Тема 10. Человек в информационно-технотронном мире
1. «Информационное общество» как результат развития постиндустриального общества.
2. Революционизирующее воздействие информационной технологии на все сферы жизни современного общества.
3. Социально-философские оценки последствий возникновения «глобальной электронной цивилизации».
Литература: основная [2 (Заключение), 3 (Главы 2.6–2.8)]; дополнительная [31 (Главы 13–24), 32].
Методические рекомендации
Человечество стоит на пороге информационной цивилизации. В развитых странах основные сферы общественной жизни опираются на достижения фундаментальных наук, становясь все более наукоемкими. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.
Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для глубоких социальных изменений, которые охватывают хозяйственную жизнь и труд, социальные отношения, процесс урбанизации области образования и политики. Грядет такое время, когда изменится традиционное представление о работе с такими обязательными атрибутами как прибытие на свое место к началу рабочего времени, пребывание в рабочем коллективе, посещение производственных совещаний и т. п. Человек все это сможет делать, не выходя из своего дома. На смену современному городу, этому монстру придет современная деревня, где большинство будет трудиться в дачных условиях.
Все это окажет существенное влияние на духовно-культурную сферу. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получить необходимую информацию в кратчайшие сроки. Многие естественные человеческие функции найдут свое замещение в искусственных помощниках. Изменяется понятие общение. Человек находит верного друга в лице компьютера, с которым гораздо интереснее, чем с людьми. Это неминуемо должно сказаться на психологии человека. Для примера можно сослаться на мнение Карпова о причинах поражения Каспарова в матче с Крамником. Карпов считает, что Каспаров настолько попал под обаяние аналитических возможностей компьютерных программ, что где-то потерял уверенность при принятии собственных решений за шахматной доской. Следовательно, компьютер может парализовать человеческую волю. Но, с другой стороны, возможность каждому открыть свой сайт в Интернете рождает иллюзию творчества, так как твои мысли становятся достоянием миллионов без всякого предварительного рецензирования со стороны специалистов и оправданного ограничения распространения любой информации.
Все эти проблемы заслуживают самого пристального внимания студента.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные черты информационного общества?
2. С какими процессами связано становление информационного общества?
3. Каково воздействие информационных технологий на социальную структуру общества?
4. Каково влияние распространения возможностей сети интернет на изменение условий труда и быта?
5. Виртуальная реальность: плюсы и минусы.
Тема 11. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Человечество перед лицом глобальных проблем
1. Общественный прогресс и его критерии.
2. Глобальные проблемы современности: сущность, причины и пути разрешения.
Литература: основная [2 (Часть II. Глава 10), 3 (Глава 2.7)]; дополнительная [8 (Глава XIII), 27 (С. 427–504), 37 (Часть V), 38 (Ч. 5), 40 (Ч. 5)].
Методические рекомендации
При всей многозначности цивилизации современное человечество не может не задумываться о перспективах своего развития. Встает проблема общественного прогресса и его критериев. Идея общественного прогресса зародилась в Новое время на гребне наступающей Французской буржуазной революции. В то время общественный прогресс связывали с развитием просвещения. Гегель общественный прогресс связал с осознанием понятия свободы. Марксизм выделил в качестве определяющего условия общественного прогресса развитие производительных сил общества. В эпоху научно-технического прогресса выяснилось, что развитие самих по себе производительных сил не гарантирует человеческого счастья. Стали обращаться к более синтетическим показателям общественного прогресса: качество жизни, образ жизни. Они в свою очередь наполнялись более конкретным содержанием: продолжительность жизни, детская и материнская смертность, уверенность в будущем, чувство удовлетворенности жизнью и т. д. Одним из интегральных выражений общественного прогресса выступает счастье людей.
В данной теме стоит подвести итог существующих глобальных проблем и путей их разрешения. Частично об этом шла речь выше. Студент должен организовать существующие знания по этому вопросу и обозначить пути их решения.
Контрольные вопросы
1. Как понимался общественный прогресс в истории философии?
2. Общественный прогресс – это реальность или иллюзия?
3. Какие можно выделить критерии общественного прогресса?
4. Что угрожает современному человечеству? Какое будущее ждет человечество?
6. Задания для самостоятельной работы студентов