История изучения и современное состояние проблемы

11НДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.................................................................. 61

2.1.Клиническое направление исследований........................................... 62

2.2. Психо-лингвистическое направление исследований......................... 66

2.2.1.Концепции «фонетико-фенематического недоразвития речи» и «общего недоразвития речи» 67

2.2.2. Концепция «нарушения языкового развития» (developmental language disorder), «специфического нарушения языка» (specific language impairment)..................... 68

2.3. Систематика нарушений речевого развития...................................... 7(

2.4. Механизмы первичного недоразвития речи....................................... Т.

2.5. Семиотика первичного недоразвития речи........................................ 7

()( lliiliM ПОГОПЛТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВО IPAI ГА

Глава 3

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ................................................... 78

Глава 4

СЕМИОТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)................................................................................................. 90

4.1. Л ингвопатологические симптомы и синдромы.......................................................... 91

4.1.1. Общие онтогенетические закономерности симптоматики недоразвития речи , .91

4.1.2. Л ингвопатологические симптомы....................................................... ..'•............. 94

4.1.3. Лингвопатологические синдромы..................................................................... ПО

4.2. Неспецифические симптомы и синдромы................................................................... 133

4.2.1. Неврологическая симптоматика....................................................................... 133

4.2.2. Соматотипическая характеристика детей с HP.................................. •........ 136

4.2.3. Психопатологические синдромы...................................................................... 137

Глава 5

СИСТЕМАТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ...................................................... 154

Классификация недоразвития речи у детей...................................................................... 161

Клинико-патогенетическая ось.................................................................................... 165

Нейропсихологическая ось........................................................................................... 166

Психопатологическая ось.............................................................................................. 167

Этиологическая ось.......................................................................................................... 168

Функциональная ось........................................................................................................ 168

Глава 6

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ЧАСТНАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ) .......................................................................................... 169

6.1. Парциальные формы ПНР............................................................................................... 169

6.1.1. Функциональная дислалия................................................................................. 170

6.1.2. Артикуляционная диспраксия........................................................................... 175

6.1.3. Дизартрия развития.............................................................................................. 183

6.1.4. Ринолалия........................................................................................... ..................... 191

6.1.5. Дисграмматизм.................................. '';'.................................................................. 194

6.2. Тотальные формы недоразвития речи......................................................................... 195

6.2.1. Моторная алалия.................................................................................................. 196

6.2.2. Параалалическая форма ПНР............................................ .............................. 215

Глава 7 . < у

ДИНАМИКА ПСИХОРЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ................................................................................................... 229

7.1. Модели взаимодействия субъекта и среды при дизонтогенезе............................ 229

7.2. Концепции психического дизонтогенеза при недоразвитии речи....................... 231

7.3. Системно-динамический анализ дизонтогенеза....................................................... 236

Ml 111'. II ИЬ

Hi.iна 8

МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ......................................................... 249

1 Когнитивные механизмы недоразвития речи............................................................. !49

В.1.1. Механизмы нарушений звуковой стороны речи.......................................... 251

К. 1.2. Механизмы нарушения лексико-грамматической

и прагматической стороны речи....................................................................... 265

|,2, 11г.йропсихологические механизмы недоразвития речи........................................ 273

|ii. ша 9

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ....................... 285

В I Общие методологические принципы диагностики ................................................. 285

1 ! Этапы и содержание диагностического процесса..................................................... 290

9, I, 1 (ринципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер................... 295

I I Исследование импрессивного уровня речевых и языковых

способностей...................................................................................................................... 299

9.4.1. Исследование фонематического восприятия................................................ 299

9.4.2. Исследование фонематических (фонетических) представлений ... 300

9.4.3. Оценка состояния импрессивного словаря.................................................... 301

9.4.4. Понимание фраз..................................................................................................... 302

9.4.5. Понимание логико-грамматических конструкций....................................... 303

9,5. Исследование экспрессивного уровня речевых и языковых

способностей....................................................................................................................... 305

9.5.1. Исследование звуковой стороны речи............................................................ 305

9.5.2. Исследование грамматического строя речи.................................................. 310

Р б, Исследование коммуникативных способностей и диалогической речи .... 314
9,7, Исследование навыков чтения................................................................. ,.................... 315

iпава 10

()(РОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ

II РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ......................................................................................................... 317

10.1. Основные модели оказания логопедической помощи, использую­щиеся в мировой практике 319

10.2. Основные принципы и стратегии оказания помощи детям

с отклонениями в речевом развитии........................................................................... 322

Hi \, Особенности оказания помощи детям раннего возраста..................................... 326

10.4. Психологическая помощь............................................................................................... 1 !<)

10.4.1. Психологическое консультирование родителей...................................... 331

10.4.2. Психологическая помощь ребенку............................................................... 333

10.4.3. Психологическое консультирование педагогов....................................... 336

10.5. Медицинская помощь.................................................................................................... 337

1ЛКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................... 341



I

'.

OCIIOHM ЛОПМ1ЛТОЛОПП1 ДЕТСКОГО UOMl'ACTA

Приложение 1. Характеристика экспериментальных групп, прошедших

углубленное исследование по клиническому составу и полу......... 347

Приложение 2. Основные показатели психической зрелости

В раннем возрасте и признаки риска................................................. 348

Показатели психической зрелости на первом году жизни.............. 349

Показатели психической зрелости на втором году жизни.............. 350

Показатели психической зрелости на третьем году жизни............. 352

Приложение 3. Стандартизованная методика исследования навыка

чтения (СМИНЧ)................................... ............................................ 355

Приложение 4. Методика раннего выявления дислексии (МРВД)........ 358

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 361

ВВЕДЕНИЕ

11роблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относя
щихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолимг-
И1п тике, логопедии. В литературе, адресованной специалистам, оказывающим
помощь таким детям, в большей степени представлен логопедический аспекi
проблемы. Значительно меньше медико-психологической и психолингвист
меткой информации. Данное учебное пособие имеет целью восполнить пробеп
| них вопросах. . <. •'

В научной литературе, посвященной как проблемам психологии развития, кн. и вопросам отклоняющегося развития, изучение когнитивных функции Ц( ни занимает одно из центральных мест. Среди этого весьма обширного Kpyi t иопросов наиболее часто предметами исследования становятся развитие mi.hu ввния и формирование интеллектуальных способностей (Выготский Л. С, 1982, (апорожецА. В., 1986, Гальперин П. Я., 1998, ВенгерЛ. А., 1976,1996, Лебедпп ОКИЙ В. В., 1985, Чуприкова Н. И., 1997, Холодная М. А., 1997, Piaget J., 1932, 1967,1994, Catell R. В., 1971, Gardner H., 1983). Значительно менее изучены пси­хологические закономерности формирования другого рода когнитивных функ­ции — речи и языка. Существует относительно небольшое число исследован nil i ю онтопсихолингвистике, особенно на материале русского языка (Шахнарош 14 Л. М., 1976, 1990, Лепская Н. И., 1997, Цейтлин С. Н., 2000, Леонтьев А. А., IW). Еще менее изучены в психологическом аспекте виды психического ди-u и погенеза, при которых избирательно нарушено формирование речевых и ЯЗЫ­КОВЫХ функций (Белова-Давид Р. А., 1969, 1972, Соботович Е. Ф., 1985, Пере­мени Л. И., Фотекова Т. А., 1993). Недостаток знаний в этой сфере ощущается повольно остро, так как среди разных форм психического дизонтогенеза нару­шения речевого развития занимают по частоте первое место и их распростра­ненность на протяжении последних лет растет. Большинство работ по этой про-11демйтике относятся к педагогическим (логопедическим) исследованиям.

Традиционно расстройства речи считаются прерогативой логопеда (то ее 11. педагога), сферой интересов специальной педагогики. Это связано с тем, ЧТО i иввную роль в оказании коррекционной помощи играет логопед. Однако 01 внимания логопедов, не обладающих достаточной клинической и патопоИХО логической подготовкой, ускользают разнообразные психопатологические и патопсихологические симптомы и синдромы, часто имеющиеся у детей с не

/

i>< и (i it I >l ЛОГО ПАТОЛОГИ И ДЕТСКОГО 1103РЛСТА

дораэвитием речи. Еще меньше в'логопедии известны патопсихологические особенности детей-логопатов со сложными формами нарушений. В связи с этим многие годы в логопедии бытовали представления о моносимптомности и моносиндромности речевых нарушений. Поэтому прерогативой логопеда считались только чистые, неосложненные формы первичного недоразвития речи, которые на самом деле встречаются весьма редко и являются скорее ис­ключением, чем правилом.

Из всех разновидностей психических дизонтогений наиболее изученными с патопсихологических позиций являются умственная отсталость и задержки психического развития. В многочисленных публикациях подробно описаны особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, поведения, лич­ностные характеристики, познавательные способности, обучаемость при этих состояниях (Сухарева Г. Е., 1965, Певзнер М. С, 1966, Ковалев В. В., 1985, Пеоединская К. С, 1982, Исаев Д. Н., 1982). В ряде монографий и руководств представлен обширный материал, посвященный патопсихологической харак­теристике этих дизонтогений (Рубинштейн С. Я., 1979, Шиф Ж. И., 1965, Ле­бединский В. В., 1985, Марковская И. Ф., 1993). Описаны недостатки речи, которые встречаются при умственной отсталости и задержке психического раз­вития (Шиф Ж. И., 1965, Парамонова Л. Г., 1973, Петрова В. Г., 1977, Собото-ВИч Е. Ф., Гопиченко Е. М., 1979, Рубинштейн С. Я., 1979, Ковшиков В. А., 1970). Значительно меньше психологических данных о состояниях недоразви­тия речи, не связанных по происхождению с психическим недоразвитием. Еще в 1968 г. в коллективной монографии под редакцией Р. Е. Левиной была пред­принята попытка очертить круг состояний так называемого первичного недо­развития речи, названного автором «общим недоразвитием речи». Однако глу­бокого психологического и психолингвистического исследования этой группы детей проведено не было.

По причинам, изложенным выше, в научной литературе весьма односто­ронне и фрагментарно освещены симптомы и синдромы, составляющие кли-нико-психологическую картину состояний недоразвития речи. Отсутствуют данные о соотношении психопатологических, патопсихологических и лингво-патологических синдромов. Имеются существенные пробелы в семиотике и терминологии для обозначения ряда лингвопатологических феноменов. По причинам, указанным выше, недостаточно и односторонне разработаны во­просы систематики состояний первичного недоразвития речи. Существующие классификации не позволяют связать психопатологические, лингвопатологи-ческие и патопсихологические проявления первичного недоразвития речи (ПНР). Есть основания предполагать, что природа и механизмы ПНР имеют сложный, мультифакторный характер. Это требует междисциплинарного и мультиаксиального подхода к систематике подобных состояний. Такой подход положен в основу настоящего исследования.

Разработка данной проблематики в клинико-психологическом русле иссле­дований представляется весьма актуальной еще и потому, что у значительной части детей с осложненными формами ПНР формируются довольно серьезные психические нарушения, требующие вмешательства клинического психолога, психотерапевта. При отсутствии помощи специалиста указанного профиля со


f

Временем Психологические проблемы i.iKHX детей утяжеляются, траНОфОрМИ* itch и стойкие психопатологические нарушения, что вызывает необходимость Вмешательства уже психиатра. Оптимальный подход кабилитации мог бы пре №'1 иратить подобные исходы. Практика показывает, что в среднем и у психиатра сп иедомленность в вопросах речевой патологии крайне низка. Одна из причин (Того — отсутствие в психиатрической литературе такого клинического раздела, i ч иогопатология. Поэтому попытка восполнить этот пробел представляется HI i уальной. Необходимо ввести первичное недоразвитие речи в круг погранич­ных психических расстройств и определить там его место.

Как справедливо отмечал еще в 1985 г. В. И. Лубовский, дефицит эксперп ментальных данных и серьезных теоретических разработок в этой сфере созда i i много сложностей в практической диагностике состояний первичного не-•I тзвития речи. Следует признать, что и в настоящее время дифференциальная диагностика речевого и интеллектуального развития детей с первичным недо-ри житием речи остается слабо разработанной областью. Это, в свою очередь, Hi способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррек-н ионных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи.

Одна из причин отсутствия масштабных, мультидисциплинарных исследо­ваний речевых расстройств у детей — сложившаяся традиция рассматривать ну проблематику только как прерогативу логопедии. Последняя ограничена и с моей исследовательской направленности. Поскольку она является приклад­ном наукоемкой дисциплиной, основные работы, выполненные в этом русле, Отличаются прагматизмом и некоторой односторонностью научного мышле­нии. Существует острая необходимость в создании самостоятельного научного п.травления, ориентированного на изучение состояний недоразвития речи с Позиций разных научных дисциплин: психологии, психолингвистики, меди­цины, нейропсихологии. Эта необходимость обусловлена тем, что сам пред­мет изучения междисциплинарен по своим проявлениям и научной проблема-i икс, с ним связанной. Образование новой научной дисциплины — логопатологии щтского возраста — позволило бы интегрировать методологию, концептуаль­ный аппарат, теоретические построения и экспериментальные данные, полу­ченные в рамках вышеперечисленных научных дисциплин, для изучения ано­малий речевого и языкового развития на качественно новом уровне. С другой I i с >роны подобный подход к изучению данной проблематики, безусловно, бу­дет продуктивен для психолингвистики, психологии развития, психиатрии, нейропсихологии. Логопатология как научная дисциплина стала бы теорети­ко-методологической основой для логопедии как практической отрасли кор-рекционной педагогики. Первый шаг в этом направлении был сделан в Ленин-Граде в 1991 г. Здесь при активном участии автора этих строк была создана Мепинградская Ассоциация логопатологов. Позднее она была переименована н Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга.

Настоящая книга является первой попыткой обобщить многочисленные ма­й-риалы исследований, теории, модели развития и недоразвития речи у детей, с ■ пданные в рамках разных научных направлений и научных дисциплин, соеди-нив это с собственным опытом многолетних междисциплинарных изысканий.

X


Наши рекомендации