Тема 2:Проблема сознания и самосознания

Содержание и сущность категории «сознание». Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (К. Маркс). Сознание - продукт высокоорганизованной материи - мозга (онтологический аспект). Сознание - отражение действительности (гносеологический аспект). Сознание - продукт развития биологической и социальной формы движения материи (генетический аспект). Сознание - фактор управления поведением (функциональный аспект).

Структура (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, эмоции, воля) и функции (отражательная, преобразовательная, ориентировочная) сознания. Мышление как «ядро» сознания, его уровни (рассудок и разум) и формы. Роль самосознания в структуре сознания. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности. Единство сознания, языка и общения.

Идеальное и материальное. Проблема идеального в отечественной философии: концепция Д.И. Дубровского, концепция Э.В. Ильенкова, концепция М.А. Лифшица.

Подмодуль «Познание»

Тема3: Проблема познания. Научное и вненаучное знание

Познание как предмет философского анализа. Знание как процесс и результат познания. Основные проблемы гносеологии. Агностицизм и скептицизм. Знание и вера.

Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в познании. Познавательные способности человека. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Понимание и объяснение.

Проблема истины в философии. Истина как цель познания. Классическая концепция истины. Объективность, конкретность истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина как процесс. Истина и заблуждение. Критерии истины. Практика – основа, цель познания и критерий истины.

Наука как своеобразная форма познания, вид духовного производства, социальный институт. Научное и вненаучное знание. Критерии научности, проблема верификации. Сциентизм и антисциентизм. Научное знание как система, его особенности и структура. Философия и методология науки как форма самопознания. Характеристика эмпирического и теоретического уровней научного познания; их структура и взаимосвязь.

Подмодуль «Диалектика»

Тема 4: Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Диалектика как учение о развитии и универсальный метод. Структура диалектики (категории, законы и принципы), ее регулятивный характер и основные функции. Диалектика и метафизика. Понятие развития. Развитие, движение, изменение, эволюция, коэволюция, прогресс, регресс.

Причина и следствие. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Вероятность. Детерминизм и индетерминизм в природе.

Закон единства и борьбы противоположностей как источник развития. Универсальность закона, его неразрывная связь с развитием и самодвижением. Противоположности и противоречия. Взаимодействие противоположностей. Разрешение противоречий как источник развития. Типы противоречий.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Переход одного качества в другое на основе количественных изменений. Качество, количество, мера. Способы преобразования качества. Воздействие нового качества на количество. Качество и свойство. Скачок и его виды.

Закон отрицания отрицания. Прогресс как результат двойного отрицания-снятия.

Принципы диалектики: объективности, всесторонности, конкретности, историзма, противоречия, единства качественной и количественной определенностей, детерминизма, причинности, отрицания отрицания.

Подмодуль «Методология»

Тема 5: Научное познание и его методы.

Философия и методология науки как форма самопознания. Характеристика эмпирического и теоретического уровней научного познания; их структура и взаимосвязь.

Метод и методология. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Общелогические методы и приемы познания. Частнонаучная методология. Взаимодействие методов. Методологические функции философии в научном познании. Современная наука и новые методологические тенденции. Роль философской методологии в экономическом познании.

Глоссарий

Абстракция(от лат. – отвлечение) – отвлечение от деталей с целью выявления универсального, общего.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Артефакт– искусственный факт, результат человеческого творения.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Бессознательное:

1. Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.).

2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

3. В философской и экономической литературе термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

Бытие:

1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир.

2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В данном случае бытие следует отличать от реальности, существования, действительности и т.д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

Вера –состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающее эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

Время – форма бытия материи, характеризующаяся длительностью существования всех объектов и последующие смены состояний.

Всеобщее – закон связи единичного, синоним единства многообразия.

Гносеология– теория познания, раздел философии, изучающий взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания, возможности и границы познания.

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

Диалектика - это учение о всеобщей связи, о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; это учение, которое занимается рассмотрением вещей, их свойств, их отношений, их умственным отражением во взаимной связи, в движении (в возникновении, противоречивом развитии и исчезновении).

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, материального и идеального. Дуализм противостоит монизму, исходящему из признания в качестве первоосновы лишь одного начала. Наиболее крупный представитель дуалистических взглядов – Р.Декарт.

Единичное – нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры, предел количественного деления данного качества. Диалектическая противоположность всеобщего.

Единство – притяжение отталкивающих друг друга моментов, каждый из которых сам по себе не имеет силы.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.

Индукция– вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы.

Истина– Вероне, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.

Материя – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Метод (в широком смысле) – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Методология:

1. Система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.).

2. Учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Монизм– способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции). Противоположность монизму – дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Мышление - всеобщая способность человека, не просто наряду с другими психологическими способностями наличествующая, но то, что «сообщает всему человеческому его человечность».

Научная картина мира - синтетическое образование, соединяющее на базе наиболее фундаментальной научной теории многообразные гипотезы и идеи в самых различных областях знания. В отличие от конкретной научной теории, научная картина мира говорит не о какой-то конкретной области знания, но о мире в целом. Научная картина мира представляет собой целостное конкретно историческое полотно представлений о структуре, основных законах и тенденциях развития универсума, обусловливающее стиль и способ научного мышления. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.

Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Отражение – всеобщее свойство объектов и явлений материальной природы, это взаимодействие, процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого.

Плюрализм – учение, признающее множество несводимых начал мира.

Подход – по сравнению с методом осуществляет стратегическое направление исследования и не является непосредственным орудием познания (e.g. системный, структурный, функциональный, вероятностный – образованы на базе общенаучных категорий, имеющих немалое методологическое значение).

Прием – под ним мыслится какое-то одно единичное действие (например, логический анализ – прием мысленного расчленения предмета на части). Прием может быть совершенно автоматическим, его отличает автоматизм. В отличие от приема метод – более сложное образование. Метод – это совокупность познавательных операций, определенным образом субординированных: например, статистический метод – совокупность однородных исследовательских приемов, применяемых при наблюдении повторяющихся массовых явлений, при их группировке, при обработке собранного материала и извлечении из него общих показателей.

Принцип – фундаментально-теоретическое положение, отражающее наиболее существенные характеристики действительности и являющиеся способом ее познания и изменения (принципы диалектики: объективности, всесторонности, конкретности, историзма, противоречия, единства качественной и количественной определенностей, детерминизма, причинности, отрицания отрицания).

Пространство – форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие.

Психофизическая проблема – проблема, связанная с выяснением соотношения души и тела, психического и физиологического.

Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

Система – общенаучное понятие, выражающее совокупность устойчивых связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях (структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов (прежде всего, социальных систем), в которых каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)).

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочно целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самоконтролируемом поведении человека.

Структура– совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание. В категории субстанции зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, которая для своего обоснования не требует ничего другого.

Существование – все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Существование вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни только к их бытию. Только единство сущности и существования, бытия и становления дает возможность понять все существующее.

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Эвристика (от греч. отыскиваю, открываю) – комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи. Для этого используются различные методы, основанные на синтезе сознания и бессознательного: вдохновение, инсайт, озарение, медитация, «мозговой штурм» и т.д. Эвристические приемы и методы – способы поискового мышления, которые не могут быть точно описаны аналитическими средствами.

Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности.

3.2. Практический блок учебных единиц.

3.2.1. Вопросы для систематизации материала, темы вариативных заданий и литература.

Семинар 1. Онтология как философская наука о бытии

1. Бытие как фундаментальная категория философии и ее развитие в истории философии.

2. Понятие материи. Философское и естественнонаучное понимание материи.

3. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

Литература:

1. Философия. Учебный курс / Под ред. Проф. А.Н. Ерыгина. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, Издательский центр «МарТ», 2004. разд. III, гл. 9, 10.

2. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 1999. Разд. II. Вопр. 68-73.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: в 2-х ч. М.: Политиздат, 1990. Ч. II. - Гл. 4, разд. 1-4.

4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Ростов н/Д: Издательство «Гефест», 1997. Разд. II., Тема 8, 9, 11-17.

5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 6-14, 84-97, 126-129, 149-177, 230-238.

6. Мотрошилова Н.В. Бытие // Вопросы философии. 1989. № 4

Темы вариативных заданий:

Наши рекомендации