Тема 4: Основные течения западной философии ХХ века
Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Основные философские течения конца 19 века и 20 века. Позитивистская философия. «Первый позитивизм» (К.А. Сен-Симон, О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер). Возникновение позитивизма (О. Конт). Исторические условия и идейные предпосылки формирования позитивистских идей. Специфика "позитивного метода" как оппозиции традиционной философской (метафизической) рефлексии. «Второй позитивизм» — эмпириокритицизм. Концепции Р. Авенариуса и Э. Маха.
Психоанализ: проблема бессознательного (З. Фрейд). Позитивистские философские направления: неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер). Феноменология Э. Гуссерля: интенциональность, «жизненный мир», психологизм, интуитивизм. Экзистенциализм: человек и его свобода, социальные кризисы и «пограничные ситуации» (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Проблема жизни и смерти в экзистенциализме. Новейшие тенденции в современной западной философии.
Тема 5: Отечественная философия 19 – 20 веков
Особенности развития русской философии 19 первой половины 20 вв. Общая характеристика русской философии. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники. Философия всеединства Вл. Соловьева. Философская мысль русского зарубежья (Н. Лосский, Н. Бердяев, И. Ильин). Религиозный экзистенциализм Н.Бердяева.
Глоссарий
Абсолютный дух - в учении Гегеля – мировой разум, т.е. вечный, бесконечный, безусловный, совершенный субъект, который содержит в себе все существующее и творит его.
Агностицизм – философское учение, утверждающее непознаваемость мира.
Аксиология -учение о ценностях (философия ценностей).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы)
Апостериори – термин, означающий знание, полученное из опыта.
Априори – термин, обозначающий независимость знания, представления от опыта.
Бытие -одно из центральных понятий философии, категория онтологии, определяющая сущее как таковое.
Всеединство – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех элементов. Всеединство как высший онтологический принцип впервые выдвигается русским философом Вл. Соловьевым.
Генезис – происхождение, возникновение
Герменевтика –метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов
Гносеология– учение о знании, теория познания
Гуманизм -признание ценности человека как личности, его прав и свобод.
Дао – одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и ни где, бесформенно и безымянно.
Даосизм – учение о Дао или «пути» (вещей). Возникло в Китае в VI-V вв. до н.э. Основоположник Лаоцзы.
Детерминизм – в диалектическом материализме система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизму.
Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Дуализм – философское учение, признающее равноправное существование двух субстанций: материальной и идеальной, духа и материи
Западничество - идейное направление в русской философии и русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., представители которого выступали за ликвидацию крепостничества и признавали необходимость развития России по западноевропейскому пути
Идеализм ( от греч. – идея) – одно из основных направлений философии, признающее первопричиной мира духовную субстанцию (сознание, идею, дух).
Иррационализм– ограничение или отрицание возможности разума познать сущность вещей (представители: Ф.Ницше, А.Шопенгауэр).
История философии – 1) исторический процесс развития философии; форма исторического движения философской мысли 2) особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс.
Карма – закон нравственного воздаяния, при котором сумма совершенных живым существом поступков (включая мысли) предопределяет характер его нового рождения и дальнейшего существования.
Картина мира – конкретно-историческая совокупность миропредставлений и мироощущений, включающая как рационально-понятийные, так и чувственно-образные аспекты восприятия и постижения мира.
Классический – идущий из античности, традиционно-образцовый
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через всемогущество, всесильность, бесконечных внешних сил – Космоса и космических циклов (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция)
Логос – термин, первоначально означающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.
Материализм (от лат. – вещественный) – одно из основных направлений философии, противоположное идеализму, представители которого 1. считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя; 2. отождествляли бытие с материей.
Метафизика – философская категория, употребляемая в двух значениях:
1) М. – философия, предметом которой являются сверхчувственные первые причины и предельные основания мира вещей и явлений, включая человека; 2) М. – метод, противоположный диалектическому
Мировоззрение – сложная система взглядов на мир и место человека в нем.
Миф –возникающие на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, герои и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества
Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности
Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Осевое время –одно из ключевых понятий в мировоззрении Ясперса. Осевым временем он называет период с 8 по 2 вв. до н. э., когда определились масштабы и проблемы всего последующего развития мировой цивилизации. В этот период появляется человек современного типа.
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному
Пантеизм – философское учение, мировоззрение, отождествляющее божество и мир
Плюрализм – особый методологический подход, основное требование которого – охватить все стороны и связи изучаемого предмета. Противоположность монизму
Позитивизм(от лат. – положительный) – философское направление, отвергающее метафизику, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное», (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Психоанализ(от греч. душа и разложение, расчленение) – учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Рационализм -философское направление, согласно которому истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование Бога, который влияет на жизнь человека и окружающий мир
Ретроспектива – обращение к прошлому
Сенсуализм -философское учение, признающее единственным источником познания ощущения
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Теизм – религиозно-философское мировоззрение, исходящее из представления о Боге как абсолютном бытии, обладающем полнотой и самодостаточностью
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая философия)
Философия (в переводе с древнегреч. «любовь к мудрости») – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем
Формационная теория -созданная К. Марксом на базе материалистического понимания истории концепция общественного развития.
Экзистенциализм (от лат. – существование) или философия существования - направление западноевропейской философии ХХ века, сформировавшееся под влиянием идей Кьеркегора, философии жизни и феноменологии. В центре его внимания - проблемы смысла жизни, свободы и ответственности. Наиболее яркие представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний (основоположник – Ф. Бэкон), утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
Эстетика - наука о закономерностях освоения человеком мира с точки зрения прекрасного, о сущности и формах творчества по законам красоты.
Этика – дисциплина, объектом изучения которой является мораль.
3.2. Практический блок учебных единиц.
3.2.1. Вопросы для систематизации материала, темы вариативных заданий и литература по каждой учебной единице, включая срс.
Семинар 1. Философия как мировоззрение (2 часа)
Вопросы:
1. Исторические типы мировоззрения. Философия как мировоззрение
2. Возникновение философии. Теория «осевого времени» К.Ясперса
3. Понятие «философия». Предмет философии, ее функции и специфика. Разделы философского знания.
Литература:
1. Философия (полный курс): Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Проф. Ерыгина А.Н. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Изд-во «Март», 2004. стр. 6-36, 39-47.
2. Философия. Краткий тематический словарь. /Под редакцией Т.П. Матяш, В.П. Яковлева. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Мифология, философия, культура. М., 1991. С. 22-186.
4. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2001. С. 5-20.
5. Философия: Учебник для вузов. /Отв. ред. проф. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995 – 1999 (1-е издание). 2000-2002 (2-е издание). Глава 1.
6. Мамардашвили М.К. Из краткого введения в философию //Вопросы философии. 2000. №12. С. 64-73.
7. Мир философии. Хрестоматия. М., 1997. Часть 1, разд. 1, гл.1.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 32-50; 76-84; 456-495. (2-е издание).
9. Философия. Учебник. /Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. Второе издание, переработанное и дополненное. М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2000.
Вариативные задания:
1 Задание. После работы с рекомендованной литературой дайте определения следующим типам философского мировоззрения:
Типы философского мировоззрения | ||
Космоцентризм - это | Теоцентризм - это | Антропоцентризм -это |
2 Задание. Используя приведенную ниже таблицу, ответьте на вопросы:
v Чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?
v Чем отличается философское мировоззрение от религиозного и мифологического?
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ | ||
Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности (опирается на вымысел) | Религия- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности (опирается на веру) | Философия– научно-теоретический тип мировоззрения, направленный на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем (основано на знании, рефлексивно, логично) |
Семинар 2. Античная философская классика и основные достижения средневековой философии (2 часа)
Вопросы:
Античная философская классика: мир идей Платона
Античная философская классика: Аристотель и первая систематизация знания. Аристотель о роли и значении экономики в общественной жизни.
Принципы и основные достижения средневековой философии. Патристика (Аврелий Августин) и схоластика (Фома Аквинский).
Литература:
Антология мировой философии. Том 1. Часть 1. М., 1969. С. 582-592; 592-600; 601-605; Том 1. Часть 2. М., 1970. С. 323-331; 832-862.
Философия (полный курс): Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Проф. Ерыгина А.Н. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Изд-во “Март”, 2004. С. 54-65, 65-82.
Реале Джованни и Антисери Дарио. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х частях. - Часть 1. СПб., 1994. - С. 11-14; 19-26; 7-11; 39-40; 53-62; 63-76, 125-119, 125-129.
Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М., 1988. С. 284-307
Соловьев В.С. Лекции по истории философии. //Вопросы философии. 1989. №6.
Канке В.А. Философия. М.: Логос, 2001. С. 21-28, 28-32, 35-39, 39-44, 52-64.
Философия. Учебник для студентов. /Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. 3-е издание, перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. С. 75-114, 130-160
Философия: краткое учебное пособие: Часть 1: Историко-философское введение /Отв. редактор проф. Ерыгин А.Н. Ростов-на-Дону: Изд-во пед. ин-та, 1995.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. С. 430-445.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 249-263; 351-360.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. М.: Мол. гвардия, 1993.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 9, 102-132. Послесловие Ф.Х. Кессиди.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 18-35, 49-65, 82-100.
Темы вариативных заданий:
1. Доклад: Жизнь и творчество Сократа
v Кессиди Ф.Х. Сократ. - Ростов-на-Дону: Феникс,1999.
v Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1999.
v Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. В 2-х т. – Т. II. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.