противопоставил чувственное восприятие и мышление. То, что мы познаём с помощью органов чувств, на самом деле не существует, существует только то, что выдерживает проверку мышления (бытие = мышление).
6. Человек, общество и государство у Платона.Платон обосновал объективный идеализм: кроме природы существует особая надфизическая реальность, причина того, что происходит в природе, находится в надфизической реальности. Природа познаётся с помощью чувств, а надфизическая реальность с помощью разума. Первичность объективного разума (нечеловеческого) – демиург (творец). Основное содержание философии Платона: 1. Учение об идеях. Существует 2 мира: мир вещей (природа), мир идей (эйдосы). Идеи бестелесны, их множество, они различны и подразделяются на низшие и высшие. Мир идей первичен, а вещи – это несовершенные жалкие копии идей. 2. Учение о человеке. Платон выделяет 2 части: тело и душа. Душа – это идея. Тело – вместилище души. Душа состоит из 3 частей: 1. Разум. 2. Высокие страсти. 3. Низкие страсти. Основные разделы философии: 1. Онтология (онтос – бытие – всё, что существует).2. Гносеология – учение о познании.
3. Аксиология (аскиос – ценности) – учение о ценностях. Учение об идеях Платона – это онтология Платона, т. е. учение о бытии. Он бытие удваивает: истинное бытие – мир идей (эйдосов), вторичное – мир вещей. Гносиология Платона – познание – это припоминание душой своей жизни в мире идей. 3. Учение о государстве.Идеальное государство по Платону – это, когда индивид подчиняется государству. Правят этим государством философы (разум), государство защищают воины (высокие страсти), обеспечивают государство земледельцы и ремесленники (низшие страсти).