Руководство к изучаемому курсу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Учебно-методические материалы по курсу «Философия»

Для студентов всех специальностей

УФА - 2010

Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам всех специальностей, изучающих курс «Философия». Материалы включают руководство к изучаемому курсу, планы семинарских занятий, список литературы.

Составитель Бондаренко А.В., канд. филос. наук, доцент

© Башкирский государственный университет, 2010

© Бондаренко А.В.

Содержание

Руководство к изучаемому курсу……………………………….………4

Планы семинарских занятий………………………………..………......6

Список литературы…………………………………………………….21

Руководство к изучаемому курсу

Цели курса — дать общее представление о философии как Автономном способе самоопределения человека (общества) в действительности, актуализировать её содержательный и методологический потенциал применительно к личным, социальным и профессиональным квалификациям слушателей.

Задачи курса:

· Показать место, роль философии в культуре и обществе, её смысл и значение для человека.

· Познакомить с историческими этапами и формами самоосуществления философии, охарактеризовать особенности и основные направления современной философии.

· Дать развернутое представление об основных разделах философского знания и современных проблемах философской теории, Продемонстрировать категориальный и методологический аппарат философской рефлексии, раскрыть ее ценностно-рациональный и гуманитарный характер.

· Привить вкус к чтению и пониманию классических и современных философских текстов.

· Помочь приобрести и развить: навыки философски-грамотного анализа и оценки природных, культурных и социальных явлений; умение формулировать и отстаивать собственную позицию в режимах индивидуального размышления, диалога, полемики, дискуссии.

В процессе изучения курса студенты приобретают основные знания по философии и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта должны:

· иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

· понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

· иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

· понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Планы семинарских занятий

ТЕМА 1. Предмет и структура философии, круг ее проблем и роль в обществе

1. Философия и мировоззрение: их взаимосвязь и различие. Сущность мировоззрения..

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

3. Смысл и предназначение философии. Сущность специфики философского познания и его методология.

4. Структура и функции философии.

5. Роль и значение философии в истории и современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
  2. Буянов В.С. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. – М., 1987.
  3. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии. – 1991. – № 12.
  4. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. – М., 1972.
  5. Лекторский В.А. Что нужно людям от философии? (а также статьи дискуссии) // Философское сознание: драматизм обновления. – М., 1991.
  6. Ляховецкий Л.А. Существует ли концепция происхождения философии? // Вопросы философии. – 1994. – № 4.
  7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М., 1998.
  8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
  9. Мильдон В.И. «Сказка – ложь» (Вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. – 2001. – № 5.
  10. Рашковский М.М. Соловьев В.С. О судьбах и смысле философии // Вопросы философии. – 1988. – № 8.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой философии. Древний Восток. – М., Мн., 2000.
  2. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). - М., 1992.
  3. Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1994.
  4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980.
  5. История китайской философии. – М., 1989.
  6. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. – М., 1992.
  7. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1, 2. – М., 1998.
  8. Упанишады. – М., 1992.
  9. Хомелев Г.В. Культура как источник жизненного смысла. – СПб., 1997.
  10. Чанышев А.Н. История Древней философии. – М., 2001.
  11. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.

ТЕМА 3. Античная философия

1. Основные этапы и особенности античной философии.

2. Древнегреческая натурфилософия: милетская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы.

3. Классический этап в развитии античной философской мысли. Учения софистов и Сократа. Философские воззрения Платона и Аристотеля.

4. Философия поздней античности (эллинизм): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология мировой философии. Античность. – М., Мн., 2001.
  2. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х т. Т.1. – М., 1976.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2001.
  4. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1986.
  6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.
  7. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
  8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-6. – М., 1968-1980.
  9. Платон. Диалоги. – М., 1986.
  10. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.
  11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Августин Аврелий. О граде божьем. – Мн., М., 2000.
  2. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1991.
  3. Бонавентура Дж.Ф. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.
  4. Иванов В.Г. История этики Средних веков. - Л., 1984.
  5. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М., 1997.
  6. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
  7. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
  8. Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. – М., 1994.
  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

ТЕМА 5. Философия эпохи Возрождения

1. Общая характеристика и исторические особенности философии Возрождения.

2. Гуманистическая философия Ренессанса и проблема человеческой индивидуальности (Д.Алигьери, Ф.Петрарка, М.Мон­тень и др.)

3. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Н.Кузанский, Д.Бруно и др.) Пантеизм и новая космология (Н.Коперник и др.)

4. Социально-политические учения Возрождения (Н.Макиа­велли, Т.Мор, Т.Кампанелла).

5. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца (Л.да Винчи, Микельанджело, У.Шекспир и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978.

2. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. – М., 1983.

  1. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.– М.,1989
  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  3. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х т. – М., 1979.
  4. Л. да Винчи. Избранные произведения. – М., Мн., 2000.
  5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1983.
  6. Монтень М. Опыты. В 2-х кн. – М., 1979.

9. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. – СПб., 1993.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.Эстетика Ренессанса. Антология. В 2-х т. – М., 1981.

ТЕМА 6. Философия Нового времени

1. Общие черты философии Нового времени.

2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.

3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р.Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г.В. Лейбница.

4. Проблемы человека и общества в философии Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бэкон Ф. Новый Органон //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1978.
  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) – М., 1987.
  3. Гоббс Т. Левиафан //Сочинения. В 2-х т. Т.2. – М., 1991.
  4. Декарт Р. Рассуждение о методе //Сочинения. В 2-х т. Т.1 – М., 1989.
  5. Лейбниц Г.В. Монадология //Сочине­ния. В 4-х т. Т.1. – М., 1982.
  6. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении //Сочинения. В 3-х т. Т.1, 2. – М., 1985.
  7. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М., 1995.
  8. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. – М., 1974.
  9. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
  10. Спиноза Б. Этика //Избранные произведения. В 2-х т. Т.2. – М., 1957.
  11. Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.
  12. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М., 1976.

ТЕМА 7. Немецкая классическая философия

1. Специфика немецкая классической философии.

2. “Критическое” учение И.Канта: агностицизм теории познания и трансцендентальная диалектика. Этика и философия искусства И.Канта.

3. Философская концепция Г.Гегеля: диалектический метод и система. Принцип тождества бытия и мышления: логика и теория познания Г.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии как формы отчуждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

  1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология. – М., СПб., 1992.
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. – М.,1977.
  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
  4. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994..
  5. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». – М., 1984.
  6. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. – М., 1990.
  7. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М., 1976.
  8. Фейербах Л. Сущность христианства //Избранные философские произведения. В 2-х т. Т.2 – М., 1955.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.
  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // ПСС. Т.18.

  1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.
  2. Марксистская философия в XIX веке: В 2-х кн. – М., 1979.
  3. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.
  4. Современная буржуазная философия. – М., 1978.
  5. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1990.
  6. Фромм Э. Психология человеческой деструктивности. – М., 1994.
  7. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.
  8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада XX века. – М., 1994.
  9. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1,2. – М., 1993.
  10. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф.Соч.Т.20.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.
  2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.
  3. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.,2001.
  4. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. – М., 1980.
  5. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
  6. Новиков А.И. История русской философии. – СПб., 1998.
  7. Русская идея. Антология. – М., 1992.
  8. Русский космизм: антология философской мысли. – М., 1993.
  9. Русские философы (конец XIX - нач. XX века). Антология. – М., 1993.
  10. Русская философия: Словарь /Под ред. М.А.Маслина. – М., 1995.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.

3. Гроф Ст. За пределами мозга. – М., 1996.

4. Гроф Ст. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. – М., 1997.

5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

8. Кучевский В.Б. Анализ категории “материя”. – М., 1983.

9. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

10. Моисеева Н. Время в нас и время вне нас. – Л., 1991.

11. Основы онтологии: Учебное пособие. – СПб., 1997.

12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

13. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

14. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.

15. Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время. – СПб., 1997.

16. Сергеев Б.Т. Парадоксы мозга. – Л., 1985.

17. Сознание как категория материалистической философии. – Л., 1989.

18. Уитроу Д. Структура и природа времени. – М., 1984.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. – М., 1988.
  2. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания. – М., 1982.
  3. Диалектика познания. – Л., 1988.
  4. Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. – М., 1974.
  5. Идеалистическая диалектика в XX столетии. – М., 1987.
  6. Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего. – М., 1990.
  7. Категории диалектики, их развитие и функции. – Киев, 1980.
  8. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. – Л., 1988.

9. Огородников В.П. Познание необходимости: детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М., 1985.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
  2. Диалектика познания. – Л., 1988.
  3. Диалектика процесса познания. – М., 1985.
  4. Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. – М., 1990.
  5. Истина как гносеологическая категория. – Свердловск, 1983.
  6. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. – М., 1988.
  7. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
  8. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М., 1980.
  9. Липский Б.И. Практическая природа истины. – Л., 1988.
  10. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1994.
  11. Мамардашвили М.К. Стрела познания. Набросок естественно­исторической гносеологии. – М., 1997.
  12. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
  13. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы.– М.,2000.
  14. Современная философия науки. – М., 1996.
  15. Тягунов С.И. Логика как искусство мышления. – СПб., 2000.
  16. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. – М., 1987.

ТЕМА 13. Природа как предмет философского изучения

1. Понятие и образы природы в истории философии. Природа как “механизм”, “организм”, объективная реальность. Природа естест­венная и искусственная.

2. Эволюционный процесс в природе: неживая и живая природа. Концепции происхождения жизни (креационизм, витализм, эволюционизм). Многообразие форм живого.

3. Биологическая эволюция и происхождение человека. Человек как живой организм. Основные факторы антропосоциогенеза.

4. Социальная эволюция человека и биосфера Земли. Естественная и искусственная среда обитания (природа и культура). Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

5. Человек, труд, природа в условиях современной экономики. Глобальные проблемы современности. Идея единства человека и природы. Коэволюция природы и общества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев Д.Л. Роза мира. - М., 1992.
  2. Амосов Н.М. Природа человека. - Киев, 1983.
  3. Ахутин А.В. Понятие “Природа” в античности и в Новое время. - М., 1988.
  4. Бернал Дж. Возникновение жизни. - М., 1969.
  5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.
  6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
  7. Взаимодействие общества и природы. - М., 1986.
  8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.
  9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
  10. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М., 1990.
  11. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985.
  12. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М., 1974.
  13. Руттен М. Происхождение жизни. – М., 1973.
  14. Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. - СПб., 1993.
  15. Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время. - СПб., 1997.
  16. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1983.
  17. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.
  18. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1997.
  19. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

ТЕМА 14. Общество: основы философского исследования

1. Общество как продукт взаимодействия людей и способ бытия человека. Исторические формы общности людей: род, племя, народность, нация.

2. Общественное бытие и общественное сознание. Понятие способа производства. Общественно-экономическая формация; базис и надстройка. Общественные отношения, их исторические типы, формы и виды.

3. Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология. Формы общественного сознания.

4. Общественно-историческая практика: социальные потребности, интересы и ценности. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в обществе. Роль субъективного фактора в истории.

5. Субъекты и движущие силы истории. Закономерности исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории. Сущность общественного прогресса и его критерии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1982.
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  3. Барулин В.С. Социальная жизнь общества. - М., 1987.
  4. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
  5. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. - Л., 1986.
  6. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986.
  7. Категории исторического материализма. - М., 1980.
  8. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М., 1989.
  9. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.13.
  10. Махалова Л.Д. Культура и цивилизация. – СПб., 2000.
  11. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.
  12. Общественное сознание и его формы. – М., 1986.
  13. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. - М., 1992.
  14. Теория общественно-экономической формации. - М., 1983.
  15. Тойнби А.Д. Постижение истории. - М., 1991.
  16. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993, Т.2. - М., 1998.
  17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.21.
  18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

ТЕМА 15. Человек

1. Природа, сущность и предназначение человека. Антропосоциогенез и его факторы: труд, общение, язык.

2. Сущность и существование человека: противоречивость биологического, психического и социального. Самоценность и смысл человеческой жизни. Идеал гармоничного человека.

3. Бытие человека в природе. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биологическая и социальная продолжительность жизни человека.

3. Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность. Идеология индивидуализма и конформизма. Социальная природа отчуждения. Труд, свобода и ответственность личности.

4. Человек в системе культуры: гений, талант и творчество в науке, искусстве, политике. Ценностная ориентация личности: потребности, интересы и цели. Человек как творец самого себя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
  2. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М., 1984.
  3. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1995.
  4. Проблема человека в Западной философии. – М., 1988.
  5. Сафронов И.А. Человек и Космос в истории культуры. – СПб., 1993.
  6. Сафронов И.А., Миропольский Д.Ю. Философия. Человек. Экономика. – СПб., 2001.
  7. Феномен человека. Антология. – М., 1993.
  8. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.
  9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1998.
  10. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991-1996.
  11. Что такое человек? – СПб., 1996.
  12. Это человек. Антология. – М., 1995.
  13. Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1995.

Список литературы

1. Алексеев П.В. История философии. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

3. Балашов Л.Е. Философия. - М.: Дашков и К, 2009.

4. Вундт В. Введение в философию. - М.: ТОО «Добросвет», 1998.

5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

6. Губин В.Д. Философия. - Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003.

7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001.

8. История философии в кратком изложении /Перевод с чешск.‑ М.: Мысль, 1994.

9. Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2001.

10. Крюков В.В. Философия. Учебник для студентов технических ВУЗов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.

11. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию. //Вопросы философии. - 2000. - №12. - С. 64-73.

12. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс). - М.: Академический Проект, 2004.

13. Новая философская энциклопедия. - М., 2000.

14. Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4-х частях. - СПб., 1994.

15. Рассел Бертран. История западной философии. Книга первая. Древняя философия. - Новосибирск, 1997.

16. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. - М.: Владос, 2003.

17. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

18. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006.

19. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. - Пермь, 2000.

20. Философия. Краткий тематический словарь. /Под редакцией Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

21. Философия /Под. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005.

22. Философия /Под. ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004.

23. Философия /Под. ред. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.

24. Философия. Учебник. /Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - Второе издание, переработанное и дополненное. - М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2000.

25. Философия: Учебник для вузов. /Отв. ред. - проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 - 1999 (1-е издание). 2000- 2002 (2-е издание).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Учебно-методические материалы по курсу «Философия»

Для студентов всех специальностей

УФА - 2010

Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам всех специальностей, изучающих курс «Философия». Материалы включают руководство к изучаемому курсу, планы семинарских занятий, список литературы.

Составитель Бондаренко А.В., канд. филос. наук, доцент

© Башкирский государственный университет, 2010

© Бондаренко А.В.

Содержание

Руководство к изучаемому курсу……………………………….………4

Планы семинарских занятий………………………………..………......6

Список литературы…………………………………………………….21

Руководство к изучаемому курсу

Цели курса — дать общее представление о философии как Автономном способе самоопределения человека (общества) в действительности, актуализировать её содержательный и методологический потенциал применительно к личным, социальным и профессиональным квалификациям слушателей.

Задачи курса:

· Показать место, роль философии в культуре и обществе, её смысл и значение для человека.

· Познакомить с историческими этапами и формами самоосуществления философии, охарактеризовать особенности и основные направления современной философии.

· Дать развернутое представление об основных разделах философского знания и современных проблемах философской теории, Продемонстрировать категориальный и методологический аппарат философской рефлексии, раскрыть ее ценностно-рациональный и гуманитарный характер.

· Привить вкус к чтению и пониманию классических и современных философских текстов.

· Помочь приобрести и развить: навыки философски-грамотного анализа и оценки природных, культурных и социальных явлений; умение формулировать и отстаивать собственную позицию в режимах индивидуального размышления, диалога, полемики, дискуссии.

В процессе изучения курса студенты приобретают основные знания по философии и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта должны:

· иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

· понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

· знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

· иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

· понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Планы семинарских занятий

Наши рекомендации