Революция и эволюция как формы изменения соц систем.
Эволюция и революция — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен.
Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения — это количественное увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения качественно нового, того, чего в старом не было.
Эволюция и революция диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения, а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Т.е. эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.
Революция – переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявления перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы.
Выделяют виды революций: научно-техническая и социальная. Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно–экономической формации к др.
Опыт истории свидетельствует, что революция — это не случайность, а необходимый, закономерный результат исторического развития антагонистических формаций. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.
Основным вопросом революции является вопрос о политической власти. “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть … главный … признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия” (Ленин). Революция – высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Революцию нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т.п. Последние — лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа.
Революционный переход власти из рук одних социальных групп в руки других может быть достоверно обозначен лишь тогда, когда станет ясным, кому она служит, чьи интересы выражает. Отсюда второй вопрос революции – вопрос об отношении к народным массам, о движущих силах, об удовлетворенности народа результатами совершенного поворота в общественном развитии. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания революции зависят от ряда объективных условий, а также от степени зрелости субъективного фактора.