Какую роль в смене парадигм социального знания играет философия?
Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут восприниматься через неадекватную сетку категорий, что не позволит науке раскрыть их существенные характеристики. Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов. Но тогда возникает вопрос: как она формируется и появляется в науке? Ведь прошлая научная традиция может не содержать категориальную матрицу, обеспечивающую исследование принципиально новых (по сравнению с уже познанными) предметов.
Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.
Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Применение развитых в философии категорий в конкретно-научном поиске приводит к новому обогащению категорий и развитию
их содержания. Но для фиксации этого нового содержания опять-таки нужна философская рефлексия над наукой, выступающая как особый аспект философского постижения действительности, в ходе которого развивается категориальный аппарат философии.
Но тогда возникает вопрос о природе и истоках прогностических функций философии по отношению к специальному научному исследованию
Таким образом, перестройка оснований науки не является актом внезапной смены парадигмы (как это считает Т. Кун), а представляет собой процесс, который начинается задолго до непосредственного преобразования норм исследования и научной картины мира. Начальной фазой этого процесса является философское осмысление тенденций научного развития, рефлексия над основаниями культуры и движение в поле собственно философских проблем, позволяющее философии наметить контуры будущих идеалов научного познания и выработать категориальные структуры, закладывающие фундамент для построения новых научных картин мира (Степин).
Следует так же отметить, что на процесс смены парадигм научного знания, помимо внутринаучных парадоксов и фундаментальных философских концепций, огромное влияние, особенно в области обществознания, оказывают резко меняющиеся социокультурные условия жизни большинства членов общества. Таким образом, перед философией и социальными теоретиками встает задача выработки новых смыслов универсалий культуры: бытие, познание, человек, общество и т.д., на основе которых формируется новая парадигма социального знания.
Фундамент парадигмы социального знания образуют философские понятия о бытии, о структуре универсума, в который включается и само общество, о познании в целом и социальном познании в частности, о природе человека. Вся совокупность этих понятий формирует такие современные философские дисциплины, как онтология, гносеология и антропология. На их основе формируются представления о сущности самого социального, о взаимодействии общества и природы, о взаимосвязи общества и личности, о ценностях духовной культуры, о социальных идеалах и перспективах дальнейшего развития, т.е. такие понятия, которые составляют предмет современной социальной философии.
Радикальные изменения в обществе приводят к тому, что понятия, с помощью которых социальные теоретики до сих пор объясняли социальные процессы и делали прогнозы на будущее, утрачивают свою эвристическую Ценность, а коллективные представления большинства членов общества, коренящиеся, в конечном счете, в этих теоретических постулатах, не могут обеспечить ориентацию их носителям в меняющейся социальной среде. Все это приводит к критике прежней парадигмы социального знания и выдвижению новых идей и понятий, которые впоследствии станут составными элементами будущей новой парадигмы социального знания.
Философия, рассматриваемая как рефлексия над универсалиями культуры, эксплицирует смыслы этих универсалий, господствующие в данном историческом типе парадигмы социального знания. В ней дается критический анализ этих смыслов и формируются новые смыслы, соответствующие новым социальным реалиям развивающегося общества. Но эти универсалии являются теоретическим основанием социального знания в целом. Поэтому в формировании каждой новой парадигмы социального знания (естественно, за исключением мифологической парадигмы) философия играет ключевую роль.
В сущности, всю историю философии можно представить как, с одной стороны, критику предшествующей парадигмы социального знания, а с другой - как процесс формирования новой парадигмы. Именно поэтому переломные фазы в развитии общества, когда формируются новые социальные отношения и институты, являются и периодами выдвижения самых ярких и оригинальных философских концепций. При этом следует отметить, что в философии задолго до того, как та или иная парадигма социального знания станет доминирующей в общественном сознании определенной эпохи, уже закладываются теоретико-методологические основания данной парадигмы.