Новая парадигма социально-гуманитарного знания

Выше уже шла речь об основных тенденциях развития гуманитарного знания и его методологии, обосновывались предпосылки формирования новой парадигмы гуманитарного исследования.

Основные черты новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии «вырисовываются» в следующем виде:

1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук.

2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и ненаучных, экзотерических и эзотерических. О необходимости сочетания «мягких» и «жестких»
методов, «о фигуре гибкого методолога», сочетающего регулятивное значение классики с неклассическим и постнеклассическими подходами, о невозможности вмещать человеческое в узкие рамки рационального говорят многие современные исследователи.

3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т.е. усиление Внимания к собственным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать органически решение этих проблем с решением специфически-содержательных вопросов этих наук

4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии, что вызывает сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Социальные науки сегодня представляют арену
взаимодействия объяснения и интерпретации. А это значит, что такие схемы сочетают элементы естественных наук с интерпретирующими методами и ценностными подходами наук о культуре таким образом, что примиряют обе крайние позиции.

5. Активное внедрение е социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным открытым системам.

Становится все более острой необходимость формирования нелинейного мышления у представителей гуманитарных наук так называемого «нелинейного мышления». Его основные принципы должны отражать в своем содержании:

- многовариантность, альтернативность эволюции;

- возможность выбора определенных, «удобных человеку» путей;

- возможность ускорения темпов развития;

- необратимость развития;

- влияние каждой личности на макросоциальные процессы;

- эволюционность и целостность мира;

- недопустимость навязывания социальным системам путей развития;

- протекание социальных процессов в условиях неопределенности и нестабильности.

6. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку.

Все чаще центр тяжести познавательно интереса представителей социально-гуманитарного знания перемещается на субъекта (свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех - Маркс), на ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.

Центром новой парадигмы становится становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала.

7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Если прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на традиции, преемственность, созерцательность в отношении к внешнему миру, то в современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. Происходит переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост - к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами
экономического сдерживания и запрета.

8. Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологических сторон. Сегодня нужна целостная концепция взаимодействия общества и природы, оптимальные принципы их взаимодействия.

Новая парадигма парадигма единства человека и природы, осмотрительность вторжения в природу, поиск динамического равновесия между деятельностью человека и природными биогеоценозами

9. Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление представителей гуманитарных наук повысить концептуальный, теоретический статус на основе новых методологических подходов. Они пытаются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания: понятиями, категориями, принципами, идеальными типами, различного рода абстракциями, методологическими и философскими установками, идеализациями и т.п. И эта тенденция четко просматривается во всех гуманитарных науках.

10. Возрастание внимания к диалектике как к важному методу исследования социальной жизни во всех ее проявлениях.

11. Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и на социально-историческую практику, т.е. теоретизация и методологизация последней. Проблема регуляции практики на основе определенных принципов и норм и проблема «онаучивания» социального мира становятся все более актуальными. Приоритет в этом отношении принадлежит польскому философу Т. Котарбиньскому - основателю праксеологии как общей теории и методологии рациональной деятельности. Польский ученый подчеркивает необходимость выхода общей методо­логии за пределы сферы только научного познания и включе­ния в ее предмет исследования методов любого вида деятель­ности. «Вне всякого сомнения, - отмечает он, - можно не только рассуждать согласно такому-то, а не иному методу, не только развивать науку и писать научные труды лучше или хуже с точки зрения данного метода. Кроме того, можно де­лать что-либо лучше или хуже с точки зрения метода» /31, с.83/.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии, отметим следующее. Наиболее перспективный путь создания такой парадигмы - синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов. Исходя из такого понимания структура социальной методологии может быть представлена в следующем виде:

1. Имманентный уровень - совокупность методов, принципов, приемов, непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного знания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях.

2. Трансцендентальный уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные, методы естественных наук.

3. Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.

При этом подчеркнем, что, во-первых, методология социального познания есть целостная и органическая система, а не случайный, эклектический набор каких-либо отдельных элементов. В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации.

Во-вторых, решающим, определяющим уровнем данной системы, ее ядром является имманентный уровень.

В-третьих, вся система социально-гуманитарной методологии должна соответствовать предмету социального познания и данному, конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения.

В-четвертых, всегда должна быть свобода выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как единственно верных.

В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и средства социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы, не абсолютизируя ни один из них.

В-шестых, представляется невозможным существование совершенно обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.

Наши рекомендации