Модели усвоения грамматики языка

Нативистская модель формирования грамматического строя речи положила начало целому направлению в изучении языкового онтогенеза (Chomsky N., 1980, Pinker S., 1984, Roeper Т., Williams E., 1987). Данная модель построена на теоре­тической позиции, согласно которой существуют универсальные языковые пра­вила синтаксического Построения высказываний, закодированные генетически. Ребенок рождается, имея этот набор правил в готовом виде, то есть владеет так называемой «врожденной универсальной грамматикой». В соответствии с гене­тической программой в определенном возрасте с заданной последовательнос­тью эти правила лишь эксплицируются. Языковая среда только вносит некото­рые коррективы, отражающие специфику конкретного языка. Система правил, на основе которых строится предложение, логика самой процедуры перехода от глубинного к поверхностному синтаксису были описаны Н. Хомским в теории порождающей трансформационной грамматики. Эта модель, по существу, яв­ляется не объясняющей, а описывающей возможные способы перехода от смысла к грамматической структуре высказывания. Иначе говоря, она не касается ре­альных механизмов порождения высказывания (Green J., 1976).

11. Хомский полагал, что функциональная систему языка является питоном НОЙ, не зависящей в своем развитии от других психических функций. Это по ПОЖение известно как «гипотеза модулярности», которая нашла применение i ie только в лингвистике, но и в психологии. Языковая система рассматривав I l ч как особый, автономный модуль, функционирующий и развивающийся не-тнисимо от других когнитивных способностей. Фактически эта модель не ПОД I |азу мевает наличия у ребенка способности научиться чему-либо в сфере язы ка, ■по не было бы генетически предопределено. В ней не находят объяснения многочисленные факты, свидетельствующие о том, что дети используют раз шло стратегии усвоения языка (Nelson К., 1973, Bloom L., 1973), многие ее по-ножения не получили экспериментального подтверждения. Тем не менее и сей­час это направление достаточно активно развивается.

В когнитивной модели процесс усвоения грамматики ребенком представля­ется составной частью его когнитивного развития. Логика грамматических сия лей мыслится как отражение логики познания мира и связей явлений, причин и следствий событий. Грамматика языка соотносится с «грамматикой» поведе­ния. «Порядок элементов в языке параллелен порядку в практической деятсл ь-пости или в процессе познания» (Greenberg J., 1963, с. 150). Именно это явля­ется причиной существования грамматических универсалий, общих для Сюльшинства языков, Дж. Брунер подробно проанализировал структуру взаи­модействия матери и ребенка в процессе совместных игр-коммуникаций. На основании этих экспериментов он делает следующий вывод: «По-видимому, можно утверждать, что ребенок узнает грамматические правила, необходй мые идя построения и понимания предложений, через их соответствие концепту альной структуре, создаваемой для регуляции совместного действия и совмест­ной направленности внимания. Это было бы равносильно утверждению о том, что грамматика возникает, как набор правил, извлеченный из совместно регу­лируемой деятельности, которая стала кодифицироваться в культуре языково­го сообщества» (Брунер Дж., 1984, с. 45). Из вышеприведенной модели логи­чески следует вывод, что в основе процесса усвоения ребенком грамматики лежит ряд когнитивных механизмов, общих как для вербальных, так и невер­бальных процессов. На основе данных, полученных в серии собственных экс­периментов, и обобщая материалы других авторов, Е. Bates с соавторами опи­сали следующие невербальные когнитивные механизмы, участвующие в процессах порождения речи и формировании этих способностей.

Аналитический механизм, который сегментирует поступающую извне ин­формацию, вычленяет инвариантные ее характеристики и устанавливает тип корреляций между звукокомплексами и значением. Этот механизм участвует в обеспечении понимания речи. Он же тесно связан со многими аспектами не­вербальных познавательных процессов.

Механизм, связанный с тонкой моторной координацией, частично ответ­ственен за продуцирование экспрессивных языковых программ на основе использования результатов анализа и понимания воспринятых речевых сооб­щений. Этот же фактор тесно коррелирует с использованием детьми коммуни­кативных жестов на ранних этапах онтогенеза. По мнению автора, он модаль­но неспецифичен.



Наши рекомендации