Потребности и мотивы. Структура мотивации.
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.
Различают потребности: по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха, по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др., по значимости: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, по временной устойчивости:
Устойчивые, ситуативные, по функциональной роли: естественные, обусловленные культурой, по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей: акизитивные (потребность в накоплении, приобретении), альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия), гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности), глорические (потребность в признании собственной значимости), гностические (потребность в познании), коммуникативные (потребность в общении), праксические (потребность в результативности усилия), пугнические (потребность в соревновательной деятельности), романтические (потребность в необычном, неизведанном), эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауер.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза: голод, жажда, избегание боли
стремление к температурному оптимуму и т. д. Групповые: забота о потомстве, поиск места в групповой иерархии, поддержание присущей данному виду структуры сообщества. Познавательные: исследовательское поведение, игровая деятельность
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические, 2. Безопасность, 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо, 4. Уважение, 5. Познание, 6. Эстетические, 7. Самоактуализация. Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Мотив это некая побуждающая, направляющая и регулирующая сила. Что направляет , а что побуждает
Есть противоположные позиции
1. Мотив регулирует целостное поведение человека (Фройд, Адлер)
Либидо-половой мотив
Мортидо-стремление к смерти
Все поведение детерминировано, у адлера это стремление к превосходству
Оппозиция считает, что мотив регулирует каждое конкретное поведение. У каждого действия есть свой мотив. Олпорт
Есть промежуточное мнение.
В основе мотива лежит потребность, это его энергетическая составляющая . Реализация зависит от других вещей и потребность может быть реализована в разных вещах.
Потребность в еде есть у всех., но каждый её реализовывает по разному. Одна потребность может быть достигнута разными способами.
Потребность это осознанная цель. Сколько целей, столько и мотивов.
Например, человек хочет пить-чай или воду или пиво.
В основе мотива лежат убеждения, установки, нравственные ориентиры.
Ильин считает, что мотив-интегративное сложное образование, которое охватывает все элементы, которые несёт регуляторная ф-ция.
Начинается потребностью, а кончается целью.
3 блока формирование мотива
1. Потребностный. Формирование потребности достигает уровня осознования. Человек чувствует дискомфорт от проявления и хочет от него избавиться
(почему возникла это побуждение)
2. Внутренний фильтр. Формирование мотива опосредовано интересами, убеждениями
(почему выбираем тот или способ реализации)
3. Целевой этап.формирование цели, которую надо достичь. Стремление, намерение, для чего.
Пока не сошлись во мнениях осознается мотив или нет. Мотивационная сфера человека динамична. Может носит доминантный и подчинительский характер.
Мюррей разделял мотива на первичные и психогенные.
Первичные биологические потребности
Психогенные это и есть собственно мотивы, он их насчитал 28
Маслоу описал 5 групп потребностей (см вопрос 38)
Концепция Олпорта, автономные мотивы.
Мотивы прошлого ничего не объясняют в настоящем человека. Мотив заключается в собственном желании. Мотивы возникают сдвигаясь с цели на средства. Сама деятельность становится мотивом, а средства достижения целью.
Классификация Леонтьева
Выделил
1. Смысло-образующие мотивы(ведущие в жизни, это может быть любой мотив) они не осознаются
2. Мотивы –стимулы. Меняются в зависимости от ситуации
Есть методика в построение дерева. На каждое желание мы задаем вопрос: « а почему?, зачем» так можно до бесконечности.
По леонтьеву поведение человека полимодально (определяется многими мотивами)
В.И. Ковалев делил мотивы по группам содержательных и динамических характеристик
По содержательным мотивы связаны с общественными потребностями ( политические, нравственные, идейные мотивы и мотивы по виду деятельности(учебный мотив, познавательный мотив) . По регуляторной функции мотивы избежания наказания и достижения целей
По Динамике мотивы различаются по параметрам времени, длительные или короткие, а также по силе проявления, по степени устойчивости, актуальные или потенциальные. Реальный мотив проявляется сейчас. . Актуальная мотивация некий мотив + ситуационная детерминанта. Сила мотива может проявляться в проэкции. Например, субъектам дали неструктурированные картинки. Те кто был голоден, там видели еду.
Хекхаузен создал методику на выявление достижения и боязнь неудачи.