Тема 4. Происхождение религии.
Атеистические концепции и их критика
Важность правильного решения вопроса об изначальном характере религии. Критический обзор различных атеистических теорий о происхождении религии: а) просветительская концепция (обман, страх, невежество как причины возникновения религии), б) учение Фейербаха, в) марксистская концепция (классовые корни религии), г) эволюционистская (анимистическая) теория, д) фрейдизм.
Контрольные вопросы:
1. Почему вопрос о времени возникновения религии является столь принципиальным?
2. Сущность просветительской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
3. Сущность марксистской концепции происхождения религии, ее ошибочность.
4. В чем принципиальное отличие марксистской концепции от просветительской?
Литература
1. Гольбах П. Система природы. Ч.2, гл.1. О происхождении наших идей о божестве.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.
3. Фейербах Л. Сущность христианства. Гл.2. Общая сущность религии.
4. Фрейд З. Этот человек Моисей. 4 Приложение.
Христианская и современная научная концепции
Христианское учение об изначальности религии в человеческом роде. Прамонотеизм и возникновение политеизма в результате грехопадения. Доказательства в пользу первоначальности монотеизма. Свидетельства современной науки (этнографии, социальной антропологии) о характере примитивных религий. Сравнение христианской и научной концепций.
Контрольные вопросы:
1. Каков взгляд науки на проблему возникновения религии?
2. Можно ли привести научные доказательства в пользу православного учения о прамонотеизме как первоначальной форме религии?
3. Как отвечает христианство на вопрос о существовании множества различных религий?
Литература
1. Кабо В. Круг и крест. Канберра, 2002. Введение.
2. Зубов А.Б. История религии. М., 1997. С. 3-23.
Тема 5. Вера и разум.
Исторический обзор
Философская апологетика: основные проблемы, методы их решения. Философия и христианство. Отношение отцов Церкви к философии. «Философия – служанка богословия» (Климент Александрийский). Возможность использования различных философских систем для нужд христианской апологетики.
Вера и разум. Необходимость решения проблемы веры и разума для обоснования существования христианской апологетики. Исторический обзор различных способов решения проблемы отношения веры и разума: блаж. Августин («верую, чтобы понимать»), Тертуллиан («верую, ибо абсурдно»), Пьер Абеляр («понимаю, чтобы верить»), Сигер Брабантский (учение о двух истинах). Достоинства и недостатки каждого решения.
Контрольные вопросы:
1. В чем смысл существования различных философских систем?
2. Почему отцы Церкви обращались к различным философским учениям для развития своего богословского учения?
3. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
Литература
1. Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философского знания // Вестник ПСТГУ. Вып. I:16. 2006. С. 45-54.
2. Лега В.П. История западной философии. М., 2009. Т.1. С. 236-237, 241-248, 250-251, 258-265, 319-320, 327-328, 355, 361-362.
Православное учение о вере
«Вера не противоразумна, а сверхразумна». Психологическое и онтологическое понимание веры. Ап. Павел и отцы Церкви о вере. Вера как онтологическое свойство целомудренной души. Причины утраты веры после грехопадения. Два понимания веры отцами Церкви: «вера от слышания» и «вера как уверенность в невидимом». О возможности и ограниченности использования рациональных доказательств религиозных истин.
Контрольные вопросы:
1. Можно ли доказывать религиозные положения или следует принимать их только на веру?
2. Какие можно назвать варианты решения вопроса об отношении веры и разума?
3. В чем смысл определения веры, данное апостолом Павлом (Евр. 11, 1)?
4. Каковы отличия католического и православного понимания веры?
5. Что означает сверхразумность веры?
Литература
1. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. IV, 10-11.
2. Максим Исповедник, преп. Вопросоответы к Фалассию, XXXIII.
3. Лега В.П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов церкви о сущности веры и отношении ее к знанию // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд. М., 2008. – С. 165-182.
4. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Т.1, гл.7-8.
5. Франк С.Л. С нами Бог. М., 1992. Ч.1. Что такое вера?
Проблема истины
Различные определения истины. Критерий истины. Классическая концепция истины: Платон, Аристотель. Когерентная концепция истины: Гоббс, Кант. Марксистская концепция истины. Учение об истине в прагматизме и позитивизме, философии жизни. Недостаточность и противоречивость философского и научного понимания истины. Метафизический, логический и этический смысл истины. Христианство как единственное учение, дающее решение проблемы истины.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность и недостатки классической и когерентной концепций истины?
2. Каковы причины появления марксистского критерия истины как общественной практики?
3. В чем суть учения Ф.Ницше об истине?
4. Почему только христианство может дать удовлетворительное решение проблеме истины?
Литература
1. Лега В.П. Христианство как истинная религия // Лега В.П. Философия Плотина и патристика. М., 2002. С. 81-91.
2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С.10-35.