Модуль 2. Фундаментальная философия.

Модуль может содержать 5 подмодулей и промежуточный контроль:

Модуль Модуль «Фундаментальная философия»
Подмодули Бытие Сознание Познание Диалектика Методология
Учебные единицы л   с/з   срс л с/з срс л с/з срс л с/з срс л с/з срс
часы      

3. Дидактические цели и задачи модуля:

а) Предполагает освоение студентами основных философских категорий, получение знаний в области учения о бытии, сознании и познании, уяснение категорий и принципов познавательного процесса.

Цель Модуля «Фундаментальная философия»: изучение основных философских категорий, онтологической, гносеологической и методологической проблематики в философии.

Задачи модуля:

- изучение фундаментальных категорий и понятий онтологии и гносеологии (бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, сознание, мышление, познание, истина, субъект и объект познания, заблуждение и др.);

- рассмотрение проблем бытия, пространства, времени, движения, сознания с точки зрения современной философии и науки;

- ознакомление с современными представлениями о познавательной деятельности, субъект-объектных отношениях, проблеме и критериях истины;

- раскрытие системы законов, категорий и принципов диалектики;

- выработка представления об основных методологических понятиях, категориях и принципах, а также о научных и философских методах.

б) в результате

Студент должен знать: Студент должен уметь:
- фундаментальные понятия и принципы, с помощью которых описываются способы отношения человека к миру; - понятие о сознании и бессознательном; о многомерности человеческого бытия, о проблемах человеческой экзистенции, свободы, особенностей его бытия-в-мире; - понятие познания, истины, соотношение знания и веры; связи мышления с языком; - основные категории, законы и принципы диалектики; - основные понятия методологии научного познания, основные методы и подходы познавательной деятельности. - распознавать и сравнивать категориальные матрицы, описывающие разные способы отношения человека к миру в разные эпохи; - ориентироваться в классических и неклассических концепциях сознания, критически сопоставлять их возможности и подходы к социально-этическим проблемам, сформулировать собственное отношение к ним; - использовать разные модели субъект-объектного отношения для анализа познавательной практики – как отраженной в изучаемых текстах, так и своей собственной; - обнаруживать и анализировать проблемные ситуации и противоречия в изучаемой профильной предметной сфере, использовать эвристические возможности диалектического метода; - использовать освоенные элементы общенаучной и философской методологии при анализе разного рода познавательных ситуаций.

Формы обучения

предполагают теоретические (лекции) и практические (семинары и самостоятельные творческие задания – рефераты, доклады, оппонирование, рецензирование докладчикам) занятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Подмодуль «Бытие»

Тема 1: Учение о бытии.

Место онтологии в структуре философского знания. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Универсальность и фундаментальность категории бытия, ее современное философское понимание. Становление понятия бытия в учении Парменида и развитие представлений о бытии в истории философии.

Категория «материя» и проблемы ее определения. Философское определение материи с точки зрения всеобщего. Формирование представлений о материи в истории и философии науки. Революции в естествознании, их влияние на философскую категорию «материя». Философское и естественнонаучное представление о материи. Материальное единство и многообразие мира. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи. Идея неисчерпаемости материи.

Атрибуты универсума. Движение как способ существования материи. Движение как «изменение вообще». Формы движения материи и их взаимодействие. Пространство и время как формы бытия материи. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Свойства пространства и времени.

Исторические формы отношения человека к природе. Экологический кризис: причины, проблемы, перспективы. Экологическое мировоззрение и экологическая культура. Биосфера и ноосфера. Единство человека, Земли, Галактики, Вселенной. Гипотезы космопланетарного характера земной жизни и зависимости антропогенеза от земных процессов.

Подмодуль «Сознание»

Наши рекомендации