Методическое пособие по курсу «Общая психология»
Методическое пособие по курсу «Общая психология»
(раздел «Речь»)
Введение
Человеческая речь – совершенно особый и необыкновенно богатый канал выразительности. Только одно лишь звучание голоса во многом характеризует текущие психические переживания говорящего. Еще большее значение для понимания человека имеет то, о чем он говорит, какие выбирает темы, насколько учитывает собеседника, умеет его убедить и увлечь, какие использует языковые формы и многое другое, что мы обычно называем содержанием речи. Возможность речи выражать психический мир человека практически безгранична. С позиции психологии речь – это вынесенная вовне психика субъекта, и соответственно, одна из важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающими.
Речь переводит психические феномены в доступный наблюдению процесс. И, наоборот, в случае понимания звучащей речи такой процесс превращается в мысль, психологический продукт. Каким образом происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли – составляет коренной вопрос научных исследований и является глубинным фундаментом многих исследований речи.
Целью данного курса является формирование начального уровня компетентности в сфере общей психологии речи.
К задачам курса относятся: 1) Овладение базовым терминологическим аппаратом в изучаемой области психологического знания; 2) Ознакомление с ведущими теориями производства и восприятия речи; 3) Понимание ключевых механизмов речевого взаимодействия; 4) Видение перспектив использования полученных знаний в профессиональной деятельности психолога.
Рассматриваются общие вопросы теории речевой деятельности, процессы производства и восприятия речи, онтогенез и филогенез речи. При анализе онтогенеза речи исследуются способы, позволяющие ребенку овладеть языковой картиной мира, сформировать языковое сознание. Особое внимание уделено взаимосвязи речи с ведущими когнитивными функциями, в первую очередь, с мышлением. Подробно рассматриваются психологические аспекты знака, значения и смысла и их роль в психической организации человека.
В качестве основы для данной дисциплины используется основной курс общей психологии. Знания, полученные при знакомстве с данной дисциплиной, могут использоваться при знакомстве и с другими дисциплинами, такими как клиническая психология, социальная психология, специальная психология, нейропсихология, возрастная психология и др.
Содержание курса
№ п/п | Темы | Учебный план, часов | |||
аудиторные занятия | самостоятельная работа | итого | |||
лекции | практические занятия | ||||
Введение в психологию речи | - | ||||
Виды и функции речи | - | ||||
Психология речевого акта | - | ||||
Модели производства речи. | - | ||||
Понимание речи. Психология значения и знака. | - | ||||
Развитие речи в фило- и онтогенезе | - | ||||
Нарушения и дефекты речи. | - | ||||
Итого | - |
Значение и предметная соотнесенность слова являются двумя звеньями в едином процессе возникновения и употребления значения слова. Предметная соотнесенность слова осуществляется через его значение. А вот в слове между его чувственной и смысловой стороной существует обычно значительно более тесная, внутренняя связь. Эта связь выступает в фонеме. Фонема – не просто звук, а звук-смыслоразличитель. Это звучание, определенным образом обработанное в системе данного языка специально как носитель определенного смыслового, семантического содержания. В историческом развитии речи звучания возникают в речи как носители некоторых значений.
Речь в структуре психической деятельности. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является ее связь с мышлением. Речь является формой существования мысли, поэтому можно говорить, что между мышлением и речью существует единство. Но некорректно было бы отождествлять речь и мышление: речь не равна мышлению, но речь и мышление едины.
Вопрос о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Современная психология рассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же время самостоятельные реальности. С появлением речи становится возможным отвлечь от объекта то или иное свойство и закрепить представление или понятие о нем в специальном слове. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко она выражается в словах. Чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем отчетливее и понятнее становится эта мысль.
Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. С точки зрения Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (выразительные движения, жесты, мимика). Также есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.
Сознаниечеловека формируется в процессе общения между людьми. Сознательное общение между людьми осуществляется посредством речи. Отсюда следует единство сознания и речи. Согласно Рубинштейну, благодаря речи индивидуальное сознание обогащается результатами общественного опыта, и сознание одного человека становится данностью другого: речь размыкаетдля меня сознание другого человека.
Основная функция сознания – осознание и отражение бытия. Язык и речь выполняют эту функцию специфическим образом: они отражаютбытие, обозначая его.Согласно С.Л. Рубинштейну,язык и речь в их единстве – обозначающее отражение бытия. Если речь определять через язык, то речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В языке фиксируются обобщенные значения, отражающие общественный опыт. В контексте индивидуального опыта эти обобщенные значения приобретают индивидуальное значение и смысл, отражающие личное отношение говорящего. Также, как индивидуальное сознание отлично от общественного, также и речь отлична от языка. Но вместе с тем, они и взаимосвязаны: так же как индивидуальное сознание опосредовано общественным, так же и речь обусловлена языком. Индивид способен сформулировать мысль лишь посредством отложившихся в языке форм общественного мышления.
История исследования речи. Загадка человеческого слова существует с давних времен. Еще в античные времена перед учеными стояла проблема природы и происхождения языка. Обсуждались вопросы, как связаны звук и значение, чем слово отличается от обозначаемой вещи, можно ли через имя воздействовать на носителя имени, каким образом человек выражает себя в речи.
Первая известная науке теория происхождения языка достаточно хорошо известна. Согласно этой теории язык имеет божественное происхождение. Объяснялось, что первоначально существовал один лишь язык и один народ, но однажды люди затеяли дело, не угодное богу, – стали строить город и Вавилонскую башню высотой до небес. Желая помешать им, бог смешал их языки, чтобы они не понимали друг друга. Образовалось вавилонское столпотворение, и люди рассеялись по всей земле каждый со своим языком.
Не обошли вниманием проблему происхождения и функционирования языка и древнегреческие философы. Ставился следующий вопрос: является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называемой вещью? В то время выделялось два крайних направления:
1. Конвенционализм. Ярким представителем данного направления был Аристотель. Основным положением данного направления было утверждение, что язык является результатом соглашения между людьми. То есть само слово является произвольно выбранным знаком для удобства обозначения вещи.
2. Натурализм. Авторитетным представителем данного направления является Платон. Натуралисты считали, что форма слова неслучайна и непроизвольна. Форма слова связана с функцией и содержанием слова. По Платону, слово – это орудие обучения и распределения сущностей. Согласно Платону, для каждого дела отыскивается орудие. Например, чтобы что-то забить или заколотить, было придумано соответствующее орудие – молоток. Сама реальность, данность диктует предметы. Точно так же реальность и сама природа диктуют слова. Такую работу по наименованию вещей и действий производят люди, которые наиболее чутко чувствуют реальность и природу. Эти люди – самые великие умы, и именно поэтому выдуманные ими слова легко принимаются другими членами общества. Эти люди – «законодатели». Они умеют воплощать в звуках то самое имя, какое в каждом случае назначено от природы. Платон подробно рассматривает вопрос о «естественности» изобретаемых слов. На примерах он показывает, что в словах путем использования подражания звучанию воспроизводится сам предмет. Поскольку не все слова поддаются такого рода объяснению, то вводится идея их испорченности в результате хождения слов среди людей. Кроме того, испорченность возникает при заимствовании слов из других языков.
XVII век принес с собой идею рациональности в понимании природы языка. Рене Декарт утверждал, что в основе языка лежит рациональное мышление. Мышление порождает язык, и каждому акту мысли есть соответствие в языке. Джон Локк в своём трактате «Опыт о человеческом разуме» помещает главу «О словах». По мнению Локка, слова – это произвольно выбранные обозначения идей. Слова не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями. Назначение слов – быть понятными для выражения идей. В то же время с помощью слов создаются новые и абстрактные идеи, что дает человеку возможность развиваться в особое высшее существо на земле. В этом смысле Локк выступает как конвенционалист. Мы знаем, что Локк был сенсуалистом и высказывал идею первенства внешних воздействий в усвоении языка.
В противовес Локку Лейбниц утверждал, что слова – вовсе не конвенциональные знаки. Они не так уж и произвольны и случайны. Лейбниц утверждал, что естественная природа языков основана на звуках. Лейбниц изучал этимологию языков Азии, Исландии, Африки, пытался выявить взаимосвязь формы слов с условиями проживания аборигенов, условиями исторического развития. Кроме того, Лейбниц сам искал некий общий для всех философский язык, который бы помог в анализе «нашего мышления».
На смену рационализму XiX век принес романтическую идею: язык – проявление духа. Сущность языка состоит в том, как дух обнаруживает себя в языке. Крупнейшим представителем этой позиции стал Вильгельм Гумбольдт. Он был знатоком многих языков и исследовал, как языки разных типов образуют слова, каковы способы обозначения их родства, как слова связываются в предложении и каким образом обозначается эта связь. Он пришел к мысли, что эти операции необходимы человеческому духу для самовыражения, и они представляют собой чисто умственную сторону языка, его внутреннюю форму. Внутренняя форма языка тесно связана с системой понятий человека, его видением мира. Даже при простом наименовании предметов человек выражает отношение к ним, свой взгляд на предмет. При этом язык выражает дух не только одного человека, но целого народа. Национальный характер языка проявляется в словосочинении, речевых периодах. Народы с сильным и поэтическим духом имеют сложный язык. Гумбольдт ввел понятие «языкового сознания». Язык создает народное языковое сознание, и, в свою очередь, развитие языка способствует закреплению культурных привычек.
Среди последователей Гумбольдта видное место принадлежит нашему соотечественнику А.А. Потебне. Он, как и Гумбольдт, опирался в своем исследовании на знание многих языков. Главная тема его труда – вопрос о соотношении языка и мысли. Основная идея Потебни состояла в том, что язык формирует мысль, является порождающим мысль механизмом. Например, грамматические категории дают возможность развиваться мысли. Рост предикативности в языке связан с эволюцией сознания, когда идея процесса, движения, динамики становится ведущей. Идеи Потебни перекликаются с идеями философа Витгенштейна. Хорошо известна его фраза «Границы моего языка являются границами моего мира» или в другом переводе «Границы моего сознания очерчены моим языком».
Вопросами психологии речи задавался и Вильгельм Вундт. Он интересовался вопросом происхождения человеческого языка и объяснял его общей, присущей всем людям способностью выражать свои чувства и аффекты. Язык, по мнению Вундта, имеет то же происхождение, что и жесты, крики радости или горя, являясь средством выражения психологических состояний и эмоциональной сферы. Большое значение Вундт придавал природным звукам, предполагая, что именно они составляют натуральную основу языка.
Исследователи, примыкавшие к Вюрцбургской школе (Кюльпе, Ах), понимали процесс формирования высказывания как воплощение мысли в развернутую речь, а процесс понимания – как процесс перехода от развернутой речи к мысли. Сама исходная мысль понималась ими как неоформленная интенция, не опирающаяся на наглядные образы, не имеющая никакого речевого оформления, как чистый духовный акт, а превращение мысли в речевое сообщение принималось как процесс воплощения готовой духовной мысли в столь же готовую оболочку грамматически построенной речи.
Тема 2. Виды и функции речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внутренняя и внешняя речь. Обычно выделяют три вида речи: внешняя, внутренняя и эгоцентрическая. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная и письменная речь делятся на монологическую и диалогическую. Рассмотрим подробно обозначенные виды речи.
Внешняя речьявляется основным средством общения. Это речь, обращенная к другому человеку, речь для другого, которая произносится, слышится и понимается окружающими. Внешняя речь направлена на взаимодействие и характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.
Внешняя речь в свою очередь делится на устную и письменную речь. Устная речь выступает в двух формах – диалогической и монологической. Диалог– речь, которая обусловлена ситуацией и контекстом предыдущего высказывания. Диалог представляет собой быстрый, непроизвольный процесс двустороннего обмена информацией. Диалог – это разговор по очереди, в котором для каждого партнера чередуются периоды говорения и слушания. Устная диалогическая речь обладает следующими отличительными характеристиками: 1. Наличие обратной связи. Обмен информацией осуществляется при помощи поддержки, т.е. собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль и таким образом установить обратную связь с говорящим. Для диалога наличие обратной связи является одной из важнейших характеристик. 2. Свернутость во времени.В диалоге собеседникам многое понятно потому, что оба владеют ситуацией. Для посторонних диалог мало понятен. В детском возрасте диалог затруднен, и только взрослый способен на полноценный диалог. Ребенку трудно удержать внимание на собеседнике и на том, что он говорит; ребенок быстро перескакивает на другие темы. Для ребенка в силу его эгоцентризма – главное – донести свою информацию или получить информацию, но он пока не способен ей обмениваться. Зачастую такие ситуации наблюдаются и среди здоровых взрослых.
Устная монологическая речь –это относительно развернутая форма речи; это речь одного человека не прерываемая репликами других людей. Представляет собой последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний, информации одним человеком, без опоры на речь собеседника. Монолог в идеале должен быть насыщен экспрессивными мимическими и жестовыми средствами, что подчеркивает значимость речевой информации. Будучи рассчитанной на определенную аудиторию, она однако не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (например, при выступлениях в СМИ). Монолог характеризуется также и тем, что его можно планировать заранее. Вместе с тем, умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание.
Письменная речь – речь, реализованная в форме, доступной для зрительного восприятия, в виде письменного текста. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность читающему использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и пр.
С точки зрения используемых средств, письменная речь отличается от устной на трех уровнях: 1) в ней используется графический код (письменность); 2) для подчеркивания смысла написанного используются не интонационные, а лексические приемы (сочетания слов), грамматика и знаки препинания; 3) существуют языковые формы, обязательные в письменной, но необязательные в устной речи.
В письменной речи также выделяются монологическая и диалогическая формы. Монологическая письменная речь характеризуется развернутостью и произвольностью. Письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи. Собеседник в этом случае не может переспросить нас, уточнить, обратить внимание на ошибки. Примерами монологической письменной речи могут быть сочинение, конспект лекций, письмо, литературное произведение. Диалогическая письменная речь характеризуется наличием обратной связи и, в некоторых случаях, экспрессивного компонента. В качестве примеров письменной диалогической речи могут быть записки, общение в интернет-чатах и ICQ. В качестве экспрессивных компонентов выступают специальные знаки неграмматической природы, например, смайлы.
Основными средствами воздействия в письменной речи остаются сами слова, их порядок и знаки препинания. Осуществляя высказывание в письменной форме, мы можем сознательно или бессознательно соотнести это высказывание с тем содержанием, которое мы хотели высказать, и в случае несоответствия мы можем отказаться от него и начать сначала, тем самым, оттачивая внешнюю форму высказывания. В устной речи такой перебор невозможен. Для того чтобы осуществить наиболее подходящий подбор формы для задуманного содержания, человек пользуется внутренней речью. То есть, прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо проговорить во внутреннем плане. Формирование письменной речи – это трудоемкий процесс, так как он требует от человека абстракции двойного уровня. На первом уровне выделяются существенные признаки предметов, явлений и фактов, а затем используется соответствующее слово. На втором уровне это слово наделяется определенным знаком, и этот знак записывается независимо от слова. Естественно, эти два уровня требуют сформированности мышления.
Внутренняя речь.Понятие внутренней речи впервые было предложено Л.С. Выготским. Он определял внутреннюю речь как «особый внутренний план речевого мышления, опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь обладает следующими свойствами: 1) отсутствие фонации; 2) предикативность (то есть опускаются все подлежащие и присутствуют одни сказуемые); 3) сокращенность; 4) преобладание смысла над словом; 5) несовпадение семантики внутренней речи с семантикой внешней речи. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы сбрасывает с себя выполнение своей первичной функции, ее породившей: она перестает быть непосредственно средством общения, для того чтобы стать, прежде всего, формой внутренней работы мысли. Внутренняя речь является, таким образом, средством мышления. Она лишена фонации, то есть внешнего слышимого звукового оформления. Она протекает в мыслительном плане, осуществляет функции планирования деятельности и функции обработки информации. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью, отрывистостью и ситуативностью. Не служа целям сообщения и коммуникации, внутренняя речь все-таки имеет социальный характер. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: «внутренняя» речь есть производная форма от речи «внешней». Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру, но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы ее социального происхождения. Внутренняя речь и протекающее в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения. Итак, внутренняя речь социальна по своему происхождению. Но она также социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник.
По-видимому, благодаря свернутому характеру внутренней речи и отсутствию внешней звуковой формы, внутренняя речь зачастую интеллектуализировалась и отождествлялась с мышлением. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления.
Эгоцентрическая речь –этоуникальное сочетание внешней и внутренней речи. По способам проявления эта речь внешняя, то есть она звучащая, вокализованная. Но по функциям и структуре эта речь внутренняя. Это мысли и рассуждения вслух, которые осуществляются в вопросно-ответной форме и могут быть интерпретированы как разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Эгоцентрическая речь позволяет преодолевать затруднения и препятствия, возникающие в сознании. Это речь для себя. Термин «эгоцентрическая речь» был введен Жаном Пиаже и использовался только для характеристики детской речи. Пиаже предполагал, что речь ребенка развивается от диалога с другими и с самим собой. Эгоцентрическую речь Пиаже рассматривал как временный этап в речевом развитии. Она появляется сравнительно поздно, ее пик приходится на 3 – 5 лет. Суть эгоцентрической речи состоит в том, что, якобы не общаясь ни с кем, тем не менее, ребенок создает себе социальный резонанс. Это разговор с собеседником, который все понимает и со всем соглашается. Такой монолог способствует выражению эмоций и одновременно выполняет функцию осмысливания. Эгоцентрическая речь является предпосылкой становления планирующей функции мышления. На первом этапе своего развития она сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если эта деятельность вызывает у него определенные затруднения. На протяжении дошкольного возраста эгоцентрическая речь изменяется. В ней появляются не просто констатирующие высказывания, но и планирующие, регулирующие. С возрастом эгоцентрическая речь интериоризуется, превращается во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Однако Выготский говорит о том, что эгоцентрическая речь не совсем исчезает у взрослых. Мы с вами часто разговариваем со своими собаками и кошками, а также «приговариваем» в процессе работы и прочих занятий, «обращаясь» к неодушевленным предметам. Часто эгоцентрическую речь можно наблюдать у преподавателя, когда в поиске ответа на заданный вопрос, он под нос начинает вербальный поиск ответа, рассуждает вслух. Эгоцентрическая речь у взрослого человека проявляется в моменты затруднений и эмоционального напряжения. (Примеры: «вот я тебя», «ах ты гадость» - при виде таракана; «ах ты, бедняжка, сейчас мы тебя польем» - обращение к цветку; «ну где же вы?» - в поисках ключей).
Разговорная речь –это спонтанная, непринужденная устная речь образованных носителей современного русского языка. Эта речь лишена черт просторечия и свободна от уличного жанра и диалектизмов. Это особая языковая система. РР характеризуется следующими свойствами: 1) неподготовленность, спонтанность речевого акта; 2) непринужденность высказывания; 3) непосредственное участие говорящих в речевом акте. Разговорную речь мы можем наблюдать в автобусе, магазине, на обеденном перерыве, во время телефонной беседы. Непринужденность определяется наличием между участниками речевого акта неофициальных отношений. Поэтому, например, из круга рассматриваемых текстов выпадает обмен мнениями на каком-нибудь официальном собрании, где говорящие пользуются устной формой кодифицированного литературного языка. Особенностями разговорной речи являются:
1. Синкретизм. Это стяжение многого в одно, своего рода уплотнение. Синкретизм проявляется в использовании бессоюзных структур («голова болит.. выключи..» - «у меня болит голова, выключи свет» или «зонтик.. промокнешь...» - «возьми зонтик, а то промокнешь» )
2. Расчлененность. Это обратный синкретизму процесс. Проявляется в таких единицах, как неоднословные номинации типа «дай чем разрезать», «есть чем писать», «возьми чем укрыться». Эти выражения расчленены по форме, но синкретичны по содержанию, поскольку «чем писать» - это карандаш или ручка. В плане содержания расчлененность проявляется в высокой продуктивности производных слов. Например, «прочищалка, хваталка, держалка».
3.Наличие общей апперцепционной базы. Этот термин был введен в начале XX в. в рамках лингвистической науки. Под общей апперцепционной базой понимается «связный, целостный, системный запас общих знаний, свойственный всем носителям языка; совокупный социальный опыт». Наличие общей апперцепционной базаы предполагает одинаковое понимание собеседниками того конкретного момента, когда происходит коммуникация.
Функции речи.
1.Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь основана на «общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам, ему подобным, то есть другим людям» (Бодуэн де Куртенэ).
2.Знаковая (сигнификативная) функциявыражается в способности обозначать предметы с помощью речи. Здесь имеется в виду как письменная, так и устная речь. Данная функция формируется на основе коммуникативной функции. Общение, общественная жизнь превращают крик в носителя значения. Выразительное значение из непроизвольной разрядки может стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект замечает то воздействие, которое оно оказывает на других. Например, ребенок сначала издает крик потому, что он голоден, а затем пользуется им, чтобы его накормили. Звук сначала выполняет функцию обозначения объективно, служа сигналом для другого. И благодаря этому он нами осознается как сигнал, приобретает для нас значение.
3.Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Понятие ВПФ введено Л.С. Выготским и развито А.Р. Лурия и другими отечественными психологами. Отличительной особенностью ВПФ является их произвольный характер. Предполагается, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально ВПФ была как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей (знаков), среди которых наиболее важную роль играет речь. Сначала человек с помощью знаков овладевает поведением другого, а затем научается регулировать и собственное поведение. В результате процесса интериоризации внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственным поведением.
А.Р. Лурия и Е.Д. Хомская в своей работе «Лобные доли и регуляция психических процессов» (1966 г.) показали связь регулирующей функции речи с передними отделами полушарий. Регулирующая функция речи зависит от сохранности лобных долей. Особенно нарушение регулирующей функции проявляется в диалогической речи. Больные с поражением лобных долей легко отвечают на вопросы эхолалическим повторением. Такой больной легко отвечает на вопрос «Вы сегодня обедали?» - «Обедал», но не может ответить на такие вопросы, как «Чем вы обедали?». Второй вопрос требует активного нахождения новых речевых формулировок. Итак, поражение лобных долей мозга приводит к своеобразной картине нарушения речевой коммуникации, для которой характерно нарушение мотивов возникновения сообщения, невозможность оформить исходный замысел или мысль и создать сколько-нибудь прочную программу, которая направляла бы речевой процесс и создавала бы четкое речевое сообщение. в резком контрасте с этим стоит тот факт, что вся исполнительная сторона речевой деятельности остается сохранной. То есть больной, располагая всеми лексическими и синтаксическими возможностями, оказывается практически лишенным развернутой речевой деятельности.
Обозначенные выше функции речи являются основными. В качестве дополнительных можно выделить следующие.
Экспрессивная функция – выражение эмоций и чувств.
Эстетическая функция – осуществляется в том случае, если в речи на первый план выходит форма речевого высказывания (комплимент, песни на незнакомом языке и пр.).
Регулирующая – организация и объединение других психических процессов (как собственных, так и других людей).
Интеллектуальная (развивающая). Речь является средством существования общественного опыта, а также способом осуществления интеллектуальной психической деятельности.
Восприятие речи.
Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие и понимание грамматической формы организации речи требует знания лингвистических закономерностей ее построения. Уровневость восприятия отражает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений. Процесс восприятия речи включает в себя рецепцию видимых (графический образ) или слышимых элементов языка (слуховой образ) и формирование представлений об их значении. Восприятие речи разворачивается на двух уровнях: 1) собственно восприятие и 2) понимание речи. Понимание – это расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемой речью. В ходе понимания реципиент устанавливает между словами смысловые связи. В результате осмысления слушатель может прийти к пониманию или к непониманию смыслового содержания высказывания. Важно отметить, что само понимание психологически характеризуется разной глубиной. Выделим 3 уровня понимания:
1. Начальный уровень свидетельствует о понимании только основного предмета высказывания, то есть того, о чем идет речь. Находящийся на данном уровне понимания слушатель может только сказать, о чем говорили, но не может воспроизвести содержание сказанного. Смысловое содержание служит как бы фоном, на котором реципиент может определить основной предмет высказывания.
2. На втором уровне слушатель понимает не только то, о чем говорили, но и что было сказано. Реципиент понимает весь ход изложения мысли говорящего, отслеживает развитие мысли
3. На высшем уровне реципиент понимает не только то, о чем и что говорилось, но и зачем этого говорилось. Слушающий понимает мотивы, побуждающие говорить именно так, а не иначе, понимает внутреннюю логику высказываний.
Развитие речи в онтогенезе
Слово становится сигналом сигналов не сразу. У ребенка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные (покачиваение) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во 2-й половине первого года жизни. Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык в течение все жизни, и какой язык он усвоит как родной, зависит от среды, в которой он живет и от условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет, а по некоторым данным после 5 или 3 лет, способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается.
Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, когда взрослый с ним заговаривает. После 3-х месяцев, когда ребенок в хорошем расположении духа, он постоянно издает звуки, гулит.
Развитие речи у ребенка от 0 до 3 лет.В младенческий период (до 1 года) ребенок находится на доречевом, подготовительном, этапе развития. До 1 – 2 месяцев вокализации преимущественно представлены криком. Вокализации, в основном, сигнализируют о витальных потребностях организма ребенка. Ко 2-му месяцу младенцы начинают произносить ряд гласных и согласных звуков, а также издавать щелкающие и булькающие звуки, а также такие звуки, которые отсутствуют в родном языке. В 2 – 3 месяца ребенок понимает интонации взрослого и реагирует на них соответствующим образом. К трем месяцам в репертуаре ребенка появляется гуление. В 4-5 месяцев появляется певучее гуление и горловые переливы. В этот период происходит нарастание эмоционального компонента, появляются первые реакции нежности, ребенок интонацией выражает свое недовольство или радость. В 6 месяцев гуление переходит в лепет, в котором представлены все звуки человеческой речи. Лепет представляет собой отдельные простые слоги, такие как «ба», «ма», «па» и другие. В этом возрасте на вопрос «Где?» ребенок находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте. В 8-9 месяцев по слову взрослого выполняет ранее освоенные действия («Дай ручку, Ладушки», «Полетели-полетели»). В этом возрасте ребенок уже знает свое имя и откликается на него. Громко и четко произносит и повторяет за взрослым различные слоги (лепет): «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В 10 месяцев в лепете появляются новые звуки: ребенок повторяет за взрослым незнакомые слоги, которых нет в лепете. Что касается понимания речи, то ребенок в этом возрасте по просьбе «Дай» легко находит и подает знакомые предметы, а к 11-12 месяцам понимает без показа названия предметов и выполняет поручения («Принеси», «Отдай», «Положи на место», «Возьми»). В 10-11 месяцев ребенок обычно уже знает имена близких ему взрослых. К году ребенок способен произносить несколько облегченных слов, таких как «мама», «би-би», «дай» и другие. Начиная с 12 месяцев начинается речевой этап развития, и запас понимаемых слов быстро расширяется. Активная речь также развивается, ребенок все более активно пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивлении и радости. К 1,5 годам ребенок может произносить до 50 облегченных слов, а к двум годам уже использует двухсловные выражения. К трем годам словарный запас быстро растет и в активной речи достигает объема порядка 1000 слов.
Развитие речи у ребенка в дошкольном детстве (3 – 7 лет).В дошкольном возрасте расширяется круг общения у детей дошкольного возраста. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к разв<